[ Древняя крепость Нарын-кала ]

Крепость Нарын­кала – одно из древнейших сооружений на земле из ныне существующих, образовалось намного раньше города Дербента. На образование крепости Нарын­кала в этом месте повлиял духовный центр тюрков, который находился севернее крепости Нарын­кала. И это место называлось Джер (чор, чол и. т. п.).

Джер переводится с тюркского языка, как главная, святая земля. Дж – главная, святая, Ер – земля. Здесь, в Джере, находились духовные ценности и горджы тюрков, то есть прахи святых. В старину тюркский мир был огромным, его размеры превышали территорию СССР.

В расцвете тюркской цивилизации было решено перенести духовные ценности в центр империи. Почему именно это место было выбрано сейчас, трудно точно сказать. Может, из­за уникальности данного ландшафта местности, который так сильно был похож на предыдущее место расположения духовного центра. Может быть, были ещё какие­то факторы в пользу этого места.

Например, Гюмиш тепе, вечные огни в районе Дагестанских огней. После перенесения святого духовного центра на западный берег Каспия этот район стал главным местом в тюркском мире. Со всех тюркских земель люди приезжали сюда поклоняться святым прахам и духовным ценностям своих предков. Дербент стал первым паломническим религиозным центром до Мекки и Иерусалима. 

Для размещения паломников была построена крепость Нарын­кала. Здесь во время отдыха паломники общались и обменивались своими товарами, принесёнными с собой. Вот так зародилась главная торговая шёлковая дорога. Все дороги стали вести не куда­то, а в Нарын­калу.

Нарын­кала в переводе с тюркского означает мелкая крепость. Возникает вопрос, почему её назвали мелкой крепостью, ведь Нарын­кала – одна из крупных крепостей на Кавказе. Куда делись большие крепости?

Поиски привели меня на восточный берег Каспийского моря, вот здесь и были расположены большие крепости. И всё становилось ясно. Был проложен главный торговый «шёлковый» путь от Китая до Джера. Так называемая Великая Китайская стена была построена как торговый «шёлковый» путь через непроходимые горные хребты, а не как загородительная стена от северных кочевников. Дальше торговая «шёлковая» дорога проходила через Хорезмские земли до Каспия, и оттуда на парусниках товар доставляли до Нарын­калы. И в крепости шла бурная торговля между купцами разных стран. Об этом свидетельствуют найденные при раскопках в крепости Нарын­кала вещи. 

Алчность нарынкалинской знати привела к тому, что купцы перестали заходить в крепость и торговать там. И были построены новые торговые крепости. Это крепость Торпак­кала, южнее Нарын­калы и севернее Семендера. 

Постепенно экономическое положение Джера и Нарын­калы ухудшалось. Надо было срочно принимать радикальные меры. И тогда нашли гениальный выход из сложившейся ситуации. Он заключался в простом на первый взгляд решении. Построить по вершинам оврагов стены. От крепости Нарын­кала до моря. Задача была архисложной. Чтобы осуществить эту авантюру, нужны были огромные средства. Представьте себе, в общей сложности Дербентские стены имеют шесть километров длины, высота достигала от 10–12 метров и ширина – 3–3,5 метров. Для постройки этих мощных стен нужны были не только большие средства, но и огромные человеческие ресурсы.

От крепости Нарын­кала в море было построено две стены. Стены уходили на 150–200 метров в глубь моря, чтобы караваны по мелководью не могли обойти перешеек. Между морской частью стен была построена искусственная гавань, куда заходили торговые корабли с разрешения соответствующих лиц Нарын­калы. Ранее свободно проезжавшие по Джерскому переходу торговые караваны вынуждены были застрять у оврагов. Проход был преграждён большими, мощными каменными стенами. Вот что привело к упадку и исчезновению крепостей Семендер и Торпак­кала.

Проход назвали Дэрэ­бэнд. «Дэрэ» с переводе с тюркского означает ущелье, «Бэнд» – преграда. Впоследствии Дэрэ­бэнд стал Дэрбэнд, а потом, с переходом его в состав России, стали называть Дербент. И Джерский проход постепенно превратился в Дербентский перешеек.

В связи с новыми обстоятельствами торговля возобновилась, но не в крепости Нарын­кала, а в Дербенте. Постепенно Джер опять становится экономически сильным. Знать Джера переехала в крепость Нарын­кала. Здесь было безопаснее, чем в Джере, и удобно было контролировать торговые потоки.

В Джере были оставлены первый патриарший престол и горджи (святые прахи).

Купцам не давали контактировать между собой. И тогда они проложили новый торговый путь на север через Черноморское побережье Кавказа. Узнав об этом, знать Дербента построила горную стену до Чёрного моря через Кавказские хребты. А почему бы нет, и Великая Китайская стена это подтверждает.

Спрашивается, что так сильно тянуло восточных купцов на северо­запад? Чего так не хватало на богатом востоке? За каким ценным товаром они так настойчиво рвались туда? Конечно, этим товаром были рабы. Вот что послужило основным двигателем великого переселения народов с востока на северо­запад. Рабы с северо­запада отличались от других рабов своей внешностью. У них была светлая кожа, русые, светлые волосы. Особенно у восточной знати ценились женщины. Охотники ловили их и продавали посредникам, которые доставляли на разные рынки востока. Вот что послужило бурному экономическому росту Дербента, а не какая­то марена.

Дербент того времени в самом деле был райским уголком, жемчужиной у моря. Для благоустройства города были приглашены знатные мастера. В Дербенте было построено много прекрасных дворцов, домов. Улицы были прямые и чистые, не то, что ныне. В городе действовала городская канализация. В землях вокруг Дербента были разбиты великолепные райские сады, и много­много чудесного было здесь. Может, из­за этого райского великолепия пророк Мухаммад говорит в своих хадисах о древнем Дербенте, как о святой земле. 

Ещё в истории Нарын­калы и древнего города Дербента остаются белые пятна. Например, как древним мастерам удалось построить стены в море на 150–200 метров, как происходило водоснабжение данной местности, где был расположен Джер? На эти и многие другие вопросы я отвечу в следующей главе.

Мирзоев Хабиб

Номер газеты