[ Недобросовестные продавцы... ...и добросовестные приобретатели ]

Махачкала с общей площадью земли 49801 га последние годы переживает строительный бум, который предопределил дефицит земли и в без того насыщенном городе. За неимением других инструментов вложения финансовых средств( или неумением вкладывать) земля стала основным объектом инвестиций для бизнеса и широких слоёв населения путём активного строительства коммерческого и индивидуального жилья. Только банкетных залов в городе около 270, и найти свободный участок земли для застройки, не нарушая норм земельного и градостроительного законодательства, становится проблематично. Но эту задачу «помогают» решать муниципальные чиновники.

Невзирая на различные законодательные ограничения, они выделяют желающим участки, даже в ущерб интересам их законных владельцев или за счёт земли, которая согласно закону не должна быть объектом отвода. Цена вопроса слишком велика, чтобы соблюдать хотя бы видимость законности. Стоимость сотки земли в центре города уже давно перевалила стотысячный в долларовом выражении рубеж. Освоение земельных ресурсов, по сути своей криминальное, проходило в несколько этапов. Первоначально на этапе начала 2000-х годов наблюдалась массовая распродажа земельных участков, в основном пригородных. В настоящее время рынок земли в Махачкале устоялся и начался его передел. Массовые самозахваты земли теперь узакониваются различными способами. В качестве иллюстрации невозможности цивилизованного решения этой проблемы можно привести решение о переносе магистрального газопровода, проходящего через территорию посёлка Ленинкент, так как попытки сноса незаконных застроек в зоне отвода газовой трубы так ни к чему и не привели.

 

Ревизия и реквизиция

собственности

 

Махачкале не хватает земли: город, зажатый между горами и морем, стремится к экспансии и утолению земельного голода за счёт территорий окружающих его муниципальных образований. Но не всегда это удаётся, поэтому администрация города приступила к интенсивному освоению каждого клочка в черте города. «Покупайте землю – она больше не производится» – это высказывание Марка Твена как нельзя лучше характеризирует мотивы бесшабашных действий предприимчивых чиновников мэрии. Желающих «вложиться» в землю предостаточно, и «мэрские» любыми путями стараются удовлетворить спрос. В дело идут ещё оставшиеся в городе лесопарковые зоны, дворы, кладбища, улицы, территории учреждений и промпредприятий и т. д.

На днях в редакцию поступило обращение жильцов дома № 69 по улице Абубакарова, которые обеспокоены начавшейся вырубкой деревьев в соседнем сквере, принадлежащем Комитету по ветеринарии РД. Здесь намечается строительство 16-этажного «Имперского дома». Существует угроза и для самого дома № 69: котлован для фундамента будет вырыт в непосредственной близости к нему. Данный сквер (на фото) – чуть ли не единственный зелёный уголок в этом районе города, где жители могут погулять с детьми. Если бы на этом месте началось строительство детского сада или другого социального объекта, острую нехватку которых испытывает столица, то жители, возможно, не были бы столь радикально настроены против. И даже выделение для подобного учреждения одного из первых этажей новостройки могло бы снизить градус напряжения махачкалинцев.

Подобные случаи в Махачкале приобрели системный характер.

События последних лет показывают, что в погоне за резко подорожавшей землёй чиновники не останавливаются ни перед чем. Администрация города под различными предлогами забирает земли, выделенные ею же самой. «ЧК» несколько раз описывал ситуацию вокруг спора, разгоревшегося с 2007 года, с отъёмом 0,75 га в Сепараторном посёлке у Шейхислама Магомедова. Отменив собственное постановление о выделении участка, мэрия через суд отнимает землю у Магомедова. Повод для этого – жалобы соседей на то, что их детям негде играть в футбол. Рейдерские захваты земельных участков обусловлены коррумпированностью судов и госучреждений, ответственных за регистрацию сделок с недвижимостью. Любое самое невероятное решение можно пролоббировать с помощью коррумпированных судей. Пальму первенства здесь, несомненно, держат судьи Советского районного суда г. Махачкалы, так как именно на подведомственной им территории самая дорогая земля.

В этом отношении Арбитражный суд РД стоит особняком и выгодно отличается от судов общей юрисдикции. Его решения более взвешены, не страдают правовым нигилизмом и частенько ставят непреодолимые барьеры перед рейдерами.

Например, «захватчики», которые, сломав забор, влезли на территорию автоколонны № 1236 по проспекту Амет-Хана Султана и застолбили себе участок под строительство АЗС, наверное, и не предполагали, что кто-то может поставить им заслон. Но АС РД не признал законными выданные мэрией документы на эту землю.

 

«Гнев» мэра

 

Особую ретивость в проведении незаконных операций с земельной собственностью города проявляет заместитель мэра Герман Рагимханов. Именно его подписи обычно стоят под сомнительными распоряжениями и постановлениями мэрии, касающимися судьбы тех или иных земельных участков.

«ЧК» в № 10 от 18 марта 2011 г. приводил случай Зульфии Курбановой,пострадавшей от неблаговидных действий этого чиновника.У неё захватили часть принадлежащего ей участка площадью 126 квадратных метра. Курбанова вспоминает, как выговаривал Саид Амиров своего зама, допустившего, что часть законно оформленного участка Курбановой была передана другому лицу: «Герман Рагимханович, на вас это непохоже, разберитесь». «Разбирательства» свелись к обещаниям Рагимханова вернуть землю, но на поверку они оказались пустыми и, как предполагает Курбанова, были уловкой заместителя мэра для затягивания времени, чтобы Курбанова пропустила срок для надзорного обжалования решений суда по этому делу. Все суды она уже проиграла, так как ответчик является добросовестным приобретателем. Помочь ей здесь в силах только сам мэр, но повторного приёма у Амирова ей добиться не удаётся. Чиновники мэрии, замешанные в этом беззаконии, охарактеризованном самим Амировым как бандитизм, стараются больше не допустить Курбанову к мэру.

Рейдеры используют лазейки в законодательстве, чтобы узаконить землю. Захваченный участок обычно сразу же продаётся, и новый хозяин становится добросовестным приобретателем, у которого уже невозможно забрать его собственность. И таким образом узакониваются тысячи гектаров земель независимо от режима землепользования и того, в чьей собственности эти земли находились.

 

Масштабные уловки

 

Часто возникающий вопрос: куда смотрят правоохранительные органы, когда идёт тотальный захват земель, несмотря даже на статус земель рекреационного значения, находящихся в федеральной собственности, зависает в воздухе. Органы прокуратуры и федеральные структуры, ответственные за контроль за госсобственностью и чистотой сделок с землёй не слишком озабочены законностью. Вопиющих случаев нарушений земельного законодательства огромное количество, а реакция правоохранительных органов почти нулевая. Практически все земли рекреационного значения, включая земли лесного фонда, уже захвачены в большинстве случаев высокопоставленными чиновниками. Иски прокуратуры в суды о возврате незаконно уведённых земель зачастую оказываются безрезультатными, так как рейдеры уже успевают отчуждать незаконно полученную землю. Подобные судебные процессы, инициированные прокуратурой, больше напоминают дымовую завесу, завуалировавшую катастрофическое состояние с соблюдением земельного законодательства.

Безрезультатно закончился судебный процесс по иску заместителя прокурора РД о возврате в федеральную собственность 190 га земли, занимаемой аэродромом «Нивное» ДОСААФ, возле посёлка Красноармейский, Кировского района г. Махачкалы. Землю успели продать под участки многочисленным физическим и юридическим лицам. При кадастровой стоимости земли в 71,5 млн рублей её реализовали за 1,788 млн рублей ООО «Байтэр», которое перепродало землю частникам.

Нетрудно представить, какую прибыль получили дельцы с этой операции. Если разделить эту землю на участки по 6 соток, то получится около 3000 участков, каждый из которых можно продать по цене не менее 200 тысяч рублей. Прокуратура уже не в силах помочь государству и, наверное, больше для видимости обжалует решение АС РД от 22 марта, отказавшего в изъятии земли у лиц успевших оформить права на неё. Добросовестные приобретатели всё-таки. Апелляционный арбитражный суд рассмотрит жалобу прокуратуры 14 июня.

 

Другие не лучше…

 

Земельный произвол – отличительная особенность не только Махачкалы.

Конфликт за право пользования землями на побережье Каспийского моря вновь разгорается в Каякентском районе и Избербаше. Жители селения Каранайаул и Избербаша готовятся к протестным акциям и хотят организовать в ближайшие дни блокирование федеральной трассы в знак протеста против захватов выделенных им на торгах земельных участков. На захваченных участках уже возведены капитальные постройки. По словам местных жителей, это делают высокопоставленные чиновники республики, которые облюбовали побережье для строительства своих дач. Спор по поводу принадлежности земли на побережье идёт и между администрациями Избербаша и Каякентского района. Несколько лет назад более 20 га земли в рекреационной зоне, принадлежащей Каякентскому району, были переданы г. Избербашу. Администрация Каякентского района теперь оспаривает это решение в Арбитражном суде РД. Между тем арендаторы участков – жители Каякентского района и Избербаша – оказались между двух огней и отстаивают свои права всеми доступными способами.

Баснословные деньги, которые крутятся в сфере земельных отношений не оставляют места для соблюдения законности. Средства на теневом земельном рынке республики, а это, как усматривается из вышеприведённых случаев, миллиардные суммы, в случае легализации могли бы существенно пополнить доходную часть бюджета республики и стать подспорьем в улучшении материального положения наиболее дискриминируемых в оплате труда работников бюджетной сферы, в частности учителей и медиков. Или пойти на реализацию программы, которая позволила бы Махачкале выполнять функции столицы РД. Эта программа предусматривает строительство недостающих городу 18 школ и 60 детских садов, средства на которые мэрия просит из республиканского бюджета.  

Номер газеты