[Точки ответственности] «Кабинет Фрадкова работает в четыре раза хуже предыдущего кабинета министров, возглавляемого Касьяновым». «Греф, Кудрин и Зурабов — самые непопулярные министры Правительства России». «Зурабова в отставку!»
Такими фразами пестрят нынче практически все центральные газеты. Причем на помощь газетам пришли многочисленные аналитико-рейтинговые центры. Наибольшим спросом у таких центров вот уже без малого два месяца пользуется услуга по выявлению рейтинга того или иного министра и тем паче — всего кабинета премьер-министра Михаила Фрадкова.
Сие новомодное веяние (рейтингование высших госчиновников) вызывает два чувства противоположной направленности. Радость от того, что наконец-то извечный русский вопрос «Кто виноват?» перестает быть риторическим. И досаду: «Почему до Дагестана ветры политических перемен доходят с опозданием порой на десяток, а то и более лет?»
Есть такое выражение: «Лучший правитель тот, работа которого незаметна». Уже не припомню, кто и когда произнес эту фразу первым, но уместна она только для жителей какой-нибудь зажиточной Швейцарии, где привычка к благополучию притупила интерес населения к работе правительства. Привычка к неблагополучию у дагестанцев привела к тому же. Для большинства жителей Дагестана Правительство РД — это нечто далекое и отвлеченное, ничего общего с их повседневной жизнью не имеющее. Коллегиальный Госсовет и беспартийный парламент только усугубили апатию к власти. Все отвечают за все, и никто ни за что — конкретно.
Джону Кеннеди приписывают выражение: «Комитет — это 12 человек, делающих работу одного». Никита Хрущев говорил: «У каждой ошибки есть свои имя и фамилия». Лидеры двух полярных держав, избравших прямо противоположные пути развития, исповедовали один и тот же принцип «точечной», персональной ответственности. Думаю, эти два деятеля достойны того, чтобы у них учиться.
Всегда и во все времена люди создавали утопии, проецируя на них все свои представления и мечты об обществе, в котором они хотели бы жить. Создавая утопии, их авторы надеялись, что когда-нибудь их идеи будут претворены в жизнь. У меня тоже есть своя утопия для дагестанского общества.
Я мечтаю увидеть премьер-министра дагестанского правительства, чуть не со слезами кающегося (если есть за что) перед депутатами местной Думы за провал политики своего кабинета и обещающего исправиться. Я мечтаю увидеть при этом гнев депутатов, бросающих от негодования нетерпеливые реплики в адрес выступающего главы правительства, а не посапывающих мирно на своих депутатских креслах. Я мечтаю увидеть министров, которые, страшась депутатской обструкции, избегают визита к парламентариям. А еще больше я мечтаю регулярно видеть на страницах наших газет и экранах TV результаты достоверных опросов общественного мнения и рейтингов крупных дагестанских чиновников и политиков. Республика должна знать своих героев. И плохих, и хороших. ]§[
- 1 просмотр