[ Мы к вам с проверкой! ]

Внимание московских проверяющих привлекли возможные факты нарушения законов со стороны правоохранителей республики (см. новость на 2 стр.). Почему для инициации этой инспекции нужно было убийство министра? Почему проверки у нас чаще всего упоминаются в негативном свете и на фоне коррупции, превышения полномочий и т. д.? Что и кто провоцирует самые различные проверки, кому они нужны и какова их эффективность?

 

Бензиновые отголоски 

Последствия упомянутых визитов, как и убийства Адильгерея Магомедтагирова, неожиданно ощутили на себе автолюбители республики. Цены на бензин в Дагестане показали самый большой скачок в России за четыре недели.
К концу мая цены на бензин опустились до рекордно низких за полтора года показателей, однако до середины июня был зафиксирован скачок, который нивелировал приятные тенденции целых четырёх месяцев (см. таблицу).
Бензин подорожал и в стране, однако у нас заметно сильнее, и при этом он всё ещё дешевле, чем в среднем по России. Дело в том, что цены на нефтепродукты на территории республики последние годы всегда были ниже среднероссийских. Этому способствовал нефтепровод Баку – Новороссийск, проходящий через Дагестан. Мы говорили, что врезки в нефтепровод с откачкой сырья были поставлены на поток, и происходило это под непосредственным контролем правоохранителей. Дешёвая ворованая нефть, наводнившая внутренний рынок, продуцировалась в дешёвый бензин, которым в итоге торговали практически все заправки республики: возить и продавать «чистый» продукт, имея хоть и легальный, но небольшой навар, становилось невыгодно. Первые тревожные звонки прозвенели два месяца назад, когда в Дагестане было создано новое подразделение, отвечающее за безопасность нефтепровода. Раньше этим занималась одна на четыре региона РФ структура – Черномортранснефть, обращения которой далеко не всегда находили отклик у правоохранителей Дагестана (см. «ЧК» № 32 от 8.08.2008). Сегодня активизировалась работа по задержанию преступников – происходит отсечение от нефтяного промысла различных группировок, контролировавших бизнес долгое время (неделю назад накрыли чиновников Бабаюртовского района (см. «ЧК» № 25 от 19.06.09), затруднения испытывают и вчерашние «хозяева» нефтепровода на территории Кизлярского и Хасавюртовсого районов). По нашим сведениям, работу нового подразделения негласно курирует дагестанское УФСБ и лично Вячеслав Шаньшин.
Неопределённость вызвало убийство министра, на котором многое в этом бизнесе было завязано. За упавшими объёмами откачки сразу выросли цены. Если в апреле за бензин АИ-92 на чёрном рынке платили по 12 тысяч рублей за тонну, то сегодня её отдают не меньше чем за 19,5 тысячи. Визит проверяющих из Москвы насторожил многих, и теперь на рынке растерянность. Как оказалось, именно деятельность подчинённых погибшего министра ВД, естественного, под его непосредственным руководством, была основным регулятором на рынке нефтепродуктов республики. Падала цена на бензин – значит, увеличивались объёмы откачки, рынок насыщался нефтью и «сваренным» на самоварах бензином. Благодаря чему дагестанцы могли заправлять свои машины самым дешёвым топливом в России, правда, сомнительного качества. Такое «регулирование». Сегодня, вследствие упомянутых событий, он подорожал, только вот поднялось ли качество продукта? Этому мы посвятим свою собственную проверку и опубликуем её результаты в одном из ближайших номеров.
 

 

 

Предприниматели 

Борцом за их права и ярым защитником их интересов позиционирует себя президент РФ. Вторит ему и Муху Алиев, регулярно заявляя, что предприниматели – локомотив экономики. Для задания этому локомотиву нужного направления как быи существуют разные регуляторы. Официально – это комитет по поддержке малого предпринимательства с его кредитованием, два созданных в 2008-м фонда – фонд микрофинансирования и фонд содействия кредитованию. Есть и «регулирующая» налоговая политика, выжимающая из предпринимателей все соки и провоцирующая их уход в тень. И ещё кое-кто. 22 июня хасавюртовский авторынок ООО «Корпорация ШоВВиС» посетила делегация Комитета по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и защиты прав потребителей во главе с председателем комитета Адамом Омаровым в сопровождении двух его подчинённых. Они попросили у директора Арсена Шовхалова разрешения не препятствовать их «проверке». Получив отказ, ретировались, чтобы вернуться на следующий день (успев всё-таки «отжать» двух предпринимателей на рынке на пять и семь тысяч рублей) уже в сопровождении нескольких человек крепкого телосложения. На замечание об указе президента РФ «О развитии малого бизнеса», согласно которому проверка может проводиться не реже чем раз в три года (с момента предыдущей прошёл только год), прозвучал ответ, что этот комитет особенно важный и на него действие закона не распространяется. Только предложение обсудить спорный вопрос в кабинете у прокурора умерил пыл проверяющих.
Вот неполный перечень организаций, которые занимаются подобной деятельностью в Дагестане, вымогая и выпрашивая деньги у предпринимателей под предлогом таких проверок: Комитет по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля и защиты прав потребителей, Дагестанский союз общественных объединений по защите прав потребителей, «Общественная организация Комитет защиты прав потребителей», ДРОО «Центр по защите прав потребителей», ДРОО «Союз обществ потребителей». Во время своих визитов они ссылаются на ст. 45 ФЗ «О защите прав потребителей», однако данная статья гласит, что подобные организации (общественные организации, союзы, общества) лишь вправе «участвовать в разработке обязательных требований к товарам; проводить независимую экспертизу качества; проверять соблюдение прав потребителей; распространять информацию о правах потребителей и т. д.», но не штрафовать – на это у них нет прав. На самом деле они просто занимаются шантажом, вымогая деньги и угрожая, что обратятся в прокуратуру с жалобой на какое-нибудь нарушение. Платят в основном малограмотные, либо те, кому так проще. Как бы там ни было, предпринимателю, уверенному в своей правоте, таких нужно просто гнать взашей.

 

На острие борьбы за экологию… 

видимо, ощущают себя некоторые сотрудники несуществующих учреждений, штрафующие водителей за несуществующие нарушения. Начальник информационно-аналитического управления аппарата Народного Собрания Чечни Руслан Юсупов столкнулся с этим лично: «На выезде из Хасавюрта в сторону Гудермеса меня остановили на служебной машине рядом с постом ГИБДД. Это были люди в гражданке. Они попросили предъявить экологический талон. У меня его не было. И мне пришлось приобрести талон у них за 600 рублей». До образования в 2007 году Министерства природных ресурсов РД у нас, как и в других регионах, стояли стационарные экологические посты, принадлежавшие Министерству природных ресурсов РФ, а экологические талоны на авто были обязательными. Однако уже два года как они отменены. На талоне, выданном Юсупову, стоит печать МУП «Экологический диагностический центр». Несмотря на все старания, нам не удалось найти такую организацию в республике.

 

Уже смешно 

Примеров такого «регулирования» можно привести сотни, мы лишь вспоминаем самые красноречивые. Как, например, случай с ТСЖ «Ленина, 18» в Махачкале. Председателя товарищества Хаджимурада Каласова, пытавшегося вернуть товариществу полагавшуюся ему законом придомовую территорию, сотрудники налоговой инспекции Советского района Махачкалы оштрафовали на 4 тысячи рублей за то, что при расчётах с жильцами не используется кассовый аппарат и не пробивается чек. Хотя осуществление денежных расчётов, не связанное с продажей товаров, этого не требует.
Номер газеты