Конфликт между руководством Буйнакского агрегатного завода и прокуратурой, показанный нами в статье «Грузить. Нельзя помиловать» на страницах «Черновика» (№ 22 от 2.06.2006), имел резонанс. В день выхода статьи Президент России Владимир Путин отправил в отставку генпрокурора Владимира Устинова. Прокурор Дагестана Имам Яралиев вызвал к себе директора завода и пообещал решить вопрос «нормально». Высказаться в газете пожелал прокурор Буйнакска Битар Битаров. «Черновик», следуя традиции быть провокатором диалога всех конфликтующих сторон, публикует точку зрения прокуратуры, руководства БАЗа, экспертов и даёт свою собственную оценку ситуации.
Право на ответ
Напомним, что с начала года на БАЗе прошёл ряд митингов, на которых работники завода высказывали свои претензии по отношению к прокуратуре города и лично прокурору Битару Битарову.
Претензии членов коллектива сводились к тому, что прокуратура инициирует бесконечные судебные разбирательства. Правоохранительные органы не реагировали на факты хищения имущества завода при прежних руководителях; а вот с момента избрания директором Нурудина Нажмутдинова идёт активное противодействие именно ему со стороны органов прокуратуры.
Прокуратура Буйнакска к руководству БАЗа выставляет свой счёт – это задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Данная сумма, по версии прокуратуры, составляет около 27 млн рублей. Средняя заработная плата по заводу составляет 2752 рубля. «При такой небольшой зарплате у всего коллектива какой-то токарь на заводе почему-то получает более 16 тысяч рублей», – бросил в беседе с нами Битаров.
Обвинения в предвзятости именно к Нажмутдинову прокурор Буйнакска тоже опровергает. Битаров представил справку «О результатах проверки по обращению членов коллектива ОАО «Буйнакский агрегатный завод», которую составила Прокуратура РД. В ней перечислены уголовные дела, возбуждённые против конкретных лиц по фактам хищения имущества завода. В период с 1999 года по настоящее время расследовалось 11 уголовных дел, 9 из них были возбуждены до прихода Нажмутдинова на завод.
В их числе и уголовное дело в отношении бывшего директора БАЗ Расула Ханова по факту неуплаты в бюджет подоходного налога в сумме 722 тысячи рублей и незаконного использования этих средств. Уголовное дело для рассмотрения было направлено в суд, но прекращено в связи с раскаянием потерпевшего. «Прокуратура города, проявляя принципиальность, обратилась с кассационным представлением в Верховный суд РД об отмене данного решения, однако оно было оставлено в силе», – заявил Битаров.
Прокуратура, согласно результатам проверки, делает вывод, что у Нажмутдинова была реальная возможность оплатить долги предприятия. Если он полагает обратное – все вопросы должны решаться в суде. Но Нажмутдинов сам не исполняет решение суда, по которому он лишён права занимать руководящие должности сроком на 1 год.
Мы упоминали о том, что Нажмутдинов вёл переговоры с руководителем УФНС по РД Назимом Апаевым о реструктуризации долгов БАЗа. Битаров утверждает, что официального документа о реструктуризации между налоговыми органами республики и агрегатным заводом не существует.
Претензии Битара Битарова направлены и к московской фирме «Платан-Элит», которая является одним из основных поставщиков комплектующих материалов для БАЗа и реализует продукцию завода на российском рынке.
Битаров показывает заверенное подписью Нажмутдинова торговое предложение БАЗа, где указывались отпускные оптовые цены на заводскую продукцию. В частности, отпускная оптовая цена с учётом НДС насоса НР-01/1 на январь 2005 г. составляла 22300 рублей. Одновременно он показывает копию письма, в котором представительство АО «Авиаагрегат» в аналогичном торговом предложении сообщает одной из московских фирм, что оно имеет возможность поставить в числе других товаров такой же насос по цене 32707 рублей.
«Если имеется возможность продавать продукцию на десять тысяч рублей дороже, почему руководство завода не делает этого? Для чего держать посредническую структуру, если можно заключать прямые договоры с покупателями?» – таким вопросом задаётся Битаров. По мнению прокуратуры, изделия поставляются в фирму «Платан-Элит» по заниженной цене, та реализует её покупателю уже по настоящей рыночной, а разница так и не попадает на счета завода.
Прокурор считает требования правоохранительных органов законными. Он предлагает руководству БАЗа продать часть территории завода и за счёт вырученных средств оплатить долги. Одновременно стоило бы приостановить сделки с посреднической фирмой «Платан-Элит» и напрямую поставлять продукцию покупателям по более высокой цене. Справка прокурора
Директор БАЗа Нурудин Нажмутдинов, собственно хозяин 13% завода, следующим образом прокомментировал оргвыводы прокуратуры.
Да, против бывшего директора Ханова возбуждалось дело, которое было прекращено. Судья может прекратить уголовное дело, если обвиняемый помирился с потерпевшим и возместил причинённый ему вред. Но в данном случае, по мнению Нажмутдинова, сработало правосудие «двойных стандартов»: Ханова освобождают от уголовной ответственности за то же нарушение, что и его, хотя причинённый им ущерб так и не был возмещён. Он лишь «раскаялся» в совершённом преступлении. Зато сам Нажмутдинов за такую же провинность признаётся виновным, и ему назначается суровое наказание в виде лишения свободы на 1 год условно с лишением права занимать руководящие должности. Надо сказать, что данная статья предусматривает и более мягкое наказание. «Я не ратую за то, чтобы предыдущего директора осудили по «полной программе», просто правосудие должно адекватно взвешивать ситуацию и быть объективным», – говорит Нажмутдинов.
Нажмутдинов – не бессребреник. Он капиталист. «Более-менее прибыльными для завода являются пока одна-две позиции, а остальная номенклатура изделий производится в убыток и на её поддержание уходит почти вся прибыль. Кое-кто может возмутиться: для чего вы держите убыточное производство? Просто я вижу перспективы предприятия и не хочу терять людей. Если они сейчас уйдут с завода, то потом найти специалистов будет невозможно».
В последние месяцы российское правительство громче заговорило об оборонке, возобновлении госзаказов. Появился шанс вырасти в капиталиста. На заводе работают токари редкой квалификации. Таких в Дагестане больше нет. Лучше себе в убыток пока работать, но платить им по 16 тысяч в месяц, чтобы не разбежались. А иначе беда: обратно на завод, когда заказы пойдут, их уже силками не затащишь.
«Пожалуйста, – соглашается с прокурором Битаровым директор завода, – мы готовы расплатиться за свои долги, к примеру, производимыми нами насосами. Пусть налоговая инспекция реализует их за какую угодно высокую цену.
Что касается продажи части территории завода в счёт погашения долгов, то об этом не может быть и речи. Завод надо сохранить в целости и дать людям возможность работать», – говорит Нажмутдинов.
А о московском «Платан-Элите» Нажмутдинов сказал: «Никто в Москве не станет заниматься комплектацией и поставкой в Дагестан мелких, штучных деталей, которые нам бывают нужны для производства. Кроме этого, «Платан-Элит» ищет потребителей для продукции БАЗа по всей стране. Я хоть сегодня заключу договор с любой другой фирмой, которая поможет нам найти выгодных партнёров. Теперь по поводу высказываний Битарова о том, что мы дёшево отдаём продукцию.
Если кто-то предлагает наши насосы по высокой цене, это ещё не значит, что их покупают. Я хоть сегодня напишу коммерческое предложение, где обозначу цену в 100 тысяч рублей, и что? Любой покупатель ищет продукцию подешевле, и держать высокую цену и ждать, пока объявится клиент, нет смысла». Денежные «ручьи»
До Нажмутдинова задолженность по зарплате составляла от 3 до 9 месяцев. Саму зарплату не назовёшь очень высокой, но приведём для сравнения данные Министерства промышленности, транспорта и связи РД (см. таблицу).
Как видно из таблицы, более-менее приличные деньги получают специалисты на предприятиях с большим и высокотехнологичным производством. Зато остальные вынуждены довольствоваться мизерной даже для Дагестана заработной платой. На БАЗе ситуация чуть лучше.
Битаров представил в газету выписку из справки о заработной плате на токаря БАЗа Шамиля Азизова, по поводу высокой зарплаты которого так возмущался прокурор.
Как пояснил Нажмутдинов, «токаря такой квалификации нет не то что на заводе, но и, пожалуй, во всём Буйнакске. Он выполняет высокотехнологичную работу, которую не делает никто. И, соответственно, согласно сдельной оплате, получает честно заработанные деньги». Долги в рассрочку
Нажмутдинов как трезвый хозяйственник видит пошаговый выход из положения. По его словам, в 2006 году БАЗ рассчитывает погасить долги по всем текущим налогам. По остальной задолженности в части федерального бюджета, как сообщил начальник отдела промышленности Министерства промышленности, транспорта и связи РД Магомеднаби Муртазалиев, министерство ходатайствует перед Федеральным агентством по промышленности «Роспром» о реструктуризации сроком до 2015 года. Как известно, в российское правительство обратилось около 200 оборонных предприятий с просьбой о реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом. Если есть шанс включить в список этих 200 и наш БАЗ, то его надо использовать по максимуму. Разработан даже график погашения задолженности. В нём детально расписано, какие виды налогов, в какой сумме будут погашаться в течение 10 лет. Задолженности по пеням и санкциям ожидается погасить до 2019 года. В ближайшее время должно выйти специальное постановление Правительства России, регламентирующее все условия предоставления отсрочки по платежам.
По словам Магомеднаби Муртазалиева, Минпром РД выступил и перед республиканским правительством с инициативой освободить на 3 года от налога на имущество те предприятия, которые закупают новое оборудование. Сейчас вопрос рассматривается Правительством РД. «Это позволит стимулировать те предприятия, которым для своего развития необходимо закупать новое оборудование, но у которых нет достаточных средств», – сказал Муртазалиев. Комментарий «ЧК»
Нам кажется, что выход из положения будет найден. Во вторник прокурор РД Имам Яралиев более двух часов беседовал с Нажмутдиновым и обещал тщательно разобраться в ситуации. По указанию Муху Алиева для рассмотрения ситуации вокруг Буйнакского агрегатного завода секретарю Совбеза РД Ахмеднаби Магдигаджиеву поручено создать специализированную комиссию. Будем надеяться, что в неё войдут руководители дагестанских машиностроительных предприятий, редкие специалисты в области налогового законодательства, финансов, юриспруденции. Неплохо бы сюда включить и начальника Управления по кадровой политике Администрации президента РД Давитбека Черкесова. Он бывший аудитор Счётной палаты РД, специалист в области финансов и бухгалтерского учёта. Дело прецедентное, стоит участия в нём самых высоких чинов.
После ознакомления с положением на заводе и его оценки (можно использовать данные проведённой ООО «Цестрис-Аудит» независимой аудиторской экспертизы) комиссия в течение одного месяца составит график реструктуризации платежей БАЗа в местный бюджет (по федеральным долгам план реструктуризации утверждает Правительство РФ. – Прим. ред.) с разбивкой налогов по видам и срокам погашения.
Очевидно, что необходимо приостановить исполнительное производство по делам, возбуждённым против директора завода Нажмутдинова, как носящим явно предвзятый характер.
В перспективе на заводе ожидается открытие ещё более двухсот рабочих мест, заключены договоры о поставке комплектующих для АвтоВАЗа и Ташкентского авиационного объединения, на стадии разработки другие контракты.
Да, строго подходя к букве закона, можно найти различные нарушения в деятельности БАЗа. Но, согласно духу капитализма, в котором выживает исключительно тот, кто двигается, работает, хочет работать, согласно букве закона, никто не может запретить быть самодостаточными, финансово независимыми. ]§[
- 6 просмотров