[ Стойкие банки ]

Дагестан по числу банков и в абсолютном, и в подушном исчислении – один из лидеров в стране. И в нашем случае это демонстрирует очевидную слабость местной банковской системы. Если сравнить регионы, ныне входящие в Южный федеральный округ, по числу всех зарегистрированных в них с 1990 года кредитных учреждений, то окажется, что количество банков в Дагестане в разы больше, чем в соседних регионах. Точно такое же «лестное» сравнение обнаруживается при сопоставлении Дагестана с промышленно развитыми субъектами Федерации, в качестве которых мы взяли Татарстан и Самарскую область, банковские системы которых считаются одними из наиболее развитых в России. И даже несмотря на быстрое сокращение числа действующих банков в Дагестане, число оставшихся всё равно заметно больше, чем во многих других регионах. В зарубежной практике о развитости банковской системы судят в том числе и по количеству банковских структур на душу населения, в частности, по числу мелких и средних банков. В России, и особенно это относится к нашей республике, на этапе «созревания» банковской системы тенденция обратная. Проводимый нами в двух предыдущих номерах анализ показал, что большинство мелких банков работают малоэффективно. Но и размер капитала здесь не является определяющим. Неэффективным можно признать менеджмент и в ряде средних и мелких по местным меркам банках. Об отсутствии нормального рыночного фона работы местных банков свидетельствует почти полное отсутствие соотносимости показателей их деятельности, их «разношёрстность». Если бы они в действительности работали в условиях острой конкуренции, как на рынках капитала, так и на кредитном рынке, и, как следствие, функционировали бы как нормальные рыночные банки, мы бы обнаружили определённую гармонию как между показателями каждого конкретного банка, так и между показателями банков в сравнении. Так, например, банк «Карабудахкентский», вкладывая в доходные активы 81% имеющихся у него ресурсов, получает в результате 1% убытка на весь капитал банка. А банк «Каздагинтернешнл», вкладывая только 0,04% от всех имеющихся ресурсов, умудряется получать в то же время 1,09% прибыли на весь капитал банка (и привлечённый, и собственный). Поэтому возможности для широкого сравнительного анализа банков ограничены.

О весомости банков Дагестана можно судить по доле их активов в ВРП (см. таблицу 1). Казалось бы, на общем фоне ЮФО мы выглядим хорошими «середнячками» и по относительному уровню этого показателя сопоставимы с богатым Краснодарским краем.

Но, как известно, сам Южный округ числится в числе отстающих в экономическом развитии среди федеральных округов в целом по России. А если же продолжить сравнение с Краснодарским краем, то ставить между ним и Дагестаном знак равенства было бы глубоким заблуждением. Во-первых, если приплюсовать к официально декларируемому ВРП Дагестана его теневой 47%-ный теневой оборот экономики, тогда окажется, что доля банковских активов составляет лишь 3,6%. Во-вторых, благополучная Кубань всё равно заметно лучше обеспечена банковским капиталом из-за большей привлекательности для филиалов иногородних банков, а также российских банков. А для развитых регионов России доля банковских активов в ВРП никак не меньше 10%.

Необходимость укрупнения банков для Дагестана – это необходимость в квадрате. Во-первых, на нашем банковском рынке уже сейчас присутствуют филиалы российских банков («Возрождение», «Связьбанк», «Леспромбанк» и др.). Заинтересованность в местном рынке проявляют и крупнейшие российские банки, правда, главным образом государственные – «Россельхозбанк», «Внешторгбанк», «Сбербанк». Во-вторых, в перспективе, пусть и более отдалённой, в случае снятия ограничений на деятельность филиалов иностранных банков (в первую очередь, они, конечно, хлынут в наиболее крупные и развитые регионы) придётся держать конкурентный удар в обоих направлениях. Тогда дагестанские банки окажутся перед выбором: укрупняться через слияние, поглощение или продажу банка, либо самоликвидироваться.

Всё, что мы делали в двух предыдущих статьях, – это старались выявить те банки, потенциал которых позволяет им надеяться на дальнейшее выживание именно в таких жёстких условиях открытого рынка. Из двенадцати отобранных в прошлом номере здесь представлены десять (банки «Торгово-инвестиционный» и «Мигрос» мы исключили как проданные и получившие московскую «прописку»).

Мы уже говорили, что из всех изучаемых нами банков сопоставимыми и наиболее близкими по характеру деятельности к нормальной банковской структуре являются «Ирдагбанк» и «Дагэнергобанк». Отличие между ними одно, но принципиальное: «Дагэнергобанк» является банком скорее отраслевым, корпоративным. Он обслуживает порядка 40 аффилированных с ним юридических лиц. Обслуживание отраслевых аффилированных структур и явилось фактором большей устойчивости банка в сравнении с «Ирдагбанком». А если же говорить о последнем, то, пожалуй, на сегодня он – единственный банк в Дагестане, в котором чётко прослеживается тенденция к универсальному банку. Для него, в отличие от большинства других, характерна сравнительная сопоставимость привлечённых сумм на счета юридических и физических лиц (170 и 109 млн рублей соответственно).

Следующий, «Промсвязьинвестбанк», несмотря на многообещающее наименование, нельзя отнести к инвестиционным. Доля выдаваемых кредитов у него мала, и более половины активов находится в «ликвидке». Поэтому этот банк выполняет, судя по всему, в основном операции по переводам, расчётам и т. д. К таким же расчётно-розничным банкам относятся и «Дер- бенткредит», «Эльбин», «ЭНО», «Дагестан» и в меньшей степени «Рубин». Банк «Эсид» занимает промежуточное положение между расчётно-розничным и универсальным.

Особняком, как всегда, стоит банк «Месед». У него самый большой из всех дагестанских банков собственный капитал – почти 493 млн. При этом у него самые низкие суммы привлечённых средств юридических лиц – всего-то 815 тысяч. Банк не использует преимущества большого собственного капитала для наращивания своей ресурсной базы, и даже на кредитование он направляет лишь шестую часть имеющихся у него ресурсов. В таком случае для этого банка нам видится два возможных пути дальнейшего развития: либо активизация политики по привлечению средств предприятий, организаций и граждан, а также наращиванию кредитного портфеля, либо слияние с каким-нибудь местным банком. В первом случае потребуются смена менеджмента банка и годы усилий, чтобы занять нишу на рынке: привлечь клиентов, нарастить ресурсную базу. Второй вариант, учитывая преимущества большого собственного капитала, а также упущенное время для манёвров, кажется для этого банка более предпочтительным.

Итак, из сделанного нами анализа можно заключить, что и в этой десятке есть свои лидеры (см. диаграмму). Банки «Дагестан», «Дербенткредит», «Промсвязьинвестбанк» «Эсид» выполняют преимущественно лишь расчётные функции. Не исключено, что в будущем эти банки могут послужить плацдармом для открытия новых филиалов иногородних банков. Полностью вписались в эллипс три банка. Для потенциальных клиентов «Дагэнергобанк» привлекателен большей устойчивостью. «Ирдагбанк» был бы интересен тем из них, кто нуждается в кредитной подпитке своей коммерческой деятельности.

Вообще же, если говорить об общей тенденции развития банков Дагестана, то можно отметить, что сохраняющаяся преимущественная ориентированность дагестанских банков на обслуживание предприятий, организаций, являясь, с одной стороны, признаком неразвитости банковской системы Дагестана, в принципе служит защитным механизмом и при дальнейшем усилении влияния филиалов иногородних банков, а также крупных российских банков даст местным банкам запас прочности, на некоторое время способствуя сохранению их стабильности. ]§[

Номер газеты