[ Новый образ образования ]

Не так давно у известного писателя, журналиста и преподавателя Дмитрия Быкова спросили, как бы он изменил систему образования, на что тот ответил: первое – дать образованию денег, второе – оставить в покое и ничего не менять хотя бы два года. По его мнению, система образования измучена реформами. С Быковым трудно не согласиться, слишком уж много потрясений. Сначала ЕГЭ, от которого ни родитель, ни учитель, ни что самое главное – ученик пока не отошёл. На очереди новый закон «Об образовании», который внесли в Госдуму для обсуждения и принятия. Зная, какими скорострельными бывают отечественные парламентарии, сомнений нет: в скором времени закон будет принят. К существующим проблемам прибавится новая – жить по новым правилам и привыкать.

Абсолютно новый закон (который по сути является кодифицированным и унифицированным нормативным актом), принятие которого отменяет сразу несколько других законов1, в 115 страниц вступит в силу в 2013 году. На реализацию норм законопроекта, в случае его вступления в силу, из федерального бюджета только в 2013 году потребуется дополнительно 16 млрд рублей, а из бюджетов субъектов Федерации – более 400 млрд рублей. В то же время расходы бюджетов муниципальных образований сократятся на 112 млрд рублей. Всё это, конечно, – огромные деньги. Вопрос только, будет ли от всего этого результат. На образование тратилось всегда очень много, однако результат, как ничто другое, подвергался критике. Особенно в последнее время. К примеру, в бюджете республики Дагестан на 2012 расходы на образование составляют 30,2% в структуре всех расходов (это порядка 18 млрд рублей).

 

В теории это так…

 

В Министерстве образования и науки РД, куда мы направили запрос (на имя министра Магомедфазила Азизова), нам сообщили, что закон оценивают положительно, так как «в нём нашли отражение лучшие образовательные практики и образовательные технологии, подтвердившие их эффективность».

Что касается эффективности, то это, на наш взгляд, перспектива для оценки довольно отдалённая. Что касается нововведений в законопроекте, то их на самом деле достаточное количество. 

Прежде всего нужно сказать о том, что изменилась система уровней образования (см. таблицу 1). В частности, появились такие уровни, как дошкольное образование, начальное общее образование и некоторые другие. Если говорить о дошкольном образовании, то раньше органы местного самоуправления только лишь организовывали и координировали методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Согласно законопроекту, будет иначе. Помощь будет оказываться (помимо уже указанного) в том числе посредством создания консультативных центров в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях. Если такие организации осуществляют, помимо прочего, ещё и уход (присмотр) за детьми, то они могут взимать за это плату с родителей (ст. 65 законопроекта).

К примеру, среднее профессиональное образование будет включать в себя два уровня образовательных программ: подготовка квалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена. Видоизменяются и образовательные программы. В частности, из числа образовательных программ исключаются и становятся самостоятельным видом – программы подготовки научных кадров (докторантура).

Согласно новому закону, образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями (создаются в формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций), научными организациями и иными юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Кстати, понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность» – нововведение законопроекта. К таким организациям относятся собственно образовательные организации и иные организации, осуществляющие обучение. Это связано с тем, что законопроектом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности.

Например, предусматривается, что научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ.

Вводится понятие «обучающегося» и его классификация. Что касается мер социальной поддержки и стимулирования обучающихся, то закон в соответствующих случаях, указанных законодательством, предусматривает следующее: полное государственное обеспечение, обеспечение одеждой, обувью, жёстким и мягким инвентарём; обеспечение питанием; местами в общежитиях, интернатах; транспортное обеспечение; стипендии, материальная помощь и другие денежные выплаты; предоставление в установленном порядке образовательного кредита.

Что интересно, «принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные организации (объединения), в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются». Тем не менее этим руководители вузов очень часто грешат. Как на федеральном, так и на местном уровне. Особенно ярко это проявляется, когда при школах создают своего рода пионерско-комсомольские ячейки, которые после ребрендинга стали именоваться как «Молодая Гвардия» и движение «Наши».

Существенно расширена экономическая деятельность в сфере образования. Так, в прошлой редакции закона ничего не говорилось об образовательном кредитовании. Согласно законопроекту, образовательные кредиты предоставляются банками (кредитными учреждениями) гражданам, которые поступили, к примеру, в вуз. Деньги, естественно, являются целевыми. Кредит может быть направлен как на оплату стоимости обучения, так и на проживание, питание и другие нужды (ст. 108 законопроекта). На наш взгляд, тут кроется ловушка, ну или мина замедленного действия, для учащегося. Гарантированного трудоустройства нет, а кредит, как известно, нужно возвращать.

 

Очередь начинается с детсада

 

Перечислять всё, что есть в законе, – себе дороже – всё это выльется в несколько газетных полос. Тем более, что документ – это одно, а практика – совершенно другое. Как отразится принятие нового закона об образовании на дагестанской системе образования, вопрос пока неоднозначный. Экономист Давуд Зулумханов оценивает принятие закона скептически: «Образование не определяется законом. Точно так же, как и язык. Поэтому, что бы они ни приняли, всё будет пустое». В министерстве образования республики, как уже было сказано, оценивают его позитивно. Для читателей, родителей, учителей принятие закона – оторванная реальность, пока вне системы координат. Нам бы получить ответы на вопросы, которые давно тревожат. Закон же в своём материальном выражении ответы на эти вопросы не даёт.

К примеру, введение дошкольного образования – это одно. Проблема устройства ребёнка в детский сад – это совсем другое. В условиях дефицита мест занимать очередь в детский сад нужно за два года вперёд, и то без денег, как утверждают многие молодые родители, не обойтись. Ставка может доходить до 60 тысяч рублей. Кстати, охват детей дошкольным образованием по Махачкале составляет 37%. В других регионах – другие цифры. К слову, на Чукотке при норме 60–70% охват составляет 98%. Для сведения, как пояснили нам в министерстве образования республики, сегодня в наших детских садах воспитывается 68294 ребёнка, а в очереди на устройство состоит 59160 детей2. Скептиком быть не хочется. Мы не утверждаем, что всё куплено и продаётся. Но только задумайтесь, что если среднюю цену в 20 тысяч рублей за устройство умножить на количество очередников, то получится 1 183 200 000 рублей. Давайте возьмём за основу расчёты Минрегионразвития РФ (Приказ минрегиона РФ от 4 октября 2011 года № 481), которые министерство проводило для Северной Алании-Осетии. Согласно этим расчётам, стоимость строительства детского сада, с учётом срока строительства в 10 месяцев (в ценах на 1 января 2011 года), на 250 мест составила 190 млн рублей. В эту сумму вошли поправки на сейсмологию, плата за землю, благоустройство территории, проведение инженерной и не только коммуникаций и многое другое. Цена стоимости садика в Дагестане, возможно, будет дороже, но не думаем, что уж слишком. В итоге мы имеем следующую формулу, которая бьёт наотмашь – 1 183 200 000 : 190 000 000 = 6,227. Ровно 6 садиков. Повод задуматься – огромный. Тем более что президент республики Магомедсалам Магомедов в своём послании НС РД дал правительству республики и органам местного самоуправления 4 года, для того чтобы очереди в детские садики исчезли.

 

Болевые точки

 

Работает не так, как того хотелось бы, вообще вся система образования. Заместитель министра образования и науки РД Нателла Мусалаева (интервью с ней читайте в следующем номере «ЧК») в разговоре с корреспондентом «ЧК», помимо нехватки садиков и перегруженности школ, выделила также проблему преподавательского состава и уровня преподавания, внутренней и внешней миграций в республике… Проблем хватает. Об этом, в частности, говорит и информация, предоставленная «ЧК» Министерством регионального развития РФ. В ней всё не очень радостно. По их данным, в республике не внедряются современные экономические модели управления (например, нормативное подушевое финансирование), а доля неэффективных расходов в сфере общего образования в 2011 году составила 24,4% от общего объёма финансирования в сфере общего образования.

Также в Минрегионе сообщили, что Дагестан по уровню эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования за 2011 год занимает 77 место (в 2010 году – 75 место).

 

Читать – это не зазорно

 

Мы осознанно уделили большое внимание дошкольному образованию. Проблема потерянных поколений – одна из самых главных. Сейчас же, в условиях нравственного вакуума, сора в головах, духовного Чернобыля, если хотите (несмотря на то что республика всё больше исламизируется) когда молодые люди «разочаровываются» в жизни уже в 20 лет, а в рамках одной конфессии убивают людей, сын идёт против отца, воспитание детей должно выйти на первый план.

Что сулит новый закон учащимся вузов, системе образования – это темы, к которым мы ещё вернёмся. Судьба учителей, их социальные страдания – вообще требуют отдельного слова.  

Как получается, что средняя заработная плата дагестанского учителя, согласно официальной статистике, находится в диапазоне 9–11 тысяч рублей? Откуда эта статистика и что это за учителя такие? К примеру, по данным «ЧК», учитель Сивухской средней школы Хасавюртовского района с 22-летним стажем беспрерывной работы (16 часов в неделю), учитывая стимулирующие выплаты, кружковые работы, получает 5600 рублей. Учителя в высокогорном Цунтинском районе со стажем 20–25 лет получают от 7600 до 8200 рублей в месяц. По другим районам и городам фонд заработной платы идентичен вышеприведённым цифрам. Где остальные деньги, где оседают, в чей карман?  

Кто назначает учителя на работу и кто, а главное – за что может его снять? Кто выплачивает заработную плату учителям, и как формируется фонд оплаты труда учителей? Куда деваются деньги, которые идут в качестве отчислений в профсоюзы? Ведь это бездонная бочка, система, которая не работает так, как надо… В будущих публикациях мы обязательно затронем эти темы, поскольку законодательство толком не регулирует структуру управления образовательным процессом – всё сводится к локальным актам и межличностным отношениям. Во-первых, что нам делать с унаследованными от СССР архаичными подразделениями гор-, райотделов образования? И, во-вторых, стоит поднять вопрос: нужен ли статус госслужащего учителю? Оставить образование в введении муниципалов или же передать в «руки» федерального центра?

Проблем в образовании хоть отбавляй, но пока хотелось бы посоветовать родителям прививать детям тягу к чтению. По мнению многих экспертов, есть такой феномен – феномен врождённой грамотности. Тот же Дмитрий Быков считает, что «есть только одна корреляция. Если человек рано начал читать, предположительно в 3–4 года, и много читал до 7–8 лет – это единственное, что даёт настоящую грамотность. Никаким тщательным изучением грамоты в школе, никакой муштрой, никакими регулярными диктантами того, что упущено в 7–8 лет, уже не вернёшь».

 


1Помимо прочих нормативно-правовых актов и отдельных их положений, утрачивают силу: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»; Федеральный закон от 13 января 1996 года №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный закон от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

2Необходимо помнить, что, согласно нормативу, при строительстве дошкольных учреждений необходимо учитывать следующее: в городах от дома до садика пешком ребёнок должен идти не больше 300 метров. В сёлах и малых городах одно- и двухэтажной застройки – не более 500 метров. В сельских районах допускается, чтобы детсад был на расстоянии не больше 1 километра.

 

Номер газеты