[ economics ]

[Бей олигархов...] Арест Михаила Ходорковского подтвердил сразу три уже известные истины: в России можно посадить любого был бы человек — статья найдется (от тюрьмы и от сумы не зарекайся); даже очень большие деньги не гарантируют защиты от произвола государства (богатые тоже плачут); власти глубоко наплевать на инвестиционные рейтинги, привлечение иностранного капитала и другие мелочи, если возникает необходимость поставить кого-то на место (в России президентских амбиций не прощают никому, кроме действующего президента и его преемника).

Сегодня на НК «ЮКОС» приходится 30% добычи российской нефти. Это 2,3 млн баррелей в сутки, т.е. 15-20 млрд долларов в год. Прибыль компании за прошлый год составила 2,2 млрд долларов. Для страны, сидящей на нефтяной игле, это очень внушительные цифры. Слияние с «Сибнефтью» превратило «ЮКОС» в нового российского монополиста, а финансирование «ЮКОСом» большинства политических партий и заявка на создание в будущей Государственной Думе мощного депутатского лобби давали шанс на реальное политическое влияние. Трудно судить о шансах Ходорковского на президентских выборах 2004 года, но к 2008 году его позиции в политическом раскладе России могли стать достаточно внушительными.

В сфере экономики Ходорковский посягал на святая святых государства — монополию на нефтяную и газовую трубу — мощнейший рычаг управления нефтегазовым комплексом. Его проекты частных нефтепроводов и доступа частных независимых производителей к системе трубопроводов «Газпрома» были как кость в горле. Но это было недостаточным поводом для преследований — лишь сильный раздражитель. В России не сажают за воровство и уклонение от уплаты налогов, особенно когда их масштабы оцениваются сотнями миллионов. По мнению многих, Ходорковский в отношении налогов был наиболее открыт и порядочен. Что-то мы не видим следователей у Абрамовича, Дерибаско или Мамута. А их деньги куда в большей степени не заработаны, чем деньги Ходорковского. Нужна была демонстрация того, кто в доме хозяин. И власть избрала самый проверенный способ — тюремную камеру.

Арест Михаила Ходорковского стал ощутимым событием для всей экономики страны: резко подешевели акции ведущих российских компаний; компании ExxonMobil и ChevronTexaco отложили на неопределенный срок завершение сделки по покупке крупных пакетов акций «ЮКОСа».

Но не это страшно. В последние месяцы в страну вбрасывались огромные спекулятивные деньги. Они увеличивали резервы ЦБ и рублевую массу. Но именно они в случае ухудшения ситуации также легко будут ее покидать, опуская планку золотовалютных резервов. Сценарий 1998 года может повториться, если дело «ЮКОСА» раскачает огромную рублевую денежную массу и заставит ее броситься на валютный рынок. Тогда доллар легко может подскочить до сорока — пятидесяти рублей и вызвать новый кризис в экономике . ]§[

Номер газеты