[ В центре мишени ]

[В центре мишени] Приятно видеть, что проблема подготовки менеджеров вызывает живой интерес у читателей. В редакцию поступают отклики, возникают вопросы. Восприятие принципиально иной концепции вуза неоднозначно.

Например, те, кто перешагнул сорокалетний рубеж, с большим вниманием отнеслись к описанию кризиса образования. Они хорошо помнят советские времена и понимают всю глубину деградации того, что сегодня мы называем высшей школой.

Молодые читатели, напротив, воспринимают низкое качество образования и коррупцию в вузах как аксиому, которую и повторять не нужно. А вот вуз без диплома, отсрочек от армии и сессий вызывает удивление. В системе высшей школы форма настолько вытеснила содержание, что вуз не рассматривается как место, где человек приобретает новое качество.

Воспринимая этот проект как «Новый Экопол», кто-то пытается доказать, что «Экопол» начала 90-х был далёк от совершенства. Из-за созвучий в названии многие путают школу и созданную впоследствии под тем же брендом инвестиционную компанию, которая неоднозначно проявила себя в период чековой приватизации и становления фондового рынка.

Привыкнув к тому, что ежегодно в республике появляются десятки новых вузов, никто не высказывает сомнения в возможности открытия бизнес-школы.

Вызывает полемику численность выпускников. 90 человек в год – это минимальное количество, которое позволит окупать расходы вуза и будет заметно для экономики. Возможно, что через пять-семь лет, когда учебный процесс будет отлажен, количество выпускников вырастет раза в три. Но предел роста существует. Чтобы готовить тысячами качественных специалистов, по масштабам и бюджету вуз должен быть как крупный автозавод. Поэтому вряд ли когда-либо ежегодный выпуск бизнес-школы превысит 300 человек.

Мало кто обратил внимание на то, что главное в этом проекте – подготовка именно команды менеджеров. Воспитать команду намного сложнее, чем одного специалиста. Хорошая команда управленцев может формироваться десятилетиями.

Но что может сделать один образованный и талантливый человек на любом предприятии или в любом дагестанском ведомстве? Очень мало. Съедят без соли. Преодолеть сопротивление системы способна только команда менеджеров (от трёх человек для малого предприятия до 12 человек для средних размеров завода).

Хочется поблагодарить Зубайру Зубайруева за очень точный и ёмкий образ этого проекта. Именно мишень – наиболее подходящий символ бизнес-школы. В центре мишени – выпускники, все те, кто разделяют идеи проекта. Фактом своего существования они бросают вызов господствующей системе. Любые их успехи, достижения – это камень в надгробие «экономики откатов и коррупции». Стоит обществу поверить в возможность иной системы подготовки специалистов – и большинство дагестанских вузов будет вынуждено меняться. Или закроется.

Естественно, что очень многие заинтересованы в том, чтобы проект создания бизнес-школы никогда не воплотился в реальность. Но эта идея высказана, она живёт и пробьёт себе дорогу сквозь любые тернии.

В добавление к найденному символу мне бы хотелось выразить тремя словами девиз проекта: «ПОРЯДОЧНОСТЬ. ПАТРИОТИЗМ. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!». ]§[

Номер газеты