[ economics ]

[«Золотой» миллиард] Ставки сделаны. На крупные банки. Сначала Правительством РД был подписан договор с Россельхозбанком, потом со Сбербанком России. Местные банки пока выступают в роли своеобразного аппендикса – что они есть, что их нет. Пренебрежение к себе со стороны республиканского правительства они вообще-то заслужили. Соотношение между объёмами кредитов, выданных нашими, дагестанскими, и иногородними банками, составляет примерно один к шести. Да и сами филиалы иногородних банков напоминают скорее диппредставительства своих головных банков. Из всех сумм кредитования иногородними банками порядка 90% выдано непосредственно их «генеральными штабами». Забавно, что эти банки свыше 80% кредитных ресурсов направляют в сферу торговли и общественного питания и лишь около 5% – в сектора экономики, производящие добавленный продукт, – сельское хозяйство, промышленность, строительство.

Цинично, но факт: региональные банки не в состоянии представлять сколько-нибудь влиятельную силу в экономике Дагестана. Если, например, из 1 млрд привлечённых Сбербанком на территории республики вкладов граждан только пятая часть была направлена на кредитование экономических субъектов, то региональным банкам такое рискованное соотношение просто не потянуть: у них нет возможностей территориально перераспределять аккумулированные ресурсы, а платить процент за «мёртвый» капитал не имеет смысла. Роскошь кредитования в условиях Дагестана может себе позволить только крупный, устойчивый банк. Потому и были подписаны разрекламированные правительственные соглашения с Россельхозбанком и со Сбербанком. При этом, на мой взгляд, подписание соглашений нельзя рассматривать как факт особой инвестиционной привлекательности региона для этих банков. Первый из них является полностью государственным, во втором контрольный пакет находится в руках государства. Отсюда делаем вывод: их работа может крениться в сторону некоторой «благотворительности», выражающей интересы федеральной государственной политики в регионе.

Скажем, к 1-му млрд, обещанному Россельхозбанком в 2005 году, доступ для мелких и средних сельхозтоваропроизводителей (каковых подавляющее большинство) практически закрыт: методика кредитования до конца не отработана и не учитывает сезонность сельскохозяйственного производства. А печальный опыт последних 1,5 десятка лет не позволяет надеяться на целевой характер использования кредитов. Тем более предусматривающих субсидирование процентной ставки по ним за счёт средств бюджета РД. Льготы по кредитам у нас всегда были уделом избранных.

Сейчас инвестиционная привлекательность России падает. Усиливается бегство капитала за рубеж. В 2004 году оно достигло пиковых за последние 10 лет 30,4 млрд долларов, только за I квартал 2005-го – 10 млрд. Инвестор бежит из России. Куда? В периферийный по уровню развития Дагестан? ]§[

Номер газеты