[ contra ]

[Потому!] Как-то однажды, упомянув о существовании в Дагестане профсоюза среднего и мелкого бизнеса, я тут же получил замечание: «…не мелкого, а малого». Видимо, подразумевалась какая-то немаловажная разница, которую я до сих пор не понимаю.

Да, наверняка есть у нас в республике все общепринятые структуры, задача которых – защищать интересы предпринимателей. Сидят, наверное, скромные ответственные работники, честно получают от государства зарплату. Очень даже может быть, что существуют сотни отчётов о проделанной работе по защите предпринимателей от того же государства. Беда не в этом и не в том, что бизнесмены даже не подозревают о существовании таких защитников. Настоящая беда в том, что в Дагестане не существует по-настоящему свободного среднего бизнеса. Неплохо было бы, конечно, определиться с самим термином. Под средним я имею в виду объём оборота не менее 50 млн руб. в год, не менее 100 работников, разветвлённую сеть, филиалы и различные подразделения, занимающиеся одним или несколькими видами бизнеса, проводящие активную маркетинговую политику как в республике, так и за её пределами. Нет, такие фирмы существуют, и с оборотами у них – дай боже! Но назвать их свободными трудно: некоторые из них – это бизнес крупных государственных чиновников, оформленный на инвалидов и невменяемых; в некоторых имеется их же существенная доля, остальные существуют, пока им разрешают существовать. Объединяет их всех одно. Никто из них никогда не посмеет противиться воле местных властей, никто из них не позволит себе открытую защиту прав и интересов, никто не будет судиться с властью, тем более, никто не сможет конкурировать с государственным бизнесом и заниматься конкуренцией в политике. Потому что механизмов, законных и незаконных, задушить неугодный бизнес у государства – сверхдостаточно.

О крупном бизнесе говорить не приходится: в том, что он не может быть частным, уверены почти все. Почему-то считается, что градообразующие и крупные региональные предприятия не имеют право находиться в руках крупного бизнесмена, имеющего свои политические амбиции, абсолютно не зависимого от властей Дагестана. Поэтому-то и не идут в республику серьёзные инвесторы. Поэтому и недостаточно в республике реального производства и достаточного количества рабочих мест.

Что же касается мелких (я извиняюсь, малых) предпринимателей, то здесь объединению ради защиты своих прав и бизнеса мешает отсутствие веры в перспективность «бодания» с властями и прагматичная оценка крайне низкой стоимости благосклонности наших контролирующих чиновников, которая обусловлена их огромным количеством (таковы законы рынка). Поэтому каждый привык решать проблему отстаивания своих прав порцией шашлыка или благотворительным хинкалом. Тем более, что эта дань уважения представителям государства со стороны свободных предпринимателей гораздо меньше, чем расходы на бесполезных и жадных адвокатов и ещё более жадных судей.

Потому и нет в Дагестане ни свободного бизнеса, ни ассоциаций, содействующих ему. ]§[

Номер газеты