Порог бедности

Конец текущего и как минимум весь следующий год российская экономика будет находиться в глубокой рецессии. Следовательно, правительство страны планирует масштабную экономию. Мизерное повышение заработных плат работников бюджетной сферы и пенсий против чувствительного роста инфляции привело к тому, что социальное самочувствие жителей страны резко ухудшилось. Дальше ожидается худшее…

Таким выглядит экономическое положение, согласно представленным в минувший понедельник данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Россияне дают оценку ситуации в целом по стране и личной жизни. При этом в подзаголовок исследования вынесено «…оптимизм падает, люди готовятся к ухудшению положения дел в стране».

Согласно данным центра, индекс социальных настроений относительно ситуации в стране с мая по август этого года потерял 12 пунктов (от 73 до 61 п.), снизившись до минимума в этом году. Нынешнее значение показателя проигрывает сентябрьскому 2014 г. (68 п.), однако существенно превышает результаты прошлых лет (в т. ч. показатель августа 2009 г. – 24 п.). Согласно последним данным, 11% считают, что в государстве «всё хорошо», 67% – «всё нормально», 14% – «всё плохо».

На фоне этого пока ещё оптимистичной выглядит оценка гражданами своей жизни. Но при этом позитивно свою жизнь видит в основном молодёжь от 18 до 24 лет. 

Вместе с тем ВЦИОМ отмечает, что индекс социальных ожиданий продолжает демонстрировать отрицательную динамику: «С июля по август – минус 8 пунктов (от –39 до –47 п.). Таким образом, показатель упал до минимума за пять месяцев. Рост негатива наблюдается на фоне заметного уменьшения доли тех, кто полагает, что «тяжёлые времена уже позади» (с июля по август – от 27% до 21%). Отсюда оптимизм в отношении перспектив России сейчас существенно ниже, чем год назад (–22 п. в сентябре 2014 г.), и находится скорее на уровне 2009 г. (–49 п. в августе)».

Оценка некоторых финансовых экспертов, считавших, что критическая точка падения пройдена, как показывают результаты, оказалась ошибочной, судя по тому, как за последние 6 месяцев экономика упала более чем на 3,5%. Основные мониторы – главы Минэкономики и Минфина и Центробанка, слушая и наблюдая за которыми, люди делают выводы, также пессимистичны. Так, министр экономического развития Алексей Улюкаев официально признаёт, что падение показателей будет ещё ниже и больнее.  

Высокая инфляция сделала и своё самое чёрное дело – с падением реальных доходов в стране подскочило количество бедных. Сегодня, по разным данным, таковых около 22 млн человек, что почти на 4% больше, чем в прошлом году. И это, видимо, далеко не предел.

 

От хабаров…

 

На фоне дефицитного федерального бюджета не лучше выглядит и главный финансовый документ нашей республики. В уходящем году дефицит бюджета РД был на отметке почти 2 млрд рублей. Следует также отметить, что в 2016 и 2017 годах (см. таблицу 4) Минфин Дагестана надеялся на строгое соответствие расходов и доходов республиканского бюджета, однако теперь уже очевидно, что прогнозные планы не будут выполнены, поскольку все социальные обязательства были учтены в расходной части, с чем глава Минфина республики Али Исламов и связывал причину дефицита. Нетрудно догадаться, что ни о какой индексации заработной платы бюджетников, скорее всего, не будет идти и речи, но даже если она произойдёт, то не в тех пропорциях, пусть даже этого требует закон – индексации согласно уровню инфляции. Практически израсходовавшая резервы от реализации дорогой нефти Москва вряд ли будет способна сколь-нибудь существенно оказывать финансовую помощь регионам, включая и социалку.

В этих условиях Дагестан, как регион с одним из самых низких уровней доходов на душу населения, может попасть в крайне серьёзную группу риска. Не стоит забывать и о том, что общий экономический спад отразился и на строительном секторе в крупных городах-мегаполисах, в котором традиционно было занято немалое количество дагестанцев. Подобная отдушина всегда устраивала республиканские власти, поскольку это избавляло их от надобности создания рабочих мест на родине. Не исключено, что в ближайшее время начнётся (уже частично происходит) отток молодёжи домой. Рубль на строительных площадках Москвы и других регионов уже не такой длинный, как даже год назад.

Единственным выходом в данной ситуации, на наш взгляд, является скорейшее решение земельного вопроса в республике и запуск механизмов его реальной обработки. Разумеется, в тандеме с развитием животноводства. Пора, в конце концов, перестать откровенно врать о численности поголовья овец в республике, раздувая её в несколько раз, тем самым вводя в заблуждение не только людей, но и руководство страны. Пару недель назад министр экономики и территориального развития Дагестана Раюдин Юсуфов, комментируя экономическую ситуацию в республике, заявил, что у нас 10 млн голов овец (!). Возможно, Раюдин Айдакадиевич, вы оговорились (надеюсь, что это именно так), но вы же понимаете, что в реальности у нас нет даже 4 млн овец. Элементарно, для проверки (я готов присутствовать) посчитайте, сколько овец, к примеру, числится за хозяйствами Гунибского района на бумаге, а сколько их на самом деле. И вы увидите всю глубину всеобщего обмана и серьёзность его последствий. 

Уже очевидно, что бесконечная параноидальная беготня с пресловутым импортозамещением на устах не только не полезна, но даже опасна. Ни это понятие, ни ответные меры России по продуктовому эмбарго не принесли ожидаемых положительных результатов. Более того, и там, где они есть, нет качества. Так, по разным данным, некоторые производители отечественных сыров так погнались за количеством, что стали использовать при производстве пальмовое масло, чем вызвали гнев даже президента страны. 

И, наконец, руководству республики нужно больше думать не о собственных рейтингах, а о рейтинге самочувствия дагестанцев…

При подготовке материала использованы данные с сайта www.wciom.ru (ВЦИОМ). ]§[

Номер газеты