Ингибиторы агрокомплекса

ООО «Дагагрокомплекс» уже не один год позиционируется как ключевой инструмент развития дагестанского АПК. Об этом можно судить по заявленному проектом количеству рабочих мест, масштабам финансовых влияний и охвата. Вопреки усыпляющим бдительность сообщениям об ожидаемых урожаях, будущее дагестанского сельского хозяйства сегодня находится в шаге от коллапса. Как предприятие оказалось в этой ситуации, а главное – есть ли у его руководства или республиканской власти план спасения?

Производимые на данный момент весенние полевые работы заключаются в посадке картофеля, томатов и кукурузы. Планируемые объёмы урожая впечатляют  – 40–45 тысяч тонн картофеля (с 1 000 га), 5–6 тысяч тонн томатной пасты (урожай томатов с 500 га), 84–96 тысяч центнеров кукурузы (1 200 га). Между тем оптимистичным планам агрономов предшествует долгая предыстория, не совсем оптимистичная.

 

Не Америка

 

ООО «Дагагрокомплекс» было зарегистрировано в октябре 2010 года. В апреле 2011 года был подписан протокол о намерениях по реализации проекта между тогдашним президентом РД Магомедсаламом Магомедовым и президентом американской компании Аmity Technology Говардом Далом. В основе первоначального варианта проекта лежало строительство сахарного завода. Выращивать сырьё – сахарную свеклу – планировалось на бывших грузинских землях отгонного животноводства в Ногайском районе (по заявкам – до 200 тысяч тонн в год). Все расчёты американцев и условия предоставления кредита американским банком Wells Fargo основывались на этих землях. Но из-за противостояния местного населения района в мае того же года карты пришлось перетасовать: грузинские земли сменили на участки в Тарумовском и Кизлярском районах (в последующем УФАС по РД возбудило дело в отношении тарумовской администрации за предоставление участка без проведения конкурса). Полная стоимость проекта составляет 19,6 млрд рублей, в том числе 2,9 млрд собственных средств.

Несмотря на смену основных активов, американцы от кредитования не отказывались. Но получить кредит под три процента годовых с выплатой процентов со второго или третьего года после завершения строительства предприятию не удалось. Как позже отмечал гендиректор ООО «Дагагрокомплекс» Исак Умалатов в интервью журналу «Эксперт-Юг», кредит был льготным, т. к. 70% от него должно было составить оборудование для проекта: «Но мы не смогли получить под этот кредит гарантию Минфина России или первоклассного российского банка. Очень долго прорабатывали этот вопрос, обращались насчёт гарантий в Россельхозбанк – вместо этого он предложил нам свои деньги, пришлось идти на его условия. Другие банки наш проект вообще не рассматривали».

На Х Международном инвестиционном форуме в Сочи в сентябре 2011 года данный проект (полное название – «Приоритетная программа развития сельского хозяйства с внедрением американской техники и технологий в Республике Дагестан на 2011–2013 годы») был представлен Владимиру Путину. Президент дал добро, тогда же его подхватило ОАО «Россельхозбанк».

В конце 2012 года состоялось заседание кредитного комитета банка, а в начале 2013 года предприятие получило кредит.

 

Под колпаком

 

Между тем, по данным наших источников, условия получения ссуды в разы отличались от американских: «Начальная ставка процента составляла 12,5%, а с учётом комиссии и прочих нюансов, доходило до 17–18%, что изначально делало этот проект утопическим. Так или иначе, «Дагагрокомплекс» не успел бы наладить производство за данный банком льготный период, по окончании которого нужно было оплачивать кредит. Банк с самого начала поставил условия, при которых предприятие не могло выжить».

Также, по словам источника, условиями договора банка было определено, что 0,0001% доли уставного капитала «Дагагрокомлекса» переходят в активы Россельхозбанка. Причём в данном случае банк играет не напрямую, а через аффилированное лицо – ООО «Стройком». В соответствии с интернет-порталом sbis.ru, гендиректором ООО выступает Нияз Оразов, по некоторым данным, одновременно он является управляющим директором банка. В свою очередь 99% Общества аффилируются с Россельхозбанком через ООО ТД «Агроторг». Банк владеет 99% «Агроторга», а последний, в свою очередь, 99% «Стройкома».

Несмотря на ничтожную долю компании Оразова (по данным ЕГРЮЛ, в денежном учёте неполные 700 рублей), расщепление акционерного капитала сопровождалось изменениями в уставе, которые предписывали, что практически все действия руководства предприятия не должны проходить без согласования с кредитором. Новая редакция Устава предприятия с внесёнными изменениями датируется 23 апреля 2012 года.

Оразов вошёл в малый совет директоров предприятия, которым принимается большая часть вопросов. Причём банк установил жёсткий контроль за расходованием средств кредита. В ход активно пускалась аккредитивная форма расчёта, то есть «Дагагрокомплекс» предоставлял договоры Россельхозбанку, выставлялись счета, после чего последний осуществлял расчёты с банком того или иного поставщика. По данным СПАРК-Интерфакс, на сентябрь 2013 года доля ООО «Стройком» составляет уже 9,09%.

 

Рублёвый недобор

 

Один из последних отчётов о делах «Дагагрокомплекса» озвучил 1 августа 2014 года министр промышленности, торговли и инвестиций Юсуп Умавов: «Общий объём вложений предприятия составил 4,3 млрд рублей, из них 3 млрд – средства Россельхозбанка. За счёт этих средств приобретено 128 единиц сельскохозяйственной техники, 55 оросительных систем, введён в эксплуатацию завод по производству томатной пасты».

По уточнённым данным Минсельхозпрода РД, 4,3 млрд рублей – это финансирование за период 2012–2013 годов, и оно значительно отстаёт от планового объёма (таблица 1).

 

Таб. 1. Планируемый объём финансирования ООО «Дагагрокомплекс» с учётом собственных и заёмных средств.

Напомним, из 19,6 млрд только 2 млрд – собственные средства учредителя. Господдержка масштабного инвестиционного проекта вылилась в следующие объёмы: в течение 2012–2014 годов получил финансирование на сумму 421,2 млн рублей, в том числе: в 2012 году – 17,6 млн рублей, в 2013 году – 323,6 млн, в 2014 году – 80,0 млн. Кроме того, в 2014 г. предоставлены гарантии РД на сумму 375,5 млн рублей. Также, в соответствии с присвоенным ему статусом приоритетного проекта, ООО «Дагагрокомплекс» на пять лет освобождено от уплаты налога на имущество организаций, снижены на 4% ставки по налогу на прибыль в части,  зачисляемой в республиканский бюджет. 

Надо отметить, что 128 единиц техники, о которых отчитывался министр Умавов, включают в себя приобретённое американское оборудование и сельхозтехнику, полученную посредством Росагролизинга.

По информации источника, американская часть техники на данный момент находится в залоге у Россельхозбанка. Вторая – по инициативе Рамазана Абдулатипова собрана в отдельную машинно-технологическую станцию (МТС), несмотря на то что лизинг оформлен на «Дагагрокомплекс» и он несёт финансовую ответственность по нему. Таким образом, глава решил восполнить пробелы в техническом отставании дагестанского севера. Правда, считает источник, массового спроса на услуги МТС у аграриев нет.

 

Трудности бытия

 

Когда проект был запущен, а техника стала активно поступать, предприятие столкнулось с отсутствием опыта в организационной работе. Ощущался кадровый голод: отсутствие профессиональных управленцев на местах, агрономов, которые могли бы провести точные расчёты по урожаю.

Начали проявляться различные технические барьеры: не вовремя подключённые насосы к водохранилищу, поздно проведённое электричество (из-за чего не смогли запустить завод в срок).

С учётом нехватки денег (а по кредитам нужно платить) стали думать о более рентабельных культурах. В итоге свекольный бизнес-план менеджменту предприятия пришлось переписать, сделав упор на производство помидоров, томатной пасты, лука.

Помимо перечисленных барьеров компанию «Дагагрокомплекс» подвели два неурожайных года. В 2013 году плохие погодные условия наложились на не вовремя посаженный урожай. Из-за неблагоприятных погодных условий погиб практически весь урожай (а это 6 000 га) 2014 года. «Началось давление на Умалатова: со стороны кредиторов, со стороны правительства. В последнем случае менеджмент предприятия банально столкнулся с бюрократическим аппаратом, особенно в Минсельхозе. Стоило получить субсидии, сразу приходили с проверками из УБЭП и т. д. Плюс ко всему в 2013 году начались массовые увольнения. В этот период почти половина сотрудников написала заявление об уходе, из них 30% – разом. Начались задержки по зарплате», – рассказал источник.

Так, в октябре 2014 года прокуратура Кизляра сообщала о выявлении в ООО «Дагагрокомплекс» задолженности по заработной плате в размере 1 558 000 рублей. В результате она была погашена, но на сегодня долг копится вновь с января текущего года.

В настоящее время задолженность предприятия по кредиту составляет около 3,2 млрд без учёта пени и процентов. В результате невыплаты процентов по кредиту, сообщает источник, банк заморозил оставшиеся на счету у предприятия свыше 100 млн рублей.

На проблемы с банком в одном из интервью указал министр сельского хозяйства и продовольствия Баттал Батталов: «…В Россельхозбанке возникли проблемы: невзирая на то, что проект развивается, в банке посчитали его финансирование рискованным и отказали в дальнейшем субсидировании». По нашим данным, этой проблеме было посвящено совещание в правительстве 25 мая с участием представителей кредитной организации с отрицательным для агрохолдинга исходом. Между тем в кулуарах всё активнее идёт разговор, что спасти предприятие можно, передав его в ОАО «Корпорация развития Дагестана», возглавляет которое неоднозначная фигура – Александр Иванченко... ]§[ 

(Продолжение в следующем номере.)

 

Номер газеты