Не бензином единым

Владимир Путин подписал закон об индексации с 1 января 2014 г. ставок акцизов на бензин. Нововведения в Налоговый кодекс определяют уровень налога на период с 2014 по 2016 год. Таким образом, власть имущие увеличат поступления в бюджет. Но чем эта реформа обернётся для потребителя?

Российский нефтяной сектор представлен в основном вертикально интегрированными компаниями (ВИНК) – наследием приватизации, которой знаменовалась буржуазная революция 90-х. Они являют собой крупные холдинги, которые осуществляют весь производственный цикл: от разведывательных работ до сбыта конечным потребителям. К ним относятся ОАО «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «Роснефть», ОАО «Газпромнефть» и другие. В Дагестане они свою деятельность напрямую не осуществляют. Согласно данным пресс-службы УФАС по РД, по республике действуют более 700 автозаправок, и среди них нет практически ни одной, которая имела бы какое-либо отношение к монополистам – ВИНКам. Поступления автомобильного топлива в республику в основном осуществляет Волгоградский нефтеперерабатывающий завод (ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка»). Некоторое количество бензина в республику поступает из Саратова, Самары.

 

Анатомия цен

 

Динамика цен на бензин, как известно, связана с нефтяными, которые в России складываются под влиянием различных факторов. Существует понятие мировой цены на нефть. Её величина зависит от ситуации на мировых финансовых рынках, где она торгуется наравне с драгоценными металлами, валютой и т. д. При этом изменение нефтяных цен носит характер весьма уязвимый: к стандартным инструментам рыночного регулирования – спросу и предложению – прибавился ещё целый ряд факторов. Но эта в некотором смысле спонтанность была присуща мировому рынку не всегда.

С 70-х годов цены формировались по классической формуле, где ценообразование было в руках нефтедобывающих стран ОПЕК, а основными компонентами выступали спрос, предложение, производство, потребление. То есть стоило прогреметь ирано-иракскому конфликту в одном конце света, как тут же цены начинали расти. Подобная история повторилась и во время нефтяного эмбарго, когда ОПЕК ополчились на США и Европу из-за содействия Израилю.

С 80-х нефтью начали торговать на мировых биржах, и с каждым годом роль финансовых рынков в ценообразовании росла всё больше. На сегодняшний день нефтяная цена – это финансовая переменная наравне с американской валютой и золотом. Причём находится она в тесной, обратно пропорциональной связи с долларом (как с международной валютой), то есть при его ослаблении цена на нефть растёт, при укреплении – снижается.

Российские внутренние цены на нефть также зависят от мировых. Происходит это потому, что с 2003 года НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на нефть привязан к мировым ценам. На сегодняшний день он составляет около 26%.

Конечная стоимость бензина имеет довольно сложный состав: к непосредственной себестоимости плюсуются налоговая составляющая, расходы на переработку и транспортировку, прибыль нефтяных компаний и заправок. Причём налоги создают 60% стоимости, себестоимость и затраты на переработку – 8%, 16% приходится на транспортировку и столько же составляет в совокупности прибыль нефтяных компаний и заправок.

При этом ценообразование на внутреннем рынке также не располагает рыночным инструментарием. Нефтяной сектор поделён между несколькими крупными компаниями – олигополиями, которые и задают правила игры. Поэтому рынка как такового нет, а соответственно,  и инструменты не работают.

На встрече с участниками Северо-Кавказского молодёжного форума «Машук-2013» премьер Дмитрий Медведев признал, что власти не в состоянии удержать нефтяников, хотя последних регулярно зовут на совещания, где власть пытается контролировать цены. Однако, по мнению главы правительства, при цене нефти $105–110 за баррель рост цен кажется объективным. Значит и падение мировой цены должно вести к понижению стоимости топлива. Но всегда ли это так?

К примеру, летом 2012 года, когда мировые цены на чёрное золото снизились за три месяца от 124 до 90 долларов за баррель, внутренний рынок сохранял те же высокие позиции, а к сентябрю вновь пошёл в рост. Таким образом, недополученную выручку с внешнего рынка нефтяники легко компенсировали на внутреннем.

Вторая причина постоянного повышения цен – растущие налоги. Их доля в цене бензина доходит до 60%. При этом когда говорят о том, что в государстве, экспортирующем нефть, бензин должен стоить копейки, это не совсем верно. Так как справедливости ради надо учитывать, что нефтяные доходы – один из основных источников поступления средств в федеральный бюджет. А потому популистские наклонности из ряда «бензин за три копейки» в вопросе о налогообложении нефтяных производств неуместны. Другой вопрос, что стоило бы несколько пересмотреть налоговую политику в отношении собственных граждан. Чего ради НДПИ на нефть, поставляемую отечественным потребителям, привязывать к мировому экономическому «климату»? Да и привычка латать дефицит бюджета за счёт дополнительных налогов с населения не внушает оптимизма.

 

Налоговый манёвр

 

Нынешние ставки на бензин четвёртого и пятого класса увеличатся с 1 января 2014 года на 5,3% и 12,1% соответственно. В 2015–2016 гг. налоговая ставка на евро 4 вырастет на 4,8%, на евро 5 – на 11% в 2015 и 20% – в 2016 году.  

Повышение цен на бензин уже имело место в августе 2013. В результате увеличения поставок за границу оптовая стоимость автомобильного топлива в России за последний месяц выросла на 20–30%.

Прибыль независимых владельцев АЗС снизилась до критического уровня, и они начали компенсировать потери за счёт потребителей. Тогда это вызвало резкое увеличение цен на продовольственные товары. Объяснить это можно двумя причинами, первая из которых – обозначившийся стабильный рост цен на чёрное золото на мировом рынке. Так, с 24 июня по 2 сентября нефть подорожала от 101 до 114 долларов за баррель. Вторая причина – склонность нефтяных компаний к экспорту сырой нефти, нежели продуктов её переработки. Это объясняет износ оборудования на нефтеперерабатывающих заводах, для устранения которого нужны большие вложения. По данным УФАС, к росту цен на бензин привело повышение отпускных цен на НПЗ. Они начали поднимать цены ещё в первом полугодии 2013 года, и многие оптовые покупатели бензина сдерживали рост цен за счёт ранее закупленных резервов топлива. Среди других причин дагестанская антимонопольная служба выделяет сезонное повышение цен в осенне-зимний период, связанное с увеличением потребления нефтепродуктов.

При этом нужно отметить, что при желании власть может исправить эту ситуацию, ограничив экспорт нефтяных компаний через повышение экспортных пошлин. Но, судя по заявлению вице-премьера Аркадия Дворковича, желания такого не предвидится. По его словам, налоговый манёвр в нефтяной отрасли, запланированный властями РФ, предполагает повышение базовой ставки НДПИ на нефть в 2014 году на 4,9% – от 470 рублей до 493 рублей за тонну. В 2015 году ставка налога будет увеличена ещё на 7,5% – до 530 рублей. В 2016 году ставка окажется на уровне 559 рублей за тонну, то есть вырастет на 5,5%. Одновременно планируется поэтапно снижать предельную ставку экспортной пошлины на нефть от 60% до 59% от стоимости в 2014 году, 57% – в 2015 году и до 55% – в 2016 году. С 1 ноября 2013 г. она снизится на 20,5 долл./т (или на 4,9%). Думается, что такая перетасовка не сыграет на пользу гражданского населения, да и налоговые манёвры государства нефтяники компенсируют с лихвой за счёт нас, потребителей.

На фоне этих заявлений одновременно звучат речи президента о том, что есть «реальные шансы» снизить инфляцию до уровня менее 5%. Каким образом? Ведь из-за роста цен на бензин подорожают продукты питания вновь.  

Номер газеты