[ библио ]

[Роман, что плющит и колбасит] Арсен Ревазов, «Одиночество-12»; «Ad Marginem»; 2005

Калипсольный отходняк – штука гадостная. Приходишь в себя после наркоза медленно, ватно. Одна часть ещё там, где зеркальные плоскости, скольжение и ослепительное всемогущество, а в висок уже безжалостно въезжает угол больничной тумбочки, и даже тихое слово вколачивается в голову как гвоздь.

Говорят, именно после калипсольного наркоза спятила Марина Цвигун, нарекла себя Марией Деви Христос и пошла себе сколачивать «Белое братство». И очень похоже, что Арсен Ревазов на той же волне сел и написал первую свою книгу.

Уж очень разламывается она на две половины. Одна – живая, напоминающая раннего Аксёнова, где и драки на танцплощадке, и дружеские попойки, и рефлексия на тему «не дающих баб», а вторая – мёртвая, геометрическая, бредовая.

То, что книга первая – видно сразу. Больно много в неё втиснуто. Япония и Италия, Сибирь-матушка и Израиль, плюс цитаты из репертуара культовых групп, плюс цитаты из гигантов философской мысли, плюс анекдоты, ну и подробнейшие исторические (или псевдоисторические, кто его знает) справки из древнеегипетской жизни. Впечатление такое, будто зубрилка с первой парты, чью поднятую руку долго не замечали, наконец-то получил возможность блеснуть, и заткнуть ему фонтан уже нет никакой возможности. Вывернется из-под руки и пропищит: «А я ещё из латыни знаю!!!» И всё ради чего? Чтобы рассказать нам историю про заговор.

Заговор, понятное дело, мирового масштаба. Некое злодейское Братство хатов, зародившееся в те времена, когда пирамиды ещё были дивно молоды, нашло способ проникать в параллельную реальность. И будет им там счастье после физической кончины. Но только им и только тогда, когда они достаточно напакостят в этой жизни. В этих целях они время от времени отрезают головы ренегатам и воздействуют на население посредством размещаемых где ни попадя кодовых слов: «Калипсол», «Дейр-Эль-Бахри», «Одиночество» и числа «222461215». Разумеется, хатскому напору противостоят добры молодцы, старые дружбаны. И единственные живые куски – те, где ребятки ностальгируют по дням минувшим.

А в остальном книга напоминает компьютерную игру. Как только положительные персонажи загоняются в тупик – они немедленно используют дополнительную жизнь или спасительную штучку, подобранную уровнем раньше и прибережённую на чёрный день. Вроде бриллианта, который самый главный герой Иосиф выигрывает у страшного урки в тюремной камере и таскает за щекой по всему миру и по всему роману ажно до самого его конца.

А конец, между прочим, не просто так. Конец с его игривым переплетением мотивов инцестуальных и эсхатологических остался вполне открытым, что наводит на мысль о продолжении, тем более что книга в момент стала бестселлером. Ревазов – преуспевающий рекламщик и знал, что делал, оборвав всё на полуслове. На последних строчках, где зловещая игла с калипсольной губительной каплей втыкается в плечо Иосифа, и открывается путь к следующему роману. Там, впереди, ещё темнота, но в ней уже клубятся положенные акулы, и гориллы, и большие злые-злые... отсюда не видно кто. Но очень! ]§[

Номер газеты