Из России с любовью

Стремительное отправление супружеской пары из экс-рядов Государственной думы в «медовый месяц-дубль» на берега Днепра наталкивает на вопросы сугубо политического характера.

А сколько вообще в структурах органов государственной власти и управления гибких прагматиков, готовых не слегка корректировать, а радикально менять свою текущую риторику? Среди тех, кто и сегодня энергично озвучивает тезисы «Россия! Держава! Путин! Крым – наш!», сколько уже завтра будет готово с не меньшим энтузиазмом восклицать: «Отстой! Византийщина! Коррупция! Крым – ваш!»???

Бывает и такое, что взгляды людей в самом деле поменялись. Да, бывает такое. Но случается и иначе: человек меняет лексику, просто отталкиваясь от внешних обстоятельств. Сегодня он считает выгодным «державничать» – и реализует этот вариант. Завтра он сочтёт целесообразным предстать разоблачителем Российского государства – и в его начитанной голове найдётся немало антикремлёвских тезисов.

И «внешние обстоятельства» могут быть самыми разными. Должности, гранты, бизнес-интересы, угрозы уголовного преследования, ощущение карьерной невостребованности в одном месте и запах перспектив в другом…

Всё же, как ни крути, в некотором смысле с идейными людьми легче. Они более предсказуемы и понятны. К примеру, честный богобоязненный мусульманин – понятно ведь, каковы его идеалы и ценности. Понятно, чего он хочет от этой земной жизни. Понятно, о чём с ним можно договариваться (и даже сотрудничать), а к чему он и на пушечный выстрел не приблизится.

Или – идейный коммунист. Нет, это, конечно, не про чрезвычайно гибкого приспособленца Зюганова. Но были и другие большевики – с их пониманием «народного счастья», с их готовностью к тюрьмам и ссылкам. И, не разделяя их взглядов и ориентиров, можно примерно предполагать, кто они, «о чём» они и как с ними быть.

Кстати, российские державники-государственники тоже бывают идейными. Проханов, Прилепин, Кургинян и некоторые их единомышленники – трудно предположить, что за звонкую плату они впряглись в ненавистное пропагандистское ярмо. И зав-трашними перебежчиками в «незалежную Украiну» ну никак они не выглядят.

А ещё интересны границы «всеядности» гибких прагматиков. Готовы ли они, к примеру, приступить к заучиванию китайских иероглифов, если завтра расклад сил и личных устремлений снова изменится? Потребовать от супруги переодеться в индийское сари? Добавить в рацион картофель по-белорусски и начать говорить «шастье» вместо «щастье»?

А как насчёт петь оды диктатору Северной Кореи, причём непременно на пхеньянском диалекте? ]§[  

Номер газеты