«Пацан сказал – пацан сделал»

Заявления экс-министра по управлению госимуществом РД Марата Ильясова о несправедливости решения о своей отставке и некорректности предъявленных ему претензий вновь привлекли внимание к проблеме объективных критериев оценки работы членов кабинета министров. Об этом много говорит и глава республики Рамазан Абдулатипов, который издал соответствующий указ. Но практика показывает, что кадровые решения в основном принимаются из субъективных или скрытых политических соображений. Попытаемся разобраться, почему так происходит.

Нереальные требования

или отговорки?

 

Напомню, что 23 января глава Дагестана своим указом отправил в отставку трёх членов Правительства РД – вице-премьера Магомедгусена Насрутдинова, министра по управлению государственным имуществом Марата Ильясова и министра промышленности и энергетики Ризвана Газимагомедова. А на следующий день, комментируя событие, Рамазан Абдулатипов заявил, что освобождения не связаны с арестом 22 января вице-премьера: «В сентябре, когда утверждалось правительство республики, Насрутдинову и Газимагомедову было ясно сказано, что если до конца года они не смогут передать около 5 тысяч км сетей ОАО «Газпрому», то они будут освобождены от работы. Этот участок работы оказался проваленным. Что касается ареста, то это всего лишь совпадение».

В отношении же Ильясова глава РД отметил, что он в целом добросовестный и грамотный человек, но «многое в республике роздано и, более того, находится в бесхозном состоянии, годами не используется, такого не должно быть».

Однако 24 сентября 2013 года на упомянутой встрече с правительством Абдулатипов, характеризуя ответственных за промышленное направление (куратор – Насрутдинов), сказал: «В целом, люди грамотные, способные. И министр промышленности и энергетики, и руководители других министерств – это состоявшиеся люди… Однако сегодня мы провалили электроэнергетику, топливно-энергетическую и газовую сферы». Возникает вопрос: а можно ли было за следующие 4 месяца изменить ситуацию?

Тогда же глава РД назвал пять министров, работу которых он оценил в целом положительно, в их числе был и Ильясов.

31 декабря глава республики сообщил, что в целом доволен работой правительства, но 15 января, выступая с Посланием к Народному собранию РД, заявил: «В соответствии с достигнутыми договорённостями с Алексеем Миллером все газовые сети надо было готовить к передаче «Газпрому». Таким образом, мы планировали активизировать работу по газификации республики. Из-за нерасторопности Минпромэнерго РД и Мингосимущества РД республиканский бюджет недополучил 1,5 млрд рублей». Тем не менее разговора о смене членов правительства и изменении структуры органов исполнительной власти не было.

На упрёк в нерасторопности и за якобы срыв многих поручений Ильясов в интервью (№4 от 31.01.2014 г. – «ЧК») рассказал, что «газовые сети – это не мешок картошки, за один день их продать невозможно», поскольку подготовка необходимых документов, проведение конкурса и другие требования законов объективно не позволяли уложиться в поставленные сроки, несмотря на то что коллектив министерства с большим напряжением работал весь год. Он предупредил об этом Насрутдинова, а 17 января написал заявление о своём несогласии и добровольном уходе с должности.

Добровольно-принудительный характер носили и летние отставки экс-премьер-министра Мухтара Меджидова и экс-начальника правового управления Администрации Президента и Правительства РД Мустапы Генжиханова.

 

Критерии по указу

 

Между тем весь 2013 год Абдулатипов говорил об объективных критериях (показателях) работы членов правительства и даже о психологическом тестировании их специалистами одного из кадровых агентств. Он издал указы – «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти РД» и «Об утверждении перечня показателей для оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти РД».

Согласно последнему указу деятельность Мингосимущества РД должна оцениваться по 6 показателям. Первый из них – доходы республиканского бюджета (РБ) от использования имущества – не подходит, поскольку газовые сети предполагалось продать, а не использовать. Ещё четыре – доля объектов республиканской собственности, переданных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, удельные веса земельных участков и объектов недвижимости, зарегистрированных в собственности РД, и удельный вес имущества, учтённого в реестре госимущества РД (в процентах), – даже не упоминались. Единственный показатель, который увязывается с объяснениями главы РД, – это доходы РБ (в млн рублей) от использования и продажи земель, находящихся в республиканской собственности. Но так как земли сельхозназначения у нас продавать запрещено, то речь может идти лишь об участках под зданиями и сооружениями, а также прилегающими территориями. Остаётся только вопрос по использованию земель, решение которого зависит не только от Мингосимущества.

В отношении Минпрома РД установлено тоже 6 показателей: объёмы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в целом, а также по видам экономической деятельности, «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (в млн рублей), индекс промышленного производства (в процентах) и производство электроэнергии (в млн кВт/x).

Ни по одному из них речи не шло, хотя индекс промышленного производства за 2013 г. к 2012 г., по данным Дагстата, составил 137,5% против 94,9% в 2012 г. За такой рост, на наш взгляд, Газимагомедова впору награждать, а не увольнять. Возможно, поэтому, помимо объяснений Абдулатипова, в СМИ обсуждается версия, увязывающая увольнение трёх членов правительства с борьбой за контроль над финансовыми потоками в нефтегазовой сфере между центром и регионом.

 

Экономия взамен

ответственности

 

Тем же указом от 27 декабря 2013 года было установлено 7 показателей эффективности для руководителя Комитета по делам молодёжи, о котором Абдулатипов в Послании к Народному собранию РД 15 января сказал: «Вокруг Комитета по делам молодёжи собирается хороший актив во главе с Зауром Курбановым. Наша молодёжь достойно представила республику на образовательном форуме «Машук». Мы пригласили молодых людей из других регионов страны к нам на форум «Каспий-2013». Открыли Айти-парк, бизнес-инкубатор Plug and play, международную бизнес-школу. Масштабное шоу мирового уровня было устроено в честь открытия нового стадиона». Ему нужно было увеличивать доли молодых семей, получивших жильё и улучшивших жилусловия, добиваться более широкого охвата детей и подростков отдыхом и оздоровлением, роста процента участия молодёжи и детей в добровольческой деятельности, мероприятиях патриотического воспитания, деятельности общественных объединений.

Тем не менее указом от 24 января глава РД упразднил этот комитет, передав его функции министерству образования и науки. Не нужны оказались показатели эффективности и для председателей комитетов по народным художественным промыслам, по развитию малого и среднего предпринимательства, рыбному хозяйству, которые тоже упразднены. Комитет по рыбному хозяйству, между прочим, был создан после долгой подготовки в ноябре 2013 года.

Комментируя упразднение 5 органов исполнительной власти, Абдулатипов заявил, что этим будет сэкономлено 40 млн рублей из расходов на чиновников. Однако по опыту подобные реорганизации почти парализуют работу чиновников в соответствующих направлениях минимум на три месяца, а возложение дополнительной ответственности на министров и их подчинённых, без того перегруженных прежними функциями, тоже ведёт к снижению эффективности. И будет ли поэтому экономия – сомнительно.

Иные версии также связывают это решение с перераспределением финансовых потоков под доверенных людей.

 

Позитивный опыт

 

Разумеется, не стоит идеализировать отставленных или утративших должности руководителей. Но у нас сейчас получается, что почти любой член правительства может вмиг потерять должность за один промах, который может случиться по не зависящим от него обстоятельствам.

Прежние главы РД, хотя тоже зачастую принимали решения об отставках по субъективным соображениям, тем не менее, понимали значимость стабильности в управлении и делали это либо точечно, либо подготовив соответствующую почву. Так поступают в большинстве случаев и руководители других регионов и стран.

Между тем председатель правительства Абдусамад Гамидов в интервью «Кавказской политике» 3 февраля сообщил, что «кому-то у нас всегда «нужно» политизировать такие вопросы (об отставке), будоражить общественное мнение». А Абдулатипов на пресс-конференции в Москве 4 февраля, говоря о коррупции, заявил: «Пока не сменишь почти всех, вытравить желание переписать землю города на своих родственников очень трудно, трудно победить, более того, само население привыкло жить вне правового поля». Он отметил, что готов сменить любого, кто не справится с поставленной задачей: «Пацан сказал – пацан сделал. Исполнил проект – работает дальше, не исполнил – следующий менеджер идёт, так должно быть».

Можно было бы отнестись к такому подходу с пониманием, если бы в результате с должностей слетали засидевшиеся мздоимцы и полукриминальные личности, а не относительно толковые и дисциплинированные специалисты. Раз приняли документ о критериях, то надо его придерживаться, тем более что вопросы кадровой политики – самые обсуждаемые. И решения по ним являются самым ярким примером либо правового мышления и поведения, либо использования двойных стандартов.  

Номер газеты