[ Им аплодировал Париж ]

В конце мая в Театре на Елисейских полях в Париже состоялся вечер памяти выдающегося музыканта, благотворителя, страстного патриота России Мстислава Ростроповича. Концерт был организован Фондом Ростроповича, руководимым его дочерью Еленой, и французским Банком NATIXIS Asset Management. С российской стороны в концерте принимали участие пять музыкантов-стипендиатов Фонда Ростроповича: Эмма Аликова (16 лет, скрипка), Нарек Арутунян (17 лет, кларнет ), Максим Шаталкин (25 лет, фортепиано), Пари Хайбулаева (10 лет, фортепиано), Алексей Кудряшов (19 лет, фортепиано). А за день до концерта Александр Авдеев, посол Российской Федерации во Франции, в своей резиденции устроил приём в честь наших исполнителей.

О предстоящей поездке наши девочки узнали за неделю. Пари Хайбулаева восприняла это не более эмоционально, чем поездку на каникулы в Ботлих. «В Париж так в Париж!» Благодаря спонсорской помощи дагестанцев, понимающих значение культуры, я вылетел вслед за нашими девочками. Ведь выступление Эммы и Пари в Париже – знаковое событие в культурной жизни Дагестана, а на фоне массы негативной информации из республики это особенно важно.

Театр на Елисейских полях. Это больше чем театр. В далёком 1913 году парижская знать решила построить небывалой красоты здание театра исключительно для особых представлений. Здесь рукоплескали Фёдору Шаляпину, здесь выступал с концертами Сергей Рахманинов. Богатый интерьер, превосходная акустика, уютный зал, при кажущейся компактности вмещающий 2000 зрителей, современная светотехника, позволяющая максимально удовлетворить вкусам самого взыскательного зрителя. Последние советы и наставления музыкального директора Фонда Ростроповича, известного музыковеда Манашира Якубова, и… расстаёмся с исполнителями, занимаем места в зале.

В зал заходят посол Российской Федерации во Франции Александр Авдеев с супругой, дипломаты и представители других стран. Гаснет свет. В зале идеальная тишина. В круге света появляется стипендиатка президента Дагестана – Пари… Игра девочки завораживает публику. Она исполняет «Песню без слов» Мендельсона. На последней ноте зал взрывается аплодисментами. Поклон. Ещё поклон. Под непрекращающиеся аплодисменты парижской публики дагестанка покидает сцену и вскоре опять выходит на поклон.

После выступления парижских пианистов, игравших в четыре руки, на сцену выходит Эмма Аликова. Она исполняет на скрипке «Размышления» Петра Чайковского и два отрывка из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» в сопровождении пианиста Максима Шаталкина, выпускника консерватории им. П. Чайковского. Виртуозность исполнения, артистизм, высочайшее умение чувствовать публику выделяют эту исполнительницу среди других. Хрупкие пальцы бегают по грифу. Смычок тянет последнюю ноту и замирает. Тишина в зале. Эмма держит паузу. Как только смычок отделяется от струн, зал «вскипает»: букеты цветов, крики «Браво!»…

Во время фуршета знатная публика Парижа стала подходить к нашим девочкам. «У тебя родители музыканты?» – спрашивает француз у Пари. Через переводчика она отвечает: «Мои родители – обычные горцы Дагестана, к музыке не имеют ни малейшего отношения». Француз удивлённо уточняет: «Откуда, откуда?!». «Из Дагестана, что на Кавказе!» – уточняет Пари. Француз в шоке. «Ведь там война, там стреляют и стреляют! Оттуда больше взрывов слышно, чем музыки!» – изумляется он. Его изумление мне понятно. Если бы те деньги, которые мы пустили на войну с собственным народом, потратить на развитие культуры, то спорт и культура стали бы крыльями, что подняли бы Дагестан на мировые высоты. Позже я спросил француза, что он думает о девочках из Дагестана. «Они играют прекрасно и с большим чувством. И чувство это превосходит даже технику, а это как раз и есть самое впечатляющее. Мы надеемся, что у нас будет возможность получить такое удовольствие в Париже ещё не раз».

В своё время Фонд Ростроповича заметил Ирину Догуеву в далёком Якутске. Сегодня она стипендиат Международной благотворительной программы «Новые имена». Учитывая, что Ирина сегодня учится в Париже, я решил поговорить с ней.

– Ирочка, вот вы присутствовали на концерте, где выступали две дагестанки – Эмма Аликова и Пари Хайбулаева. Как и вы, и они из далёких регионов России. Что вы можете сказать об их выступлении?

– Я за них рада, ведь им так повезло! У них большое будущее. Я начала заниматься музыкой у московских учителей после 10 лет учёбы в провинции – в провинции, где практически нет культуры классической музыки, а Эмма и Пари с малых лет попали под покровительство маэстро. У них есть возможность заниматься у профессоров, которые действительно знают своё дело, владеют богатой музыкальной культурой. И завидую я им. Думаю, что у них будет всё хорошо. Не один Париж им будет аплодировать. Пари в 9 лет приехала в Москву, а в 10 уже выступила в Париже, а я лишь в 8 лет начала заниматься музыкой, а все последующие 10 лет проторчала в Якутске! Так что у ваших девочек возможностей намного больше. Они покорят все высоты. Только труден путь музыкантов, особенно на начальном этапе. Многочасовые занятия, репетиции, материальные затраты, о которых начинаешь думать, лишь повзрослев. Мои родители продали всё, что можно было продать, для моего образования. Хоть обучение и берёт на себя Фонд, к тому же и стипендию платит, жить-то становится всё тяжелее и тяжелее, затраты растут, а Москва, как и Париж, – город высоких цен. В конечном итоге ведь музыкант трудится на культуру той республики, той страны, которую он представляет. Здесь, во Франции, одарённых детей опекают различные фонды, попечительские советы. Для этих целей крупные банки создают специальные фонды, которые регулярно помогают ребятам. К сожалению, нам до этого, похоже, ещё далеко. Удачи и терпения вашим талантам!

До поздней ночи продолжался фуршет. С Елисейских полей нас отвезли в гостиницу «Мэркюри», что в паре сотен метров от Эйфелевой башни. Вчера перед концертом Эмма и Пари гуляли по Монмартру, осматривали Нотрдам де Пари, слушали рассказ гида об истории площади Согласия, где в своё время одни революционеры сменяли других, и летели с плахи отрубленные головы. Когда-то бывшая кровавая площадь, ныне стала площадью СОГЛАСИЯ. Согласие и мир – то, без чего невозможно развитие чего бы то ни было. И культура может процветать только в обществе, где благополучие каждого является главной целью государства. ]§[

Номер газеты