[ economics ]

[Ипотечный тупик] С 1 марта в России вступил в силу новый Жилищный кодекс. Он изменил привычный подход к системе распределения бесплатного жилья.

Отныне получить квартиру бесплатно может только малоимущая семья. Квартира будет предоставляться на условиях социального найма. Ни продать, ни подарить, ни наследовать её нельзя. Подозреваю, что даже на таких условиях социальное жильё будет пользоваться повышенным спросом. На сегодняшний день фонд социального жилья практически отсутствует, и в условиях банальной нехватки средств у государства и муниципалитетов перспективы его строительства туманны. Ситуация с социальным жильём точь-в-точь воспроизведёт положение дел с государственным централизованным распределением жилья. Опять появятся бесконечные списки людей, десятилетиями ожидающих своей очереди на заселение.

Не думаю, что разработчики кодекса об этом не знали. Скорее всего, положения о социальном жилье включались в него «для галочки»: надо подтверждать статус социального государства, закреплённый в Конституции. Главной целью разработчиков был запуск рыночных механизмов приобретения жилья. Другого выхода нет. Но и здесь положение не из лёгких. Купить квартиру сейчас могут в основном не те, кто в ней остро нуждается.

Светом в конце тоннеля видится приобретение жилья в кредит, т.е. ипотека. Инициаторы пакета жилищных законопроектов рассчитывают, что их реализация позволит к 2010 году обеспечить собственной жилплощадью треть всех нуждающихся. Мне эта цифра кажется нереальной. Не потому, что ипотека – дорогое удовольствие. Причина кроется глубже. У нас нет реальных механизмов обеспечения ипотечных программ. Кто-нибудь слышал об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию России (АИЖК)? Почти никто, за исключением узкого круга посвящённых. Между тем оно существует с 1993 года, имеет госгарантии по привлечённым ресурсам, его капитал на 100% – государственный. Агентство призвано покупать у банков выданные ими ипотечные кредиты, чтобы те могли на полученные деньги возобновить кредитование. Ипотека – долгосрочный кредит. Деньги на его выдачу тоже должны быть «длинными» – от 3 до 10 лет. Агентству для восполнения своих ресурсов надо постоянно привлекать средства, выпуская долговые бумаги. Но никто не хочет давать деньги в долг на большие сроки. А бюджетные деньги, на которых работает АИЖК, ограничены. Ограниченность средств и повышенный спрос в итоге порождают коррупцию.

В местных СМИ уже прокатывались волны победных реляций: «Ипотека в Дагестане есть», «Ипотека в Дагестане – реальность» и т.п. До тех пор, пока кредитование у нас строится на бюджетных инвестициях, ипотека в Дагестане будет МИФОМ.

Однако она может развиваться не только по американскому пути, который попытались внедрить у нас. Есть и другие варианты. Но об этом мы расскажем в следующий раз, как и об обещанных в «ЧК» №11 инвестициях в Дагестане. ]§[

Номер газеты