[ Полмегаполиса ]

Вчера на сессии Народного Собрания, кроме прочего, обсуждался проект закона РД об утверждении республиканской целевой программы «Обеспечение реализации городом Махачкалой функций столицы Республики Дагестан на 2011–2013 годы». Так как госзаказчиком программы определили Минэкономики РД, с докладом выступил министр экономики Марат Ильясов. Концепция программы одобрена Правительством РД (от 19 апреля 2011 г. № 77-р).

Во исполнение Махачкалой функций столицы Концепция предлагает три направления:

1) ремонт, строительство и очистка уличных стоков ливневой канализации;

2) капитальный ремонт детсадов, школ и объектов культуры Махачкалы;

3) развитие городского электрического транспорта.

Этот документ интересен уже потому, что администрация города в нём по факту признаёт огромное количество проблем, которые накапливались в Махачкале последние пятнадцать лет. Более того, эти проблемы, несмотря на постоянный общественный резонанс, усугублялись беспорядочной распродажей земель, уплотнением застройки, несоблюдением какого-либо генерального плана города.

В концепции отмечают, что «без комплексного решения указанных проблем программно-целевым методом невозможно запустить механизм практического исполнения Закона РД от 3 июля 1997 года № 13 ''О статусе столицы Республики Дагестан''».

Но ведь «функции столицы» в документе вообще не отражены. В лучшем случае, в концепции есть намёк на «социально-культурное развитие», которое подстать любому городу. Отсюда вывод – за эфемерным «обеспечением функций столицы» стоит бесхозное, нерачительное использование бюджетных денег.

 

С прошлого века

 

Муниципальные власти, наконец, признали, что существующая сеть ливневой канализации (48 км ливнестоков с территорий капитальной застройки в северной, центральной и южной частях города) большей частью сбрасывается в открытые водотоки и овражную систему (например, в канал Октябрьской революции – см. «ЧК» № 22 от 9 июня 2011 года – Прим. ред.). Так концепция признала необходимость отведения поверхностных вод с городских территорий и разработки комплексного проекта ливневой канализации (по проспекту Акушинского, улицам Пирамидальная (пос. Семендер), Юсупова, Нахимова и М. Азизова). При этом в документе отмечают, что «плотная застройка существенно увеличит стоимость строительства канализации».

Муниципальные власти по факту признают, что в связи с недостаточным финансированием в течение более пятнадцати лет, работы по строительству и ремонту канализации проводились не в полном объёме. В результате – 75 % канализационной системы заросло травой, кустарником, деревьями и частично разрушены.

 

И школы туда же

 

Согласно документу, Махачкале требуется строительство более 60 новых дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) на 350 мест. На это городу необходимо почти 9 млрд рублей. Кроме того, из имеющихся 66 ДОУ, тридцать построены в 60–70-е годы прошлого столетия и не отвечают современным требованиям, то есть подлежат реконструкции и капитальному ремонту (это ещё 300 миллионов рублей). На содержание каждого детского сада в бюджете города недостаёт по 6 млн рублей.

Концепция гласит, что в городе 27 школ подлежат реконструкции и капитальному ремонту. Если проводить их ежегодно в 5 – 6 школах, потребуется 50 млн рублей (10 млн на 1 школу) и пять лет. При этом Махачкале недостаёт 18 тыс. ученических мест (или 18 школ на 1000 мест каждая), на строительство которых ориентировочно потребуется 7,318 млрд рублей.

Во избежание утечек денежных средств в cash недобросовестным подрядчикам, было бы правильнее выносить на аукцион не один большой, говоря образно, лот «Школа под ключ», а отдельно два лота: строительство и оснащение. Тогда себестоимость строительства будет гораздо меньше, а за оснащение разгорится настоящая конкурентная борьба, что в итоге существенно снизит стоимость лота. Кроме того, во избежание массовых хищений, необходимо обойтись без межбюджетных трансфертов – строить школу только на деньги из муниципального бюджета.

Концепция же настаивает на том, что бюджет муниципального образования не в состоянии обеспечить ввод новых мощностей и ремонт существующих, и похоже, что именно это – дефицит муниципального бюджета – является основной проблемой города.

Если только муниципалитеты освободят школы от своей опеки, если только школы преобразуются в Автономные некоммерческие организации, которым из бюджета будет компенсирована лишь стоимость государственных социальных обязательств – по так называемым подушевым нормативам – а остальные деньги они будут зарабатывать самостоятельно, школы станут качественными и самодостаточными. Не будут по-рабски зависимыми от желаний глав МО. А зависимость от России не будет столь ненавистной для самых широких социальных слоёв.

 

Больницы

 

В отличие от школ, медучреждения в концепции вообще не упоминаются. Это выглядит ещё более странным в свете прибытия 27 июня в Дагестан главы минздравсоцразвития Татьяны Голиковой (см. колонку слева –Прим. ред.). По итогам совещания Голиковой с участием Магомедсалама Магомедова ни у кого не осталось сомнений, что помимо квалифицированных врачей республике не хватает высокотехнологичных оснащённых больниц и поликлиник.

К примеру, территорию больницы рыбкоопа (ТМО-1) «точечно» застроили частными домами и саунами. Теперь на ленточном фундаменте, рассчитанном на 2-этажное здание, в спешном порядке надстраивают этажи против всех строительных правил. Весьма вероятно, что надстройка рухнет на головы врачей и среднего медперсонала, которые продолжают работать во время строительно-монтажных работ (СМР). Возникает вопрос: зачем строить то, чему не нашлось места в этой концепции? И почему главврач-заказчик вместе с профсоюзами даже не подумают о пациентах и медиках, не перенесут СМР в ночную смену? Ведь за 12 часов вечерне-ночной смены эффективность строительства такая же, как за 20 часов дневного времени, даже на абсолютно освобождённых от преград объектах; а в ТМО-1 не только препятствия, но и живые пациенты и медики.

 

Фикции столицы

 

Далее сообщается о количестве тех или иных развлекательных объектов массовой культуры, и тут же муниципалы указывают на «необходимое количество» новых таких объектов. При этом в документе нет хоть сколь-нибудь правдоподобного обоснования необходимости их строить.

Разумеется, денег на строительство у муниципального бюджета не наберётся, поэтому концепция настойчиво требует выделить деньги из республиканского бюджета.

Так, в документе констатируется, что в столице Дагестана функционирует 21 библиотека (в том числе четыре республиканские). Всего в библиотечной системе города – 642 тысячи посещений в год. И далее: «В расчёте на 563 тыс. человек населения города необходимо строительство 21 новых библиотек».

Если даже на основе данных, приведённых в этой концепции подсчитать количество посещений в одной библиотеке за один день, мы наберём всего 83 читателя. Но ведь это количество посещений в день покроет любая библиотека, не говоря уже о «Центральной» и «Научной». Что до остальных, особенно муниципальных и среди них – детских библиотек (их в концепции предлагают строить аж 18 новых!), то посетителей там гораздо, гораздо меньше. Необходимости в новых библиотечных зданиях у города нет.

В документе впервые подчёркивается, что 4 махачкалинских кинотеатра находятся в частной собственности. И тут же: «Для удовлетворения растущей потребности в учреждениях культуры данного типа необходимо строительство двух кинотеатров». Но если всего 1720 посадочных мест, а кинотеатрами города было обслужено около 2,3 млн зрителей, как заявлено в концепции, то с учётом, в среднем, пяти сеансов можно подсчитать, что и в этих четырёх к/т нет необходимости. – Залы не заполняются. То есть в городе нет столько посетителей, чтобы было необходимо строить ещё два кинотеатра.

Далее:«3 республиканских концертных зала. Необходимо строительство 2-х концертных залов». Но какова наполненность имеющихся, ежедневно, с учётом графиков концертов? Ведь и эти три к/з пустуют.

«4 музыкальные школы, четыре школы искусств и одна художественная школа, в которых обучается около 5 тысяч детей. В настоящее время нормативная потребность – 31 новая школа данных типов».Возникает аналогичный вопрос: кто оценивал спрос на эти школы? Давайте спросим педагогов, насколько загружено то, что имеется? Если городу так нужна 31 новая школа искусств, зачем передали музучилище ДУМДу? Не увязывается и то, почему при таком дефиците учебных заведений власти закрыли школу № 2? Передали здание в частную собственность. Сегодня в здании второй школы разместили ГЕРЦ, который платит собственнику арендную плату... Весьма выгодная схема.

«7 домов культуры, из них 6 расположено в пригородных посёлках». И тут же, без пояснений: «необходимо строительство 15 домов культуры». Для чего? Какую такую «культуру» собираются культивировать в этих ДК? Наоборот, при такой колоссальной нехватке муниципального бюджета нужно избавить его даже от имеющиеся ДК. Приватизировать их в частную собственность, как это было с кинотеатрами.

«4 музея, в том числе 1 муниципальный и 3 республиканских. Необходимо строительство ещё 7 музеев». Те же вопросы: за чей счёт строить? за чей счёт содержать персонал? хватит ли собственных средств? кто считал потребность? кто оценивал посещаемость существующих музеев (без фальсификации отчётности)? какую культуру будут «культивировать» эти музеи? На основании чего в концепции заявлено именно о семи, а не трёх или 15-ти музеях?

«6 республиканских театров. Необходимо строительство Театра юного зрителя и Молодёжного театра».Но зрителю нужны постановки, а не здания театров. Столице нужны профессиональные театралы, а не помещения, которые никогда не будут заполнены ни зрителями, ни актёрами.

«3 выставочных зала, находящихся в частной собственности. Необходимо строительство 1-го выставочного зала». Который, вероятно, тоже будет приватизирован через несколько лет? По-видимому, тут надо напомнить и читателям, и авторам этого документа, что мы живём в эпоху капитализма, но никак не форменного социализма времён «Военного коммунизма». Для всех упомянутых в концепции «необходимостей» должно быть представлено чёткое просчитанное социально-экономическое обоснование. А иначе этот документ не «программно-целевой», как заявлено в самой концепции, а как раз и есть расходно-сметный – только ориентированный на интенсификацию социалистического хозяйства.

Отдельным пунктом в нём указана необходимость оснастить пожароопасные объекты, места массового пребывания людей – системами сигнализации и видеонаблюдения. – «В среднем на установление и содержание этих систем и «тревожной» кнопки только на 148 объектах образования потребуется около 148 млн рублей».

Если «места массового скопления» частные – то и заботиться о своей безопасности должны частники. Если они муниципальные, то экономически обоснованным было бы муниципалитету продать убыточные объекты частникам. Если же эти муниципальные предприятия «массового скопления» прибыльны, то за счёт собственных прибылей они и должны содержаться.

В такой схеме «постройте, нам за свой счёт», весьма вероятно, что объекты перейдут в частную собственность при очередной формально-денежной приватизации.

 

Вопрос ребром

 

Всего на выполнение указанных в документе мероприятий за три года (2011 – 2013) требуется 1,481 миллиарда рублей. Называют два варианта финансирования: первый предполагает, что программа будет осуществляться за счёт местного бюджета; второй – за счёт субсидий республиканского бюджета.

«В связи с высокой степенью изношенности основных фондов в городском хозяйстве» документ предусматривает предоставление средств на софинансирование махачкалинских проектов из республиканского бюджета в размере 1,142 млрд, аза счёт городского бюджета – на 339 млн. (см. приложение № 3 к коцепции; в НС обсуждалась сумма на 363 млн меньше). К тому же за три года общая сумма субсидируемых средств может значительно возрасти, в документе так и говорится: «предельные объёмы финансирования указанной программы могут ежегодно уточняться, исходя из реальных возможностей республиканского бюджета».

Но это значит, что республиканскому бюджету, в свою очередь, нужно получить требуемые деньги из федерального бюджета в виде дотаций. А как же желание сделать нашу экономику бездотационной? Может быть, если мы не зарабатываем столько денег самостоятельно, целесообразно бы на время отказаться от неоправданно роскошных проектов? Если «культурно-развлекательные» проекты не будут реализованы до 2013 года, ничего страшного не произойдёт – никто даже не почувствует, что эта программа не выполняется, потому что людям она не нужна. Эта программа нужна исключительно муниципальному чиновнику.

 

Где деньги, Зин?

 

Концепция, как «Книга вымышленных существ» Борхеса, собрав множество нереальных и ненужных задач, констатирует главную проблему: в муниципальном бюджете – нехватка средств. «Дайте денег!»

Доходы столичного бюджета на 2011 год составляют 4,953 млрд рублей. В том числе трансферты из республиканского бюджета – 2,174 млрд. Но почему же Махачкала не собирает больше? Загвоздка в том, что у самых крупных бизнес-площадок города, аффилированных с местными чиновниками, привязка налогов осуществляется не к реальным доходам, а к количеству зарегистрированных работников. Например, в многочисленных банкетных залах работниками официально числятся два человека – администратор и бухгалтер. Остальные – пришлые, нанимаются отдельно и неформально. И наоборот, если работников предприятия много, а площадь небольшая, то налоги уплачивают уже с мизерных площадей. И таких серо-буро-малиновых схем ухода от налогов предостаточно.

Но сколько может реально собирать Махачкала?

В прошлом квартале в Республику Дагестан приезжали аудиторы ГУ ФСБ. Даже швейцары республиканской налоговой инспекции только об этом и говорят. Тридцать выхолощенных парней с «Лубянки» полтора месяца усердно подсчитывали потенциальные налоговые сборы в бюджет города Махачкала. Даже без учёта потенциала продовольственных и вещевых рынков, аудиторы насчитали 32 миллиарда рублей! Эти деньги столица могла бы собирать уже сегодня.

Хватило бы этого на школы, сады и канализацию? Конечно, хватило бы.

 

Перцепция Махачкалы

 

Городская агломерация, плотность застройки или размеры города – будь то метроплекс (крупная территория, содержащая несколько городов с пригородами),мегаполис или даже мегалополис (сверхагломерация) – не имеют прямого отношения к столичным функциям. Крупные размеры городов-столиц иногда являются следствием, но никак не причиной исполнения этих функций. Например, функции столицы США осуществляет не один из крупнейших городов в мире – Нью-Йорк, а скромный по своим размерам Вашингтон; финансовой столицей Германии является Франкфурт-на-Майне, а не Берлин.

Какие именно функции выделяют из множества городов один, и наделяют его статусом столицы? Из Закона РД «О статусе столицы Республики Дагестан» следует, что органы местного самоуправления города Махачкалы предоставляют органам власти РД и РФ, представительствам субъектов РФ и иностранных государств земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги. Для того чтобы город мог это осуществить, республика выделяет средства на «обеспечение столичных функций». Однако в текущей концепции о потребностях Махачкалы ровным счётом ничего не известно: нет технических расчётов и экономического обоснования.

Сначала необходимо провести инвентаризацию федеральных, республиканских и муниципальных земель. Не размежевание, а инвентаризацию. После этого администрация Махачкалы сможет определить, сколько земель относится к МО и сколько ещё земель нужно «для осуществления столичных функций». Только обосновав необходимую площадь земель и предоставив технические расчёты, муниципалитет может запросить целевые средства на скупку земельных участков, на строительство инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. А нынешний документ необходимо вернуть на доработку.

Номер газеты