[ Идея возрождения великого народа ]

29 мая в административном центре Ногайского района Дагестана – Терекли-Мектеб – прошёл Объединённый съезд ногайцев России 3-го созыва. По разным оценкам, в нём приняли участие от 550 до 800 человек.

Помимо дагестанских ногайцев в съезде участвовали делегаты из Чечни, Карачаево-Черкесии, Астрахани, Ставрополья и Москвы. Среди гостей и приглашённых – представители общественной организации кумыков «Тенлик» и казаки Кизлярского казачьего округа.

На съезде были озвучены требования – признать недействительным указ Верховного Совета РСФСР 1957 года, разделивший ногайцев по нескольким соседним регионам, как антиконституционный и антинародный.

Отметим, что два предыдущих объединённых съезда ногайцев – в 1922 году в Кизляре и 1989 году в Червлённых Бурунах – имели схожее содержание. Кроме того 30 марта 2008 года в селении Терекли-Мектеб состоялся очередной съезд региональной общественной организации «Бирлик» (в переводе с ногайского – Единство), созданной в декабре 1989 года на 2 съезде ногайского народа. Главным вопросом тогда было «этнокультурное и этносоциальное положение ногайского народа в РД». Поэтому, если не забывать о предыдущих резолюциях, особое внимание вызывает новое, никогда ранее не звучавшее требование участников 3-го съезда – обнародование подробной информации об использовании земель и строительстве сахарного завода.

Делегаты съезда предложили органам государственной власти создать согласительную комиссию с участием заинтересованных лиц для обсуждения вопроса о самоопределении ногайского народа в рамках одной административно-территориальной единицы, а также пересмотреть республиканский закон «О статусе земель отгонного животноводства».

Также резолюцией съезда было принято решение обязать органы местного самоуправления раскрыть и обнародовать полную информацию об инвестиционном проекте по строительству сахарного и иных заводов на территории Ногайского муниципального образования, о строительстве которых было объявлено руководством Дагестана и местной администрацией, в том числе и в СМИ.

 

Кто он, Ногай?

 

Чтобы правильно понимать требования жителей Ногайской Степи, необходимо знать историю этого великого народа. Ногайцы являются древнейшими жителями обширных Северо-Кавказских степей, в том числе – и на территории Республики Дагестан. Подавляющее большинство учёных единогласны во мнении, что только ногайцы – прямые потомки половцев (западная группа кыпчаков) – древнего и мощного народа, занимающего огромную территорию от Дуная до Иртыша, которая вошла в историю как Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, Половецкая степь. Это были лучшие оружейники, самые лучшие коннозаводчики и искусные воины. Во всемирной истории половцы занимают важное место: участвуя в большом количестве величайших сражений Евразии, они повлияли на политические и социально-экономические события, которые во многом определяют и сегодняшнюю реальность континента.

Позже, в XIII веке, самая западная часть улуса (административно-территориальная единица монгольской империи – Прим. ред.) Золотой Орды, в которую объединились и половцы – от Дуная до Днестра – контролировалась беклярбеком (управляющим внутренним улусом) Ногаем – одним из первых золотоордынских мятежников. От него и взят этноним «ногайцы». С 1270-х гг. и до своей смерти Ногай не подчинялся ханам Сарая и фактически контролировал их. От него признали вассальную зависимость Византия, Болгария, Сербия, а также все южные и часть северо-восточных русских княжеств. А в 1288 или 1291 году русские князья Мстислав и Лев Данилович сопровождали Ногая в его походе на Польшу. Кстати, один из его потомков – Юсуф-мурза (умер в 1556 г.) – был родоначальником русского княжеского рода Юсуповых.

 

Отбор: лучшие из лучших

 

После падения Золотой Орды ногайцы, в соответствии со своими традициями, кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочёвкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства.

В 1628 – 1630 годы калмыки во главе с Хоурлюком нападают на Ногайскую Орду и поселяются в междуречье Волги и Яика. А к 1634 году они вытесняют ногайцев на запад от Волги.

Обратите внимание, что современные калмыки не живут у Волги, или на побережье Каспия. Возникает естественный вопрос: почему? Неужели весь народ добровольно отказался от использования реки и моря, когда как правило, первопоселенцы всегда старались селиться близ акваторий. В 1783 году Екатерина II издала манифест, упразднявший государственность причерноморских орд, а им самим предписывалось переселиться из новороссийских степей в Зауралье. Попытки переселений вызвали новые волнения среди ногайцев, на подавление которых был направлен весьма достойный полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере – Александр Суворов. Чаяния Суворова заключить мир с ногайцами срывались, а набеги их на соседние поселения всё продолжались. Однако суровый Суворов оценивал по достоинству мощь и силу противника в сражениях и понимал, что подчинить так просто его не удастся. Он осознал, что, говоря объективно, со степняком-воином-кочевником может справиться только степняк. Чтобы утихомирить кочующих ногайцев, захватывающих всё новые пастбища, Екатерина II переселяет калмыков на территорию западнее Астрахани, ограничивая, однако, выход последних к бассейнам Волги и Каспия. Калмыцкая степь, таким образом, стала своего рода осмотически непроницаемым буфером между воинственными ногайцами и только-только укрепляющейся на Кавказе Российской Империей. Калмыки клином вошли в доселе единое государственное образование.

Ногайцы к тому времени расселяются разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев уходят в Османскую империю. К 1812 году всё Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. Остатки ногайских орд расселились на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и ассимилировались с другими жившими тогда народностями. Поэтому было бы справедливо говорить, что ногайцы стали разделённым народом ещё в период падения Золотой Орды и следующих за этим событий. Однако самые стойкие кочевые группы остались в Ногайской степи, и сохранили свою самобытность до сегодняшних дней (чего нельзя сказать о многих других народах).

Конечно же, одной обзорной статьи недостаточно, чтобы описать величие истории и глубину самобытности ногайцев. Но каждый дагестанец, и вообще россиянин – должен понимать хотя бы то, что Степь для ногайца, это больше чем просто территория компактного проживания. И идея объединения всех ногайцев – Бирлик (Единство) – значительнее и старше, чем коммунизм Союзов или членство в партии «Единая Россия» с их аналогичными идеями объединения всех народов, проживающих на территории страны. И здесь, тем более, условные административные границы между регионами, областями, республиками, изменяющиеся в разное время, не лежат для ногайца в одной плоскости с Единством Великой Ногайской Степи. Тут никакие административные размерности не способны разделить степь в её культурном, историческом и духовном смысле.

 

Современные трудности

 

Понимая всё, что было сказано выше, нужно понять и то, что современные социально-экономические проблемы вполне ощутимо могут нанести урон самим жителям Ногайской степи.

Общая численность ногайцев – 95 тысяч человек. По данным переписи населения 2002 года, их численность в РФ составляет 90,7 тысяч. Из них в Республике Дагестан живёт всего 38,2 тысячи человек. Это больше, чем где-либо в мире. (В Чечне – 3,5; КЧР – 15; Ставрополье – 20,6; Астраханской области – 4,5 тысяч человек. – Прим. ред.)

В период 1990 – 2002 годы из ЮФО по причине безработицы происходил массовый отток ногайской молодёжи в другие регионы РФ – по данным переписи 2002 года в Ханты-Мансийском АО проживают 2,5 тысяч, в Ямало-Ненецком АО – 1,7 тысяч ногайцев.

И сегодня одна из основных социоэкономических проблем ногайцев – проблема безработицы и низких денежных доходов.

Самая большая территория республики – Ногайский район – занимает около 9000 кв. км, и самая низкая плотность именно тут – 2,5 чел/км2. В районе много земли, которую попросту некому обрабатывать. Но и для обработки такой площади необходимы современная система орошения и агрохимической мелиорации.

Но почему нашлись ногайцы, пусть и не большое число жителей самого Ногайского района, которые, не потрудившись разобрать социально-экономической стороны дела, выступили против строительства? Не кажется ли это парадоксальным, в виду их большого стремления к объединению и экономической интеграции, ведь ногайцы сегодня один из самых образованных, интеллигентных и «подкованных» народов в республике.

На самом деле, непосредственные зачинщики – это 20 – 40 сепаратистов, – не салафитов, не «ваххабитов», а бытовых обывателей – муниципальных сепаратистов, которые говорят: «Дайте нам жирных дотаций и не лезьте к нам. Мы же согласились жить в единой «семье народов», и за это вы нас кормите, а наши земли мы не будем обрабатывать, и вам не дадим».

 

Чем сегодня живёт район?

 

В Ногайском районе, как и в некоторых других равнинных районах Дагестана, активно используется метод отгонного животноводства.

Форма отгонного животноводства на возмездных условиях между арендаторами и собственниками существовала издревле. Но лишь в составе Российской империи она впервые приобрела официализированный статус. То есть Российская империя, а в последующем и Советский Союз и РФ, ничего другого придумывать не стали, а просто закрепили существующий уклад населения.

Итак, сегодня в Ногайском районе закон об отгонном животноводстве регулирует отношения сельхозпроизводителей на 600 тысячах гектарах земли. То есть эти земли арендуются в основном сельскохозяйственными производственными кооперативами (СПК). Стоимость аренды приравнивается законом к ставке земельного налога, который составляет от 0,1 до 0,3 % от кадастровой стоимости земли. То есть от 8 до 100 рублей с 1 га в год. По скромным средним расчётам, арендные сборы с 600 га земель отгонного животноводства составляют всего-то лишь 30 млн рублей в год. Но проблема, о которой говорят на съездах ногайского народа, заключается в том, что эти земли по закону являются республиканскими и неподведомственны муниципалитету. Возникает вопрос: когда эти земли, говоря строго, принадлежали отдельным фамилиям? В советские или досоветские времена? Эта земля стала общенародной лишь при СССР, но, как хорошо известно, россияне, а вместе с ними и все дагестанцы, включая ногайцев, отказались от социализма, выступили против «уравниловки». И кому теперь принадлежат эти земли? Кто есть легитимный хозяин? По закону ногайская земля, как ни парадоксально, никогда не принадлежала конкретному хозяину. А сегодня она принадлежит или муниципалитету (чуть более 280 тысяч га), либо Республике Дагестан – около 600 тысяч га. По закону РД «О статусе земель отгонного животноводства в РД».

Допустим, те 20 – 30 млн руб. в год могли бы поступать в республиканский, а не в муниципальный бюджет. Но если было бы иначе: арендаторы исправно платили бы за землю, и эти деньги поступали в муниципальный бюджет, – на что бы их хватило? Если посчитать поступления в Ногайский район одних только пенсий, то возможно, кому-то из читателей это напомнит дань времён Золотой орды, ведь суммы нешуточные.

Не проще ли просто посчитать, какой уровень ВРП на душу населения в год сделает ногайцев самодостаточным и даже зажиточным народом? Какая сумма на каждого жителя Ногайского района позволит решить насущные проблемы и заняться продвижением самобытной культуры? Например, включение её в региональную компоненту образования. Например, $ 10 тыс. на душу населения в год – вполне достаточно для этих целей.

 

Виновник торжества

 

Но давайте вернёмся к самому проекту агрокомплекса. Итак, что мы знаем об этом заводе?

Проект по строительству сахарного завода реализует американская компания «Аmity Technology LLC». Она является ведущим мировым производителем уборочного оборудования для сахарной свёклы. Президент компании Ховард Дал приезжал в республику в апреле этого года и заключил контракт на строительство завода по переработке сахарной свёклы и производству сахара мощностью 200 тысяч тонн в год. Площадь территории – 100 тыс. га, то есть 9 % от площади Ногайского района.

Зампредседателя правительства Мурат Шихсаидов, курирующий сельское хозяйство, заявлял, что первоначально в Дагестане стоял вопрос, где строить завод. Рассматривались разные варианты – Бабаюртовский, Хасавюртовский, Кизилюртовский районы. Но так как в этих районах земли были переданы под личные подсобные хозяйства, был предложен Ногайский район.

По словам зампредседателя правительства Дагестана, стоимость проекта оценивается в 20 млрд рублей. Финансовым партнёром выступает экспортно-импортный банк правительства США Ex-Im Bank, который в соответствии с соглашением, заключённым американской компанией с республиканским правительством, должен будет обеспечить 85 % финансирования программы.

Технологии «Amity», как ни крути, являются самыми передовыми на сегодняшний день в мире. По самым скромным расчётам позволяют собирать 230 – 270 центнеров сахарной свёклы с 1 га. Это если не учитывать севооборот и агрохимию. Используя последние, урожай сахарной свёклы возрастает до 600 центнеров с гектара или 60 тонн/га. А это около 7 тонн сахара. Однако это самые осторожные цифры, на практике известны результаты куда выше. Так на базе аналогичного проекта «Amity», в Азербайджане получили урожай в 113 тонн свёклы с 1 гектара! То есть при современной технологии сахарная свёкла набирает не 150-200 граммов веса, а уже 1 – 1,5 кг. По этой же технологии процент сахара в свёкле достигает более 22 % (при обычном методе лишь 18 – 20 %). Но и это ещё только одна – основная часть проекта. Свёклу можно высаживать 1 раз в 4 года. Поэтому территория будет поделена на 4 части: 1 часть для свёклы, а на остальных высаживаются другие культуры: капуста, морковь, лук, чеснок, пшеница, кукуруза, рапс и соя. Отходы от пшеницы, кукурузы, рапса, сои будут обогащать почву, а отходы от сахарной свёклы перерабатываются в комбикорм. Таким образом, технология производства сахара предусматривает производство по 80 тысяч тонн кормов в год. В нашей республике, как и во всей России, на комбикорм существует высокий спрос, а, следовательно, широкий рынок сбыта.

Неприятностей с привалом большого количества рабочих из других районов не возникнет – стоит лишь учесть достаточно высокий уровень безработицы и 22 тысячи ногайцев, проживающих непосредственно в самом районе.

 

Сахарный завод –

национальная идея?

 

Выведение земель из под действия закона об отгонном животноводстве, автоматически передаёт эти земли в полное подчинение Ногайскому району, а следовательно все налоговые поступления от работы агропромышленного комплекса, а главное ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог, составляет 6 %) за пользование землёй, принесут в бюджет района около 1 млрд рублей в год!

Но самое главное, что целый агропромышленный комплекс изменит инфраструктуру Ногайского района и будет способствовать, учитывая бизнес-план, созданию более 15 тысяч новых рабочих мест, что решит проблему с оттоком населения из района, и ногайцы получать возможность осуществить свои задачи по развитию культуры и активному включению её в региональную компоненту образования. Изучение своей истории, языка, народного творчества...

Кроме сахарного завода, предполагается строительство хранилищ и заводов по производству томатной пасты, комбикормов, спирта, растительных масел (подсолнуха, сои и рапса), строительство мукомольни, хранилища для овощей, консервного производства и производства строительных материалов. Кроме того, столь масштабный проект потребует строительной техники, а для её транспортировки и использования потребуются дороги. То есть уже сейчас можно говорить об «альтернативной федеральной трассе», строительство которой сделало бы Ногайский район логистическим центром северо-кавказского значения. Надо ли напоминать, что ногайцы исторически имели практику лучшей логистики в масштабах всей Евразии? Не эта ли перспектива по возвращении былой славы и интегрированию в самые современные экономические и логистические системы должна стать национальной идеей всех жителей Ногайской степи?!

Ведь такая производящая и сбывающая активность неизбежно повлечёт укреплению связей с соседними регионами де-юре, а де-факто – со всеми ногайцами, проживающими в других субъектах РФ, и, в первую очередь – граничащими с нашим Ногайским районом.

Номер газеты