[ Клептократия, или Власть воров ]

Интенсивность экстремистских вылазок несколько поубавилась после ухода с поста, казалось, бессменного Дедушки. Возможно, сработала безупречная репутация М. Алиева. Тем не менее вопрос религиозно-политического экстремизма и терроризма не сходит с повестки дня работы и нового руководства. Так, одна из заметок «ЧК» осветила очередное совещание антитеррористической комиссии республики, состоявшееся в администрации президента РД 11 марта. В статье приводятся выдержки из выступлений участников совещания, в которых были и требования к чиновникам чаще выступать в СМИ, и знать, о чём говорить, и просьба, видимо, адресованная СМИ, объяснить населению, что такое ваххабизм, и сетование на то, что они (ваххабиты) не хотят сотрудничать с властью и не считают традиционный ислам религией, и т. п.

В какой-то степени подобные совещания напоминают заседания бюро горкома или обкома партии советских времён. Там тоже часто звучали слова: чаще выступать, чаще говорить, чаще объяснять населению... Тогда всё это и работало, работало потому, что форма хоть в какой-то степени соответствовала содержанию. Но о чём сегодня чиновник может говорить народу? Может, о том, что у нас самые честные в поступках, чистые в помыслах и неподкупные чиновники, которые в поте лица трудятся за бесплатно, мечтая о благе народа? Или надо говорить о том, что воровство и коррупция чиновников – это всего лишь плод воображения в воспалённой голове народа, которому не следует верить? Уже давно отношение нашей власти к своему народу напоминает сцену из старого анекдота: оказавшись застигнутой врасплох в постели с любовником неожиданным возвращением домой мужа, Мария в раздражении кричит на него: «Ты что, Марчелло! Не веришь мне, а веришь своим бесстыжим глазам?!». Что на это ответил Марчелло, анекдот умалчивает. Молчит и наш народ, хотя считает, что бесстыжие глаза не у него, а у власти. Но, как мы видим, есть и такие, которые не молчат. Более того, свои аргументы они подкрепляют автоматом и тротилом.

Напрасны будут и попытки объяснить населению, что такое ваххабизм. ДУМД и так из кожи лезет, стращая свою паству ваххабизмом. Пока это у них, видимо, получается. Стоит только за это взяться грамотному специалисту-историку, то наше духовное управление останется без паствы, потому что она (паства) переметнётся к ваххабитам. Сегодня дагестанское официальное духовенство погрязло в мелочной формалистике и междоусобице. И это неудивительно потому, что нет там людей, отличающихся ни высокой духовностью, ни интеллектом, способным раскрывать суть явлений, используя необходимое для этого богатство теологического, культурного и философского наследия, ни элементарной социальной ответственностью, ни гражданским самосознанием. Иначе чем объяснить, что ни разу ни само духовное управление, ни один их член не поднял свой голос против имевших место многочисленных случаев беспредела, коррупции и откровенного воровства облечённых властью чиновников? Тем не менее, поди ж ты... пытаются утвердить собственную значимость в глазах общества якобы борьбой за общественную мораль. Вывесили запретный список для «фильтрации» заезжающих в республику эстрадных гастролёров. Видите ли, не нравится им вид и прикид некоторых из них. Выходит, смотреть на полуодетых и разряженных скоморохов греховно, а поддакивать погрязшим в воровстве и коррупции чиновникам и получать из их рук подачки, значит, не греховно. Спрашивается, какой после этого может быть авторитет у духовного управления республики?

Вышесказанное – это вовсе не попытка очернить власть и обелить сепаратистов и террористов, а попытка обратить внимание на бесперспективность борьбы со следствием, не ликвидировав причины, порождающие это следствие.

У турецкого народа есть мудрая пословица: «Не удивляйся, когда у тебя заболит живот, если ты перед этим выпил воду из мутного ручья». Мы же, вопреки этой пословице, пьём воду из мутного ручья и пичкаем разболевшийся живот лекарствами. Беда даже не в этом, а в том, что у нашего общества выработалась патологическая зависимость от ставшей для нас сладкой мути. Мы уже ни шагу не можем и не хотим делать, не подмазывая, не беря, не обманывая, не воруя. Жить во лжи для нас стало нормой, нормой, которой мы следуем, хотя знаем, что ведёт она нас к деградации.

История этой патологии началась ещё в начале 90-х годов прошлого века. Тогдашние реформы привели к установлению у нас в стране, по сути, клептократической (от rpeч. klepto – краду и kratos – сила, господство, власть) системы государства.

Такое положение позволяет обладающему властью чиновнику не только пользоваться привилегиями и благами, положенными по должности, но, что для него намного важнее, добывать те же блага преступным путём и намного в больших масштабах, оставаясь при этом недосягаемым для закона.

В обществе же это вызывает социальный стресс, который в среде наиболее пассионарной его части, особенно молодёжи, выливается в протест. Разуверившись, таким образом, в справедливости государства, такая молодёжь ищет правду во всём, что является врагом такого государства. И неудивительно, что у нас, в Дагестане, такую правду они находят в ваххабизме. Притягательность религии как таковой заключается не в обещаемой ею перспективе загробной жизни, а в высшей справедливости, воплощением и источником которой для верующих является Всевышний. Ваххабизм же, кроме того, отличается и непримиримостью к власти, считая её источником порочности и аморальности.

Муху Алиев не может об этом не знать. Он сам не раз высказывался в том смысле, что чиновники сами своей нечистоплотностью подталкивают людей к экстремизму. Тем не менее пока ещё руководство Дагестана по инерции продолжает практику ситуативного реагирования на всплываемые проблемы. Это похоже на попытку доктора подавлять симптомы больного организма с помощью обезболивающих средств, вместо того чтобы лечить его. Болеет же наше общество серьёзно, и болезнь эта называется системным кризисом, а экстремизм и терроризм – один из симптомов этого кризиса.

Что же делать? На этот вопрос есть два ответа.

Первое: всё оставить как есть, по-старому, и успокаивать себя, создавая видимость делаемой работы. В таком случае относительный порядок в обществе можно будет поддерживать исключительно силовым давлением правоохранительных органов, что пока у нас и делается. Только вот неизвестно, насколько долго так может продолжаться.

Второе: главная задача руководства республики на сегодняшний день – это привести общество к законопослушанию. Надо нам твёрдо усвоить, что дорога к процветанию лежит как через уважение и почитание закона, начиная с главы республики и кончая простыми гражданами, так и единообразным его применением ко всем членам общества без исключения. Вот тут и нужна концепция. Нет, не в качестве руководства для борьбы с экстремизмом и терроризмом, как предлагал один из участников совещания, а как целостная программа по выводу республики как из кризиса, так и на уровень высокоразвитого цивилизованного общества, который должен преобразить в перспективе облик республики. Впрочем, вопрос о концепции – предмет отдельного разговора.

Ахмед Омаров

14 мая 2007 ]§[

Номер газеты