Сеть зависла

На минувшей неделе стало известно, что Дагестанская сетевая компания приняла решение о расторжении договоров аренды с местными интернет-провайдерами в одностороннем порядке. Теперь право выдачи необходимых разрешений перейдёт от региональной компании к федеральной… О причинах и последствиях – в материале «ЧК».

Договоры аренды провайдеры заключали с ДСК на размещение волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) на опорах линий электропередачи ДСК. Теперь же с 30 апреля им нужно обращаться и заключать новые договоры с АО «Управление ВОЛС-ВЛ», которое ДСК называет проверенным по заключению и исполнению данных договоров.

«В случае отсутствия намерений на дальнейшее использование имущества ДСК Вам необходимо осуществить демонтаж ВОЛС и возвратить используемое имущество по акту приёма-передачи в срок не позднее 30 календарных дней со дня прекращения договора», – предупреждает провайдеров сетевая компания.

АО «Управление ВОЛС-ВЛ» (зарегистрировано под торговой маркой «Россети Цифра») на 100% является дочерней компанией ПАО «Россети». Она, как указано на сайте, специализируется на техническом обслуживании и развитии корпоративной и технологической IТ-инфраструктуры и обеспечении информационной безопасности Группы компаний «Россети». ВОЛС-ВЛ обладает статусом коммерческого представителя всех дочерних зависимых обществ ПАО «Россети» и выполняет работы на всей территории присутствия сетей Группы компаний «Россети». Гендиректором является Алексей Агапов.

В «Россети Северный Кавказ» заявили по ситуации: «Дагестанская сетевая компания является юридическим лицом, действующим в рамках правового поля и законодательства Российской Федерации, самостоятельно информирует заинтересованных лиц о заключённых или расторженных договорах, иных действиях, несущих юридические последствия, как посредством официальной переписки, так и через средства массовой информации региона. Все действия компании направлены на развитие электросетевого комплекса Дагестана и соответствуют букве закона», – заявили в ДСК, добавив, что для пользователей Интернета ничего не изменится.

 

«Федеральная цена»

 

«Черновик» связался с одним из дагестанских интернет-провайдеров, который подтвердил факт расторжения договоров. «Нам предложили заключить договор с новой организацией, занимающейся выдачей технических условий по всей России. Но по новому договору цены будут завышены в 4–7 раз, в зависимости от арендуемых опор. Когда мы заключали договоры два года назад, нам тоже предлагали высокую цену. Мы просили дать нам в аренду за 10–15 рублей за опору, а ДСК настаивала на 150–160 рублях. Мы подняли шум, все поняли, что если на тех ценах заключать договоры, то 80–90% операторов в Дагестане, кроме Ростелекома, просто «умрут», исчезнут с рынка. В итоге смогли прийти к компромиссу – 30–40 рублей за опору», – рассказал «ЧК» собеседник. Он уверен, что если расторгнет договор, то со стороны сетей снова начнутся попытки вынудить провайдеров платить за аренду федеральную цену, как минимум от 100 рублей.

«Это будет серьёзный удар по рынку, и в итоге всё ляжет на потребителей – операторы будут вынуждены включать дополнительные расходы в тариф. Особенно это почувствуют жители сёл, так как опоры используются для оказания услуг связи только в частных секторах, а сёла – это полностью частный сектор», – рассказал «ЧК» собеседник, отметив, что сейчас в Дагестане тарифы достаточно невысокие, а развитие, напротив, в отличие от других регионов, уровнем выше.

 

Банкротство по плану?

 

Информация о том, что Дагестанская сетевая компания готовится к банкротству, на неофициальном уровне звучала уже неоднократно. А не так давно генеральный директор ПАО «Россети» Павел Ливинский заявил о планах по созданию новой территориальной сетевой компании в Республике Дагестан, которая не только будет оказывать услуги по передаче электрической энергии, но и, согласно особому приказу Минэнерго РФ, ей передадут функции гарантирующего поставщика.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили руководителя группы компаний ООО «ДагЭнерЖи» Рабадана Абдурагимова. Он уверен, что появится новая сетевая компания, так как держать в одной республике две компании смысла нет. «Поэтому рано или поздно ДСК будет банкротиться. И мы к этому также готовимся, поскольку являемся сторонами межсетевой координации. Дополнительно в отношении ДСК подаётся очень много судебных исков, в том числе и самим МРСК, на сотни миллионов рублей по аренде (ДСК арендует все сети у МРСК). На них подают иски ПАО «ФСК ЕЭС» – тоже компания Россетей. Соответственно, даже если будет банкротство, оно будет контролироваться самой МРСК. Аналогичная ситуация, напомню, была с «Дагеэнергосетью», процедура банкротства которой идёт с 2015 года. Ничего особо за этой структурой нет, зато долги колоссальные», – рассказал «ЧК» Абдурагимов.

Новая компания, по его сведениям, будет филиалом МРСК Дагэнерго. За долги этой компании, в том числе и перед оптовым рынком (так как функции гарантирующего поставщика будут переданы ей), будет отвечать МРСК – деньгами Ставрополя, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, то есть всеми деньгами, которые они получают. Абдурагимов уверен, что целью всех этих действий является попытка монополизировать рынок информационных услуг – телекоммуникаций, Интернета и т. д. Другой возможности прокладки сети у операторов, кроме как через опоры, нет. «Опоры, в основном, принадлежат МРСК, и ВОЛС-ВЛ, соответственно, будет диктовать централизованные условия, кому давать возможность подключаться, вешать свои интернет-кабели, а кому не давать. Это монопольный вид деятельности, потому что других столбов не поставишь. У интернет-операторов есть возможность обжаловать решения ВОЛС-ВЛ или других структур МРСК в ФАС. Пока я не могу сказать, нарушают ли действия ДСК антимонопольное законодательство, так как не видел цены и договоры. Операторам необходимо детально изучить основания имеющихся прав у МРСК, филиала Дагэнерго или ВОЛС-ЛВ заключать данные договоры»,– считает Абдурагимов.

Он задаётся вопросом о том, на каком основании их заключает ВОЛС-ВЛ, а не собственник сетей, есть ли вообще право собственности у МРСК на эти сети. Может быть, они принадлежат муниципалитетам, администрациям или находятся в частной собственности. Каждый столб, считает он, нужно проверять на наличие прав владения или собственности сетями, на которые провайдеры собираются вешать свои линии.

«Любая монополия ставит перед собой задачу повысить цены, не повысив качество, так как альтернативы у провайдеров нет. Повышение стоимости аренды этих столбов, завышение цен, нарушение требований антимонопольного органа отразится на стоимости самого Интернета и других средств передачи данных. Провайдеры заложат свою стоимость, и за всё, как обычно, будет платить конечный потребитель. В любом случае. Важно, чтобы сами провайдеры обращались в антимонопольную службу за защитой своих законных прав и интересов», – заключил собеседник. ]§[

Номер газеты