Если долго мучиться, инвестиции получатся

27 февраля 2014 года глава РД Рамазан Абдулатипов издал указ «О Совете при Главе РД по улучшению инвестиционного климата», согласно которому прежний Совет при Президенте РД по инвестициям преобразуется в орган, призванный стать своего рода штабом государственной политики в этой сфере. Помимо указа, за последние три месяца приняты 8 постановлений Правительства РД, проведено несколько совещаний, связанных с вопросами улучшения условий для инвестиционной деятельности в регионе. Что стоит за активностью органов власти РД, и как это выглядит в финансово-экономических показателях?

Итоги по Абдулатипову

 

15 января в Послании (отчёте) Главы РД Народному собранию РД Абдулатипов заявил, что власти, упустив возможность принятия отдельной федеральной целевой программы социально-экономического развития Дагестана, аналогичной ФЦП по Чечне и Ингушетии, стали ориентироваться на создание институтов развития и что президент РФ Владимир Путин дал указание предоставить республике 20 млрд рублей ежегодных гарантий под инвестиции.

По его оценке, экономика Дагестана уже позитивно реагирует на принимаемые меры, что проявляется в положительной динамике большинства экономических показателей за 2013 год. В рамках приоритетных программ развития (ППР), сообщил он, мы запустили институт проектного сопровождения таких крупных и знаковых инвестиционных проектов, как Каспийский завод листового стекла, а также предприятий компаний «Дагагрокомплекс», «Мараби», «Кизлярагрокомплекс», «ДагАгроИталия» и другие.

Абдулатипов указал также, что для инвестиционной привлекательности республики необходимо обеспечить инфраструктурную доступность, привлечь квалифицированные кадры, повысить качество и сократить сроки проведения разрешающих и сопроводительных процедур, создать благоприятные налоговые условия для поддержки инвестиций и стимулирования деловой активности.

 

Итоги по Дагстату

 

Между тем, по подсчётам Дагстата, если в 2012 году объём инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) составил 25,5 млрд рублей, то в 2013 году – 24,8 млрд, то есть уменьшился. Дагстат с учётом инфляции даёт снижение в 2013-м по сравнению с 2012 годом на 9%, тогда как в 2012 по сравнению с 2011 годом рост был на 8,4%. Отмечу, что эти показатели относятся к крупным организациям, которые работают в легальном поле, на виду и контролируются проверяющими органами. И в основном в этом секторе превалируют бюджетные инвестиции. Видовая структура инвестиций крупных организаций в основной капитал в 2012 году включала вложения (строительство, покупка) в жилища (9,6% от 25,5 млрд), здания и сооружения (63,3%), машины, оборудование, транспортные средства (20,2%), а также в прочие виды инвестиций (6,9%). Анализ видовой структуры инвестиций за 2005–2011 годы показывает, что доли вложений варьируются значительно, зависят от специфики инвестпроектов, но большая часть идёт в здания и сооружения. В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности примерно две трети объёмов приходится в разных пропорциях на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь.

Однако с учётом субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности (не наблюдаемых прямыми статистическими методами) инвестиции в основной капитал в 2013 году составили 178,3 млрд рублей. Эта сумма в 7 раз больше, чем рассмотренные выше объёмы инвестиций крупных организаций, и отражает деятельность граждан, а также малого и среднего бизнеса, сосредоточенного в Дагестане в значительной степени в теневом и сером секторах экономики. Инвестиции в этих секторах направляются по большей части в торговлю, строительство, услуги.

По сравнению с 2012 годом (см. таблицу) общий показатель инвестиций в 2013 году вырос на 9,3% и превысил темп роста объёмов 2012 года по отношению к 2011 году (8,5%). Отсюда следует, что экономика развивается в основном без непосредственного участия государства, за счёт частной инициативы. Примечательно, что в 2012 году Дагестан, заняв в России по инвестициям в основной капитал на душу населения 50-е место, оказался на первом в СКФО с 51,9 тысячи рублей против 41,7 тысячи по округу в среднем.

Правда, относительно высокие темпы роста несколько противоречат, во-первых, невысоким темпам увеличения денежных доходов населения (в среднем на душу 4,5% в номинальном выражении). Во-вторых, снижению объёмов кредитов, депозитов и прочих размещённых средств, предоставленных нефинансовым и кредитным организациям, а также физическим лицам, с 53,4 млрд (на 01.01.2013 г.) до 42,4 млрд (на 01.01.2014 г.) из головных офисов банков и филиалов и с 22,9 млрд (на 01.01.2013 г.) до 9,5 млрд на (01.01.2014 г.) – по кредитным организациям, зарегистрированным в Дагестане (данные Центробанка России).

 

Оценки экспертов

 

В декабре 2013 года был обнародован очередной ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, составляемый специалистами журнала «Эксперт»,  согласно которому Дагестан традиционно попал в группу субъектов РФ, характеризующихся пониженным инвестиционным потенциалом и высоким инвестиционным риском.

Что касается инвестиционного потенциала, то он складывался из 9 компонентов, и по их сумме Дагестан занял 26 место. Республика хорошо выглядит по потребительскому потенциалу (12 место в ранге), трудовому (15-е) и финансовому (17-е). Неважно обстоит дело с производственным потенциалом (56 место), туристическим (46-е) и природно-ресурсным (41-е). Относительно неплохо смотрится республика по инфраструктурному (25-е), инновационному (25-е) и институциональному (34-е) потенциалам.

По интегральному показателю инвестиционного риска, состоящему из 6 компонентов, Дагестан занял 79 место. Наиболее низки ранги по криминальному (83 место), финансовому (80-е), управленческому (75-е) и социальному (68-е) рискам. Относительно неплохие ранги – по экологическому (20-е) и экономическому (27-е). В сумме республика по инвестиционному климату заняла 71 место. Остаётся тешиться, что не попали в число 9 регионов из группы «Незначительный потенциал – высокий риск» и 3 субъектов РФ из группы «Низкий потенциал – экстремальный риск».

Авторы рейтинга указывали в декабре, что наибольшие риски с точки зрения привлечения инвестиций в развитие территорий несут в себе замедление экономического роста на страновом уровне и разбалансировка бюджетной системы, которые проявились в 2013 году и продолжатся в 2014-м. Прогноз, увы, оправдывается, даже не учитывая последствия событий на Украине. Размеры финансовой помощи регионам из федерального бюджета уменьшились, налог на прибыль тоже, зато выросли долги регионов и их расходы на выполнение майских указов Путина по повышению зарплат работникам бюджетной сферы.

В условиях дефицита финансовых ресурсов эксперты предлагают использовать точечные меры поддержки инвестиционной деятельности и развивать локальные инфраструктуры, ориентированные на конкретного инвестора. Рекомендуется также реализовывать схемы государственно-частного партнёрства, региональных индустриальных парков и инвестиционных фондов. Позитивную роль, на их взгляд, играют внедрение регионального инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив и работа корпораций развития, призванных активно завлекать инвесторов. По стандарту и корпорации, кстати, глава РД в прошлом году издал соответствующие указы.

Однако, предупредили эксперты, чисто институциональные меры могут не сработать. Более действенным, с их точки зрения, может стать упрощение процедур разрешения на строительство и подключение доступа к электросетям в регионах. При этом они почему-то не вспомнили о банковских процентных ставках по кредитам, «неподъёмных» для многих промышленных предприятий.

 

Бюджетная инвестиада

 

Не рассчитывая на частных инвесторов, глава РД продолжает бороться за бюджетные инвестиции. В ходе февральского визита в Дагестан министра регионального развития РФ Игоря Слюняева Абдулатипов на совещании напомнил, что власти РД предложили передать 9,5 миллиарда рублей в уставной капитал «Росагролизинга», чтобы он выступил финансовым, техническим и технологическим оператором реализации агропромышленных программ РД.

Министр экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфов посетовал на то, что из-за процедурных сложностей из пяти республиканских инвестпроектов, одобренных Минрегионом России, на получение государственных гарантий РФ кредитные договоры с банками заключили только два инициатора (ООО «Мараби», ООО «Завод строительных материалов»), а двое (ООО «Дагагрокомплекс» и ООО «Кикунинский консервный завод») отказались от них.

Он также сообщил, что по итогам реализации ФЦП «Юг России (2008–2013 годы)» 27 объектов остаются незавершёнными и для обеспечения их ввода необходимо около 20 млрд рублей. Однако в новой ФЦП «Юг России» (2014–2016 годы) на эти объекты предусмотрено лишь 2,4 млрд рублей. Кроме того, общий объём её финансирования по Дагестану составляет 5,1 млрд рублей, что оставляет без решения такие ключевые проблемы, как переселение лакского населения Новолакского района, на завершение мероприятий которого необходимо 8,2 млрд рублей (в программе предусмотрено всего 434,5 млн), а также обустройство жителей сёл Храх-Уба и Урьян-Уба, переселившихся из Азербайджана в Дагестан.

Абдулатипов в течение года говорил то о 300, то о 200 млрд рублей, необходимых для существенного изменения социально-экономической ситуации в Дагестане. Но в условиях застоя экономики страны и дополнительных расходов на Крым выделить даже 2–3 млрд дополнительно будет весьма сложно. Поэтому важно предельно рационально и добросовестно использовать имеющиеся ресурсы.  

Номер газеты