[ Другие письмена ]

Открою вам страшный секрет: я люблю читать надписи на партах. Удивлены? Возмущены? Нет, я вовсе не имею в виду те, которые относятся к человеческой физиологии, или, как говорит моя любимая преподавательница, к «предметам материально-телесного низа». Встречаются среди них и подчас актуальные в нелёгкой «профессии» – студент. Иногда это прямо-таки канонические изречения, например: НЕ ВОСХРАПИ НА ЛЕКЦИИ, ДАБЫ НЕ РАЗБУДИТЬ БЛИЖНЕГО. Поистине, велика забота студента о студенте, особенно во время пары.

А какие интересные прозрения: Я – АЛИСА. В СТРАНЕ ЧУДЕС. Может, это заклинание двоечника (произнести в-ночь-перед-началом-сессии-предварительно-поплевав-на-чёрного-паука)?

Не менее интересны и студенческие подписи, «автографы». Их разнообразию позавидуют и профессионалы – каллиграфы. И хоть я и против порчи вузовского имущества, меня умиляют рожицы, которыми украшают студенты свои места в аудиториях. Это карикатуры на сокурсников и преподавателей, это и «портреты» местных красавиц, и самого себя, а то и просто рожицы, символизирующие переменчивое студенческое настроение. Иногда, изучив парту студента, можно говорить о его пристрастиях.

А какие только не встречаются на партах представители фауны: от непомерно длинноухих зайцев и парящих орлов (порой весьма похожих на недоваренных куриц) до фантастически зубастых драконов. Подобное творчество у меня ассоциируется с наскальными изображениями неандертальцев. Только их рисунки должны были помочь древнему охотнику добыть много дичи. А студенту, наверное, – благополучно «пережить» сессию. Видно, много общего у студента с первобытным человеком…

Тотемисты студенты. И оптимисты.

Студенческий оптимизм достигает огромного размера в надписи на форзаце «Ромео и Джульетты»: НЕ ВЕРЬТЕ! ОНИ ЖИЛИ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО! Верно, это писал университетский гуманист.

А разве наша жизнь не скопище царапок, чёрточек, кружочков, завитушек, бисерных строк, исписанных бумаг и пр.?! В детском саду, едва научившись держать в руках карандаш, рисуем смешных человечков, в школе тщательно вырезаем на парте трогательное «люблю», в университете исписываем целые тома тетрадей и коллекционируем справки, чтобы добиться «студенческой нирваны» – социальной стипендии. И дальше по жизни – мы пишем и пишем. У американской писательницы Бел Кауфман есть роман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». То, что она описывает школьную жизнь, а не жизнь студентов – принципиально не важно. Важно, что жизнь эта описана в записках, рапортичках, приказах…

Есть надписи и грустные. Надписи одиноких, беззащитных людей, у которых нет рядом друга… Вот одна из них, почти крик: Я НЕ ХОЧУ ВОЗВРАЩАТЬСЯ ДОМОЙ, или другая, красным маркером: ГОСПОДИ, ДАЙ СИЛЫ ВЫЖИТЬ В ЭТОМ МИРЕ!, или лаконичная: Я УСТАЛ… Может, все надписи – лишь попытки сказать то, чего не можешь сказать вслух?! Мне кажется, нам надо пойти навстречу друг другу, ведь вслух – это труднее, чем написать. ]§[

Номер газеты