Налоги: стакан наполовину пуст

Собственные доходы бюджета Дагестана за прошлый год составили 25,7 млрд рублей. В общей сложности республика получила  около 60,1 млрд федерального транша (это около 70% консолидированного бюджета).

Такую сводку приводили на расширенной коллегии Министерства финансов РД 25 февраля. Несколько парадоксальную, с учётом того, что ещё год назад СМИ дружно скандировали заявления Рамазана Абдулатипова о рязанском мужике и переходе на самообеспечение (по сути, экономика вот уже почти год движется по заданному «приоритетному» курсу, направленному в том числе и на обеление).

Но если реализация планов о рязанских кормильцах явно не заладилась (судите сами: доля федерального «вмешательства» в бюджетные дела в 2012 году – 58 млрд, в 2011-м – 52,7), то с обелением не всё так однозначно. С одной стороны, фактически ни по одному налогу не была достигнута обозначенная планка (что, впрочем, не помешало в этом году установить её ещё выше, но об этом позже). С другой стороны, по сравнению с 2012 годом наблюдается прирост собственных доходов казны. Но чем это обусловлено?

 

Расклад

 

Налоговые доходы консолидированного бюджета (КБ) за прошедший год составили 20 млрд рублей. А целились изначально в 20,9 млрд. Итого недобор – около 900 млн рублей. Но, несмотря на это, по сравнению с 2012 годом в сумме налоговых поступлений наблюдается прирост почти в 2,6 млрд. Экономика, разумеется, не та сфера, где события носят спонтанный характер. Так какие же нововведения и корректировки отразились на итоговом результате?

Для начала отметим: большей частью положительный налоговый «баланс» обеспечен за счёт налога на доходы физических лиц. Из 2,6 млрд разницы НДФЛ составляет 2,1 млрд. Собираемость этого налога выросла за год от 8,8 до почти 10,9 млрд (+24 процентных пункта). Но это следствие.

А причина вот в чём. Началось всё с того, что майские указы президента Владимира Путина оказались не просто предвыборными обещаниями, а постфактум за них пришлось ещё отчитываться и получать нагоняй. Одним словом, среднемесячная начисленная заработная плата, по данным Минэкономики, по республике за январь-декабрь увеличилась на 24,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Среди других позитивных моментов – увеличение налога на имущество юридических лиц примерно на 600 млн; на имущество физических лиц –  на 19 млн. Рост сбора акциза на алкогольную продукцию обозначился на уровне 23,3% (в денежном выражении – около 300 млн). Собираемость земельного налога увеличилась на 48 млн, транспортного – на 42 млн. Далее небольшой прорыв в налоговых сборах с бизнеса, сидящего на упрощённой системе налогооблажения (УСН) – +79 млн.

Менее радужная картина у бизнеса, с которого взимается ЕНВД (единый налог на вменённый доход). Его КПД для казны упал почти на 29% (в рублях – 101 млн). Запланировали на 2013 год собрать на 100 млн больше, чем в 2012-м, а в итоге исполнили всё с точностью наоборот. Впрочем, это уже сюжет из цикла «что посеешь, то и пожнёшь». За 2013 год от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет Дагестана поступило около 2,2 млрд. Помимо уменьшения ЕНВД, наблюдался рост по другим налогам с бизнеса. По данным УФНС РД, прирост составил около 4,1%.

Кстати, о планировании. Объём поступлений ЕНВД на 2014 год запланировали в размере более 800 млн, что почти в 3 раза выше фактических поступлений. Откуда должны взяться эти миллионы – вопрос почти риторический. И дело не только в пресловутом теневом секторе. Напомним, что, как правило, в бюджет не поступает ни копейки, если сумма налога по квадратуре не превышает порог страховых отчислений.

 

Кто допрыгнет?

 

«Низкие показатели по факту не означают, что плановую сумму нельзя собрать. Её нужно собирать. Посмотрите на оценки Министерства финансов РФ, на то, как они определяют наш налоговой потенциал. Там гораздо большие цифры. Мы собирались перед принятием бюджета с представителями Минфина, Счётной палаты и налоговой инспекции и договорились, что никаких претензий по бюджету и каждому налогу нет», – утверждает министр экономики и территориального развития Раюдин Юсуфов.

Со своей стороны заместитель начальника отдела налогообложения юридических лиц Магомедсаид Динбагомедов утверждает, что УФНС неоднократно указывало на невыполнимость плана, в том числе по ЕНВД и налогу на прибыль.

Заместитель главы УФНС Нурулла Хизриев склонен занимать нейтральную позицию. «В Народном собрании работает комитет по налогам, у депутатов есть помощники, которые должны изучить все доводы, все результаты, учесть все замечания. Значит, органы исполнительной власти знают, что они будут делать для обеспечения поступления этой суммы», – комментирует Хизриев.

Как не устают повторять представители УФНС, насильственная постановка на учёт и борьба с теневым сектором не входят в прерогативу налогового органа. По налогу на прибыль плановый показатель установили на уровне 4 млрд рублей. Несмотря на то что в прошлом году он упал на 16% – от 3,6 до 3 млрд. При этом хочется отметить один любопытный момент. Казна недополучила около 574 млн рублей с крупных компаний (вроде «Газпрома», «Мегафон Интернешнл» и «Транснефти»). А причиной всему – действующий с начала 2012-го закон о консолидированной группе налогоплательщиков (КГН).

В подобные группы объединяются в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учётом совокупной прибыли налогоплательщиков. То есть участники КГН суммируют прибыли и убытки от результатов деятельности каждого из них, консолидируя налоговую базу. Таким образом, снижается сумма налога на прибыль и объём налогового контроля. КГН подходит для организаций, входящих в крупный холдинг. 70–80% налога на прибыль, поступающего в дагестанский бюджет, приходится на КГН.

 

Комментарий «ЧК»

 

Вопрос о сокращении дотационной зависимости с завидным упорством продолжает висеть в воздухе. Те сдвиги, что имеются (учитывая их источник), большого оптимизма не внушают. При этом если всё же слезать с федеральных плеч, как это эффективнее сделать? Для начала отметим, что, несмотря на низкую долю промышленного сектора в структуре ВРП республики (за год она выросла с 3,7 до 4,2%), сегодня налоговая доходность от этой доли составляет около 18% в общей совокупности налогов. Таким образом, мы видим, что даже при низкой доле в ВРП отрасль даёт гораздо большую налоговую отдачу. Это говорит о её налогоёмкости. Вот и прорисовываются наиболее разумные пути снижения дотационной зависимости. Если кто-то ещё сомневался в необходимости развития этой отрасли.  

Номер газеты