[ economics ]

[Квинтэссенция] Экономики разных стран имеют разную специфику. Страны, имеющие сильную национальную экономику (США), нацелены на гегемонию и экспансию (не забывая при этом про свою экономику). Страны, имеющие большие человеческие ресурсы (Китай, Индия), делают ставку на создание рабочих мест, развитие внутреннего рынка. Страны, имеющие природные ресурсы (Россия), предпочитают существовать за счет их проедания. Можно ли определить основу и приоритеты дагестанской экономики?

Определить, наверное, можно, но это не так уж просто. Бедная экономика небогатой республики вряд ли имеет определяющую основу, а приоритетами пока являются стратегия выживания и дотации Центра (12,2 млрд рублей в 2003 г.). Причем полученными из Центра дотациями распоряжаются власти, а выживать приходится людям. Конкретному отдельно взятому человеку, у которого нет работы, которому не дают землю, который давно забыл про достойное существование, свои потребности, а должен еще и семью содержать. Видимо, ста лет «на дне» было мало, чтобы покончить с этой ужасающей действительностью. Она ждет нового писателя. Многогранность бедности, вывернутой наизнанку, поражает. Понять ее до конца, а тем более, описать, практически невозможно. Люди обычно прячут бедность, а власть считает, что они должны стойко переносить все тяжести и лишения затянувшегося переходного периода.

Приторно-сладкие доклады чиновников и такие же статьи в официальной прессе о том, что все растет и цветет, дальше второго абзаца читать невозможно. Но по работе приходится. Не только читать, но и анализировать — в поисках квинтэссенции. Иногда ее ненадолго ловишь, думаешь, что поймал, но уже следующий абзац напрочь избавляет от иллюзий. Сперва делаешь вывод, что во власти нет экономистов. Потом соглашаешься с тем, что они все-таки есть, но в свое время учились плохо. В конце концов приходишь к выводу, что какие во власти экономисты, такая и экономика. Поиски квинтэссенции временно прекращаются, но тут появляются новые доклады о потрясающих успехах. Что удивляет, так это повторяющийся набор штампов, как будто все доклады написаны одним человеком. Из какого окна он наблюдает и видит, что все растет и цветет, остается загадкой.

А может, из этого окна видны и проблемы? Если окно достаточно высоко, то, наверно, оттуда видны и перспективы? Если не светлое будущее, то хотя бы уровень самодостаточности республики и пути-дороги, ведущие к этому уровню. Или мы обречены оставаться экономически несостоявшимся субъектом? Но ведь долго продолжаться это не может.

А что же делать с квинтэссенцией? Как ее выявить, если чиновники говорят одно, делают другое, а пишут совсем не о том, о чем говорят и что делают? Может, базовый элемент экономики — взятка? «А казнокрадство?» — спросите вы. Может, основной принцип экономики республики «Собственность — государственная, прибыль — частная»? Учитывая, что истина всегда где-то рядом, можно взять за основу и нестандартную версию, например, «понты дороже денег». ]§[

Номер газеты