Проблемный Хасавюрт

22 апреля глава Чечни Рамзан Кадыров принял участие в коллегии МВД по ЧР, где сделал ряд резких заявлений в адрес главы Хасавюрта Сайгидпаши Умаханова. Заявления Кадырова, которые ЧГТРК «Грозный» дала в эфир и выложила в Интернет, имеют в своей основе давний конфликт между двумя харизматиками (Умахановым и Кадыровым), а также могут повлечь за собой серьёзные последствия.

 

Прямая речь

 

Приведём отрывок из речи Рамзана Кадырова, произнесённой им на коллегии МВД по Чечне:

Голос диктора: «Нередки случаи, когда из соседних регионов в республику [Чеченскую] попадают религиозные экстремисты, наркоторговцы, другие преступники. Для борьбы с этим злом необходимо также тесное сотрудничество между правоохранителями республик СКФО».

Рамзан Кадыров: «Проблема эта… в первую очередь, город Хасавюрт. Там нет власти, мы все знаем. И мэр города – бандит, и начальник полиции там не работает… Если провести анализ, то там и власть – хасавюртовская – преступная, и люди совершают преступления. Всё, что будет происходить [в Чечне]... это будет влиять обстановка в Хасавюрте. Все наркотические вещества, таблетки, оружие – всё оттуда сейчас к нам привозят. Хотя бы… Мэр Хасавюрта докладывает главе Дагестана, что из-за того, что Чеченская Республика рядом, их экономические показатели… (далее на чеченском, неразборчиво – «ЧК»), беспорядки (далее на чеченском, неразборчиво – «ЧК»). Если мы – Чеченская Республика – за год привлекли 128 млрд рублей [в экономику], если мы развиваемся, строим… Если все говорят, что Чеченская Республика развивающаяся, если сам президент страны это говорит… Если президент страны даёт нам высокую оценку… А мэр города [Хасавюрта] докладывает главе Дагестана, экономистам… И всё это показывают по телевизору… Надо со всеми органами, структурными подразделениями ФСБ… [осуществить] контроль границ… Ужесточить… (далее на чеченском – «ЧК»). Все знают, что Сайгидпаша Умаханов – бандит. Что его брат финансирует, что он сам финансирует боевиков, что его племянник является действующим амиром (лидером одной из групп НВФ  – «ЧК»)… Когда мы вели Абу Ясира, то мы должны были уничтожить вместе с Раббани и Абу Ясира… плюс там должен был быть племянник мэра города [Хасавюрта]! И все про это знают… Провели у него дома обыск, забрали оттуда оружия вагон… И теперь этот преступник говорит, что у него из-за Чеченской Республики плохая экономическая ситуация. Каждый день у него на рынках убивают людей, каждый день вымогают… С МВД Дагестана особые отношения он строит… Хасавюрт остаётся для нас проблемным городом… Сейчас назначенный амир «Вилаята Кавказ» – дагестанец…»

 

Австрийский след

 

Примечательно, что «наезд» Рамзана Кадырова происходит в период очередного (после периода стагнации) усиления «хасовского» мэра. Так, 16 апреля Сайгидпаша Умаханов после длительного перерыва встречался с главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым, где получил поддержку в вопросе республиканской помощи Хасавюрту, а 19 апреля, как президент Аварской национально-культурной автономии, провёл форум АНКА, на который собралось около двух тысяч человек. (По данным «ЧК», в ближайшее время будет проведён ещё более представительный форум с большим количеством участников.) Отметим, что союз харизматика и высшего должностного лица Дагестана усиливает обоих и на общем фоне, даже на уровне СКФО, представляет собой серьёзную политическую силу. (Согласно экспертному опросу, который провёл «ЧК», Рамазан Абдулатипов и Сайгидпаша Умаханов являются самыми влиятельными дагестанскими политиками.) (См. «ЧК» №6 от 14 февраля 2014 г. «Дагестанский рейтинг влиятельности».)

Напомним, что в середине марта этого года сотрудниками ФСБ было предотвращено покушение на мэра Хасавюрта. Спецслужбы задержали двух уроженцев Ножай-Юртовского района Чечни, Джабраилова и Качаева, имевших при себе снайперскую винтовку ВСК-94 со спиленными номерами, 26 патронов к ней и 100 тыс. рублей. По данным «ЧК», Джабраилов и Качаев некоторое время жили в Австрии, а потом вернулись на родину. Как говорят источники газеты в силовых органах, задержанные дают признательные показания, ведущие не только в соседнюю республику, но и в Европу. «Австрийский след» выражается в знакомстве Джабраилова и Качаева с Шаа Турлаевым, советником Рамзана Кадырова, частым гостем в Австрии в 2009 году. После нижеописанных событий он (Турлаев) перебрался в Турцию…

 

История вопроса

 

В ноябре 2010 года в Венском уголовном суде начался судебный процесс по делу об убийстве экс-охранника Рамзана Кадырова Умара Исраилова. В качестве подсудимых проходили трое выходцев из Чечни – Отто Кальтенбруннер (настоящее имя – Рамзан Эдилов), Сулейман Дадаев и Турпал-Али Ештукаев. В ходе процесса адвокаты Кальтенбруннера ходатайствовали, чтобы суд пригласил на процесс Рамзана Кадырова и Шаа Турлаева, с которыми подсудимый был близко знаком. Обвинение предъявило суду фотографии, подтверждающие их дружбу. Также выяснилось, что Кальтенбруннер после совершения преступления звонил на московский номер Шаа Турлаева. Он, как видно из показаний обвиняемых, часто посещал Австрию, общался с диаспорой и имел в ней определённый авторитет, а в ходе процесса на него указывали как на формального заказчика убийства (об этом пишет газета «Ведомости», а в 2010 году заявлял пресс-секретарь венской прокуратуры Герхард Ярош).

В ходе судебного процесса, как рассказывает правозащитный сайт «Мемориал», прокурор заявил, что относительно степени участия Рамзана Кадырова в покушении на Исраилова на данный момент с достаточной уверенностью, позволяющей привлечь и его тоже к уголовной ответственности, ответить нельзя. Но ясно указал, что убийство – политический заказ из Чечни. В 2012 году Апелляционный суд Вены подтвердил обвинительный приговор в отношении Кальтенбруннера, Дадаева и Ештукаева.

 

P. S. Мы не берёмся утверждать, что к происходящему конфликту Рамзана Кадырова и Сайгидпаши Умаханова имеет хоть какое-то отношение неудавшееся в марте этого года покушение. Это должны установить (или не установить) правоохранительные органы. По факту мы имеем локальный, «приграничный» конфликт, где столкнулись два брутальных, харизматичных лидера, не желающих уступать друг другу, но при этом, что отрадно, призывающих в качестве арбитра федеральные власти. Считаем, что свой ответ, комментарий, должен дать и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. В любом случае этот конфликт, вызванный Рамзаном Кадыровым, служит дестабилизирующим фактором как для Дагестана, так и для Чеченской Республики.


Комментарий главы Хасавюрта

Сайгидпаши Умаханова:

«Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров высказал ряд необоснованных и даже оскорбительных для многонационального народа Дагестана замечаний.

Религиозные и нравственные убеждения мне, как близкому другу ныне покойного Ахмат-Хаджи Кадырова, не позволяют вступать в полемику с его сыном, чьи заслуги мы видим и ценим. Для меня память о первом Президенте Чеченской Республики, ушедшем из этой жизни шахидом, дороже мирской суеты. Но как должностное лицо, наделённое не только высоким правом, но и ответственностью за сегодняшние судьбы и будущее своих земляков, я вынужден сделать следующее заявление…»

(Текст заявления читайте на сайте «ЧК»)

Номер газеты