Культура как Архимедов рычаг

Указ Президента РД от 17 декабря 2013 года «О подготовке к проведению в Республике Дагестан в 2014 году Года культуры» представляется ещё одной попыткой главы Дагестана Рамазана Абдулатипова переломить негативные тенденции в этой сфере и использовать её потенциал в качестве фактора развития в других сферах жизни общества, включая экономику. Попытаемся проанализировать, чем отличаются его подходы к культурной политике, как они выражаются на практике, и есть ли шансы добиться заявленных целей?

Современный консерватизм

 

Свои идеологические воззрения по вопросам современной культуры Абдулатипов обозначил до прихода на должность главы республики. Так, в докладе на заседании Координационного совета по культуре при Министерстве культуры России, проходившем в Москве 3–4 апреля 2012 года, он заявил: «Основополагающую роль культуры нам необходимо подчёркивать и обеспечивать на практике… Информационная культура, коммерческая культура, массовая культура, голливудская культура – они не формируют целостность личности, не формируют устойчивости общества... Поэтому я думаю, что основное внимание мы должны уделять традиционной культуре. Прежде всего – русской традиционной культуре». Тогда же он предложил создавать центры традиционной культуры народов России.

Второй тезис заключался в недовольстве тем, что главным божеством нашей страны являются отныне деньги, что происходит коммерциализация самой культуры, традиционная культура разрушается, ибо она не может конкурировать в рыночной среде. Оба тезиса не новы и соответствуют идеологии современного российского консерватизма, принятого на вооружение партией «Единая Россия».

Третий тезис громко прозвучал 31 января 2013 года на встрече с президентом России Владимиром Путиным, когда, только став врио президента РД, Абдулатипов заявил, что Россия продвигалась к рыночной экономике и демократии, а Дагестан – к феодализму: «Я всегда говорил, что проблема не между национальностями, а между культурой и невежеством, его надо побороть». Правда, почему случаи стрельбы на улице, вывешивания транспарантов с призывами «Чёрные, убирайтесь из Москвы», избиения людей по национальному признаку – это объясняется невежеством, а не результатом фанатизма, манипулирования сознанием или осознанных криминальных действий, он не объяснил. Более того, подобные проступки могут совершать не только невежды, но и убеждённые интеллектуалы. Западными учёными разработана социология невежества, в которой невежество не является лишь временным или случайным недостатком знаний, а создано обществом и намеренно им оберегается или культивируется.

 

Культурная хроника – 2013

 

На встрече с членами Общественной палаты РД 10 февраля досталось и местным деятелям культуры: «Невежество прёт из всех щелей, а наши артисты, талантливые люди уже не различают, где свадьба, а где сцена. Представители массовой культуры насаждают бескультурье, примитивную культуру, они развращают, а не просвещают». В мае на встрече с редакторами СМИ он призывает журналистов не допустить в республике консервации отсталости и невежества, максимально приобщать зрителя и читателя к культуре и традициям и поручает создать мультипликационную студию и фильмы на родных языках о традициях и жизни дагестанцев. А в июле в ходе визита в Сергокалинский район проинформировал, что ежемесячно будет проходить Единый день культуры и просвещения, также готовится указ о борьбе с невежеством и экстремизмом. В том же месяце врио заявил о необходимости разработки программы духовно-нравственного воспитания молодёжи «с акцентом на наши культурные устои, а также приобщение к ценностям классической русской и мировой культуры». В День Конституции РД, 26 июля, более сотни руководителей органов федеральных, республиканских и муниципальных органов власти и управления вышли на центральную площадь Махачкалы в национальных костюмах народов Дагестана. В августе на собрании Дагестанского культурно-исторического общества Абдулатипов поручил его членам совместно с администрацией президента выезжать с лекциями в районы республики и выдвинул идею создания Дагестанского театра поэзии. В ноябре глава Дагестана сообщил, что в Махачкале создан центр традиционной культуры народов России и аналогичные – ещё в двадцати районах и городах, где намерены сочетать и традиционное, и современное искусство. Осенью состоялись театрализованные представления в Москве и Махачкале, посвящённые юбилею Расула Гамзатова и 200-летию окончательного вхождения Дагестана в состав России.

 

Любовь к театрам

 

Общее представление о системе учреждений культуры и тенденциях в этой сфере можно получить из таблицы 1. Как видно, число библиотек сохраняется, но библиотечный фонд почти не растёт в общем количестве, а в удельных значениях неуклонно уменьшается, отражая факт невыделения средств на закупку книг с одной стороны и увеличение пользователей Интернета и электронными книжками – с другой. С профессиональными театрами похожая история – их число стабильно, но численность зрителей не растёт в абсолютных значениях и уменьшается в удельных показателях. Зато выросло как число музеев, так и общие и относительные значения посещений этих учреждений. Число учреждений культурно-досугового типа отражает достижение советской власти по созданию почти во всех средних и крупных населённых пунктах домов культуры, но эффективность их работы сильно различается.

Чтобы понять, активна ли культурная жизнь почти в трёхмиллионном Дагестане, нужно сравнить показатели, пересчитанные на 1 000 человек населения. Так вот, по числу зрителей театров (на 1 000) за 2009 год по РФ было 213, СКФО – 91, а в РД – 122 (!). По посещаемости театров мы уступили только Северной Осетии – Алании, где этот показатель составляет 179 на 1 000 человек. А по числу посещений музеев наша республика отстаёт: в РФ в 2009 году число посетивших на 1 000 оказалось 556 человек, по СКФО – 161, а РД  – лишь 136. Ниже у нас и библиотечный фонд: в РФ 6 582 на 1 000 чел. населения, в СКФО – 3 958, РД – 3 001. Ниже уровень был только в Чечне и Ингушетии. Число воспользовавшихся услугами библиотек составило в 2009 году 993 тысячи человек, но при пересчёте на 1 000 чел. населения становится ясно, что активность ниже, чем в других субъектах РФ СКФО. Ещё более серьёзное отставание по разовому тиражу газет: в РФ на 1 000 чел. населения в 2009 году пришлось 1 479 экземпляров, в СКФО – 322, а в РД – 121 (в 11 раз меньше, чем в РФ и почти в 3 раза, чем в СКФО).

Деньги на революцию

 

После революционных заявлений Абдулатипова перекроили республиканский бюджет и вместо утверждённой при правлении Магомедсалама Магомедова суммы расходов по разделу «Культура и кинематография» в 754,3 млн рублей увеличили её в течение года до 1 млрд 11 млн. Почти половина из выделяемых средств должна была быть направлена на реализацию ведомственной целевой программы (ВЦП) «Организация и постановка театральных представлений и концертных программ, в том числе филармонических»: первоначально в объёме 484,2 млн рублей, а затем – 541,5 млн. В 2014 году по этой программе предусмотрено, кстати, 620,6 млн рублей. В общем, за любовь к театрам надо платить.

Второе место по объёму расходов занимает ВЦП «Организация музейно-выставочной деятельности», которая вначале «весила» 84,3 млн рублей, а после «революционных» планов (речь, видимо, в первую очередь о центрах традиционной культуры народов России) выросла до 144,9 млн. На 2014 год по этой ВЦП запланировано меньше 124,8 млн рублей. В полтора раза увеличились в течение 2013 года планы по реализации ВЦП «Организация государственных проектов в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания»: с 42,7 млн рублей до 63,2 млн (в 2014 г. – 65,6 млн).

Скромно увеличили в 2013 году расходы по ВЦП «Библиотечно-информационное обслуживание населения, в том числе специализированное»: от 54,8 млн рублей до 57,7 млн (в 2014 г. – 80,4 млн, что даёт надежду на улучшение ситуации с библиотеками). Запланированы на 2014 год и средства на субсидии отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям в сумме 9,1 млн рублей.

 

Культур-мультур

 

До прихода Абдулатипова ситуация виделась как медленное угасание «классики» (театры, филармония), сохранение позиций танцевальных ансамблей и вполне сносное (со скидкой на провинциальность) развитие эстрады, в первую очередь – свадебно-ресторанной. Первые жили за счёт бюджета, вторые отчасти питались от государства и отчасти зарабатывали сами. Третьи вовсю пользуются коммерческим спросом, хорошо зарабатывают, и в этом секторе массовой культуры сложилась целая индустрия. Впрочем, примерно так же обстоят дела и в других регионах. Не скажу, что дагестанцы потеряли интерес к своей культуре, и даже в эстрадной среде много хороших исполнителей. Причём они выдерживают конкуренцию с массовым распространением исламской арабской культуры. На фоне этих тенденций культурные ориентиры и репертуар, предложенный главой РД в некоторых постановках, вызвал неоднозначную реакцию у представителей общественности, что вылилось в некоторых СМИ и Интернете. Посмотрим, эффективно ли потратят бюджетные средства в Год культуры.  

Номер газеты