[ Экоцид ]

Неисчислимые следствия неисчислимых причин – так можно характеризировать современное состояние экологии в республике. Одна из причин критического состояния природной среды в Дагестане – это безответственное отношение и властей, и населения к окружающей среде. Предстоящие в октябре этого года выборы в местные органы самоуправления это ещё и борьба за природные ресурсы. Помимо бюджета, победители будут иметь доступ к богатейшим земельным ресурсам и недрам на территории своих муниципальных образований.

Тема защиты природы наибольшую остроту приобрела в 80­-е годы прошлого столетия и приобрела характер нескончаемой дискуссии в СМИ. Экологические темы в то время актуализировались неспроста. Спекуляции на вопросах экологии, правах человека являются мощным экономическим и политическим оружием, умело используемым различными политическими силами в мире. Можно вспомнить хотя бы запущенную на Западе теорию уменьшения озонового слоя атмосферы земли якобы вследствие загрязнения выбросами фреона и уничтожение под этим предлогом мощной холодильной промышленности СССР.
Спекуляции на экологии и теперь ещё не потеряли своей актуальности. Так, уже поднимается вопрос о метановых выбросах сибирских болот. Все лучшие умы и таланты Запада привлечены к этой очередной экологической афере. Недавно вышедший на экраны документальный фильм Люка Бессонна «Дом», где как бы вскользь возникает эта тема, – это только начало информационного похода на Сибирь, интерес к которой у Запада проявляется всё отчётливее.
 
Грибной дождь, или
как заработать на стихии
 
В ближайшие десятилетия на земле, по прогнозам учёных, ожидаются 250 – 300 млн экологических беженцев. Вопрос расселения такого числа беженцев будет носить характер глобального изменения мироустройства. Климатические изменения на планете уже очевидны, и стоит вспомнить, что одной из версий Великого переселения народов в III – IV веках считаются нескончаемые проливные дожди. Тема эта для нас интересна ещё и потому, что вот уже второй раз за прошедшие полгода Кизилюртовский и ряд других районов республики накрыли многодневные то сильные, то ливневые дожди (по терминологии МЧС). Ущерб исчислялся многими миллиардами, и в этом смысле дождь может оказаться золотым для тех, кто под него попал и смог подсуетиться с оформлением документов.
Уже установлены нормы откатов, отработаны механизмы распила. Не обходится здесь и без коррупционного участия правоохранительных органов республики. По опыту 2000 г., когда происходили выплаты за ущерб, причинённый землетрясением 1999 г., можно предполагать, что будут задействованы практически все правоохранительные структуры, вплоть до экспертно-криминалистических центров, выдававшие в те времена целыми пачками липовые заключения о необходимости сноса домостроений. Наработанный опыт в период поступления средств в связи с другими стихийными бедствиями, регулярно обрушивающимися на нашу республику, наверняка будет востребован и ныне.
Стратегического же подхода к решению существующих или предполагаемых экологических проблем в республике так и не возникает.
 
Страшнее чиновника
зверя нет
 
Каждое стихийное бедствие обнажает проблемы, существующие в республике, которых множество и в плане безопасности граждан, находящихся под угрозой, в связи с запущенностью всех механизмов государственного контроля. Рукотворность этих угроз очевидна. О незаконном распределении земель, подпадающих под скотоперегонные трассы, много говорилось за последнее десятилетие. Однако мало что смогли изменить и в этом вопросе. Между тем в период проливных дождей основной ущерб подпавшим под стихийное бедствие сёлам принёс мощный вал воды, обрушившийся на сёла. Огромные массы воды скопились в отгороженном заборами пространстве, на перегонных трассах. Прорвав заборы, а также старый и новый КОР, потоки хлынули на населённые пункты. Избежать многочисленных жертв помогло лишь счастливое стечение обстоятельств и то, что это произошло уже глубокой ночью.
О крайне опасной ситуации, сложившейся во многих сёлах горного Дагестана в связи с оползнями, также предпочитают умалчивать. Выделение средств на решение этой проблемы сопровождается коррупционными скандалами и чаще всего проводится выборочно. Оползни стали одним из следствий катастрофической вырубки лесов. На данный момент уже остро стоит вопрос о переселении целых сёл, оказавшихся в зоне бедствия. Наиболее пострадавшим от незаконных вырубок является Шамильский район, где ситуация с оползнями уже угрожает нескольким сёлам. К примеру, в селении Ратлуб оползневые процессы наблюдаются чуть ли не каждый день и жизнь сотен людей находится в опасности. Руководство района все эти годы бесстрастно взирало на варварскую вырубку лесов и не принимало мер хотя бы к его ограничению. Между тем глава администрации района Магомед Магомедзагидов назначен в 2010 г. руководителем Агентства по лесному хозяйству и, имея опыт, хотя и печальный, также сумел «проявить» себя на новой должности.
 
Карьерные проблемы
 
Кизилюрт и прилегающий район ещё с советских времён являлся одной из неблагополучных в экологическом плане зон республики. Экология страдала в основном от деятельности завода фосфорных солей. Завод закрыт, но появилась новая напасть – гравийно­-щебёночно-песчаные карьеры, опутавшие город со всех сторон. И здесь тесно сращённая с бизнесом бюрократия криминального толка сумела развернуться настолько, что, отчаявшиеся, люди вынуждены выходить на митинги и даже совершать диверсии. Митинг 5 апреля этого года, прошедший в Кизилюрте, вновь поставил перед властями республики требование о принятии мер по экологической защите населения, страдающего от деятельности карьеров. Власти тем временем не торопятся принимать мер по ограничению деятельности карьерных разработок.
 В 2006 г. жители селения Зубутли­Миатли провели масштабный митинг с требованием прекратить деятельность на их землях разработок карьеров, принадлежащих ОАО «Промнеруд» и ЗАО «Промнеруд», аффилированных с бывшим главой района Абдурахманом Гаджиевым. Дотошные сельчане подсчитали, что только за один день Гаджиев получает доход с карьера в размере 100 тысяч руб. И это без учёта продукции, отгруженной ж/д транспортом. При этом Гаджиев не платил налогов. Во время конфликта в 2006 г. Магомедом ( Махачом) Магомедовым были обнародованы суммы задолженности предприятий Гаджиева перед бюджетом. Долги составляли внушительную сумму – 27 млн рублей, что даёт представление о масштабах «карьерной» деятельности Гаджиева.
Протесты зубутлимиатлинцев не ограничивались митингами: неизвестными были выведены из строя, путём подрыва и поджога, экскаваторы, работавшие на одном из карьеров Гаджиева. Ссылаясь на решения судов, отказавших в удовлетворении исков о признании недействительными актов о выделении земель под разработку этого карьера, республикансткие власти вопрос о законности деятельности карьера сняли с повестки дня.
Согласно ст. 79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Похоже, об этом не задумываются наши власти, бездумно транжирящие плодородные земли в угоду коммерческим интересам. Ещё будучи председателем Правительства РД, Шамиль Зайналов подписал около 450 постановлений о переводе земель сельхозназначения в другие категории, в том числе в земли промышленного назначения. В Кизилюртовской зоне были изъяты тысячи гектаров сельхозугодий для варварской разработки под карьеры. Ходят слухи, что премьер и себя не забыл при фактически бесплатной раздаче земли (для сведения: кадастровая оценка 40 га, выделенных ОАО «Промнеруд», составляет 1 млн 356 тысяч руб.) и что несколько карьеров находятся в его собственности.
Сельское собрание депутатов селения Султан-Янгиюрт, в окрестностях которого находится 22 карьера – под карьеры отведено около 1000 гектаров земель сельхозназначения (см. «ЧК» № от 23 апреля 2010 г.) – также обратилось в 2007 г. в Арбитражный суд РД с иском о признании недействительным отвода 265 гектаров под карьерные разработки и требовало проведения рекультивации земель, использованных под добычу стройматериалов. Однако Арбитражный суд РД, первоначально принявший сторону истцов, после отмены его решения кассационной инстанцией СКФО исковые требования не удовлетворил.
Тем временем разработка карьеров только набирает обороты и, несмотря на огромные доходы коммерческих структур, не проводится рекультивации и каких-либо мероприятий по снижению огромного вреда, наносимого подобного рода деятельностью. Огромные котлованы, напоминающие марсианские пейзажи, уже растянулись на многие километры и сотни гектаров плодородных земель, которые безвозвратно выводятся из сельхоз-оборота. Экологические последствия вреда, наносимого почве, проявляются позже, чем в атмосфере и гидросфере, но они более устойчивы и долговременны. Исходя из этого можно говорить о зоне экологического бедствия в одном отдельно взятом районе республики с перспективами его дальнейшего распространения в непредсказуемых масштабах.
 
Контора пишет…
 
Столь бедственное положение с защитой природы в республике во многом следствие отсутствия государственного подхода к решению экологических проблем и коррупции, разъевшей госаппарат. В советские времена причину видели в другом – в отсутствии специальной экологической службы. Теперь у нас структур, ответственных за вопросы природопользования и экологического благополучия, несколько, но это ничуть не улучшило положение дел. Министерство по природным ресурсам и защите природы РД, Федеральное агентство по природопользованию должны контролировать состояние природной среды и экологическую безопасность в республике. Сугубо формальный подход и коррупционный фактор минимизирует степень отдачи всех этих природо-защитных ведомств, и экологические проблемы имеют тенденцию к возрастанию.
При разработке карьеров, получивших распространение практически по всему Дагестану, хотя и не в таких масштабах, как в Кизилюрте, присутствуют явные нарушения санитарных, экологических норм и законодательства о земле. Однако ни одно из контролирующих структур не приняла за последнее десятилетие кардинальных мер к пресечению незаконной деятельности по разработке недр. И другого подхода от властей при сложившейся ситуации ожидать трудно. Судя по игнорированию ею кампании, поднятой СМИ и общественностью по захвату земель рекреационной зоны побережья Каспийского моря, можно сказать, что ожидать изменений в лучшую сторону в вопросе охраны окружающей среды в ближайшее время не приходится.
 
Номер газеты