[ Земля. Кормилица ли? ]

Во время своего последнего визита в республику полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин в числе прочих коснулся и проблемы использования земель отгонного животноводства. Правда, пока в Ставропольском крае. Однако полпред заметил, что эта проблема существует и в нашей республике.

На этой неделе положительно разрешился конфликт махачкалинца Ахмеда Магомедова с частью жителей села Коркмаскалы, Кумторкалинского района. Напомним, полтора месяца назад Магомедов купил для своих родителей-инвалидов дом в селе. Но новые соседи неожиданно заявили, что люди другой (не кумыкской) национальности в селе жить никогда не будут.

Озлобленность местных жителей, скорее всего, была вызвана желанием администрации Махачкалы всеми правдами и неправдами перенести махачкалинский аэропорт ДОСААФ на земли близ Коркмаскалы. Объектом притязаний стали 350 гектаров присельских земель, где местные жители традиционно пасут свой скот.

Судите сами. Общая площадь Кумторкалинского района составляет 126 тыс. гектаров. Из них в ведении района – только 26,5 тыс. гектаров (21%). Земель отгонного животноводства в районе – 99,5 тыс. га. Количество жителей, прописанных в районе, около 30 тыс. человек, а переселенцев – более 10 тысяч. При этом арендная плата за пользование сельскохозяйственными землями для жителей района составляет от 400 до 600 рублей с гектара, а с переселенцев – в пределах 20 рублей с гектара.

Это и является основным катализатором нервозности среди местного населения. О вариантах решения подобных проблем чуть ниже, в комментариях нашего эксперта.

«ЧК» регулярно освещает проблемы, связанные с землями отгонного животноводства.

 

Только «отвоёвывать»

 

«Только в махоньком Лакском районе из 19 сельсоветов в 9 наблюдается конфликт вокруг земель бывших колхозов и совхозов. От них де­-факто осталась только земля. Имущество, транспорт, техника и даже скот – расхищены и распроданы. А земля, как имущественный комплекс, буквально расколота на две части. В горах пасут свой скот жители соседних районов, на равнинных кутанах хозяйничают­ капитально обустроившиеся семьи бывших колхозников или просто выходцев из селения. В войнах вокруг СПК действует принцип: кто первый – тот и прав. Тот, кто сумел за собой зарегистрировать СПК на базе колхоза, подобен командиру взвода, который занял высоту: противник всегда оказывается в проигрышной позиции, внизу.

Хотя на поверку подавляющее большинство тех, кто воюет с нуворишами от СПК, так называемые представители сельских джамаатов, представления не имеют, что делать с землёй после её «отвоёвывания». Самое большое желание для них – беспрепятственно взять клочок земли для выпаса собственного скота, а в рамках кооперативного хозяйства они себя никак не видят и не понимают, что это такое – управлять агрокомплексом». («ЧК» № 23 от 18 июня 2010 года).

Сельхозорганизации Лакского района только в Бабаюртовском районе имеют в пользовании 72 тыс. га земли (территория самого Лакского района – 70 тыс. га). Это составляет почти 25% всей территории Бабаюртовского района. На этих землях проживают всего-то около 1,5 тыс. человек. При этом реально используется не более 30% земель. Нецелевое использование земли, а также неопределённость собственника приводят в том числе и к вооружённым конфликтам. Как, например, в селе Львовское, Бабаюртовского района, в декабре 2010 года. Тогда в результате перестрелки между местными жителями и группой молодёжи из Казбековского района двое людей получили ранения. Как избежать подобного впредь?.. .

Нашим собеседником в обсуждении случаев неэффективного и бесконфликтного использования земель отгонного животноводства стал Абсалютдин Мурзаев (на фото) – член общественного совета при полпреде Александре Хлопонине, член общественной палаты республики.

 

Мнение

 

– Чем обусловлены этнические противоречия, связанные с землёй?

– Этот вопрос не этнического характера. К примеру, к Кизилюртовскому району относятся 11,5 тыс. га земель отгонного животноводства в Бабаюртовском, Кумторкалинском, Кизлярском и Тарумовском районах. В районе отсутствуют противоречия по землям, за исключением административно расположенных в Казбековском районе и находящихся в пользовании жителей Зубутли, Кизилюртовского района. Зубутлинцы просят официально закрепить данные земли за их поселением. Но этому категорически противится администрация Казбековского района. Эти аварцы, и те аварцы. О каких этнических противоречиях идёт речь? Это чистая экономика. Сегодня состояние более половины орошаемых земель республики (209 тыс. га), в том числе земель отгонного животноводства, оценивается как «неудовлетворительное», а изношенность оросительных систем доходит до 94 процентов. Дальнейшая деградация земель сельхозназначения приведёт к массовому выбытию орошаемых угодий из оборота. Это в свою очередь приведёт к снижению показателей развития сельского хозяйства всей республики.

– И в чём вы видите решение земельных проблем?

– Сегодня земли отгонного животноводства не отвечают современным реалиям. В первую очередь, не работают рыночные механизмы. Что это такое? Это разгосударствление собственности. Все уже признают, государственная собственность не эффективна. Общее – ничьё. Оставляя эти земли в республиканской собственности, мы даём возможность централизованной бюрократии распоряжаться землями с коррупционной составляющей. Давайте проверим на коррупционность закон о статусе земель отгонного животноводства 1996 года. Для того чтобы получить землю в аренду, человек должен обратиться к своему руководителю (СПК и т.д.). Он в свою очередь обращается к главе района, а этот – в Правительство республики. И уже правительство отправляет для заключения в Минимущество РД. Оно затем направляет заключение обратно в правительство. Смотрите, сколько звеньев. И столько же источников коррупции. Выход прост. Территория – район, где расположены кошары и кутаны – должна напрямую договариваться с другими районами. Любой муниципалитет будет передавать свои земли только эффективным собственникам. Только тогда вопрос сдвинется с мёртвой точки. Если заработают эти механизмы (правовые, экономические), то межэтнические конфликты начнут притупляться. Только так можно разрешить этно-территориальную напряжённость. Тогда земля не будет кормить отдельных плантаторов. Какая разница, кто меня кормит, аварец, лакец или люди другой национальности? Я всего лишь потребитель.

Отметим, что сегодня земли отгонного животноводства в республике используют 950 организаций различной форм собственности (СПК, КФХ и т. д.). Из этого числа 600 организаций заключили договоры аренды (в большинстве случаев на 49 лет) с Минимуществом республики. При этом министерство не торопится исполнить Постановление правительства РД о проведении разграничения земель. Чиновникам Минимущества гораздо выгоднее (не за бесплатно) переводить земли из категории в категорию. Причём цена, вроде, за ту же самую землю, растёт в геометрической прогрессии. Переведёшь из категории сельхозназначения в промышленную – стоимость вырастет втрое, а категория земель поселения и того дороже.

Кстати, Хлопонин, касаясь проблем в Ставропольском крае, отметил, что будет добиваться того, чтобы земля отгонного животноводства не передавалась в аренду на 49 лет. Максимум – 3 года. С последующим продлением срока в зависимости от качества использования. 

Номер газеты