Эффективность vs ноншалантность

Дагестан впервые за 23 года вошёл в разряд высокоэффективных субъектов по показателям работы органов государственной власти. Об этом на конференции в «Интерфакс» заявил глава РД Рамазан Абдулатипов. Какие это органы? С учётом декламируемых успехов на аграрном поприще один из них – Минсельхоз.

В рейтинге2 приказавшего долго жить Минрегионразвития РФ наша республика за 2013 год поднялась на 22 строчки (34 место среди всех субъектов РФ). Между тем торжественно декламируемым показателям (30-е место по уровню и 1-е – по динамике развития экономики, а также 14-е место по уровню развития социальной сферы) противостоят менее радужные. Так, например, по данным Минрегиона, сохраняется низкая оценка населением органов исполнительной власти Дагестана (83 место), наибольший миграционный отток населения – 21,5 тысячи человек (1 место) и второй с конца объём налоговых и неналоговых доходов на душу населения (8,7 тысячи рублей).

В то же время какой бы эффективной ни была исполнительная власть по рейтингам, Рамазан Абдулатипов активно занимается её шлифовкой. Только с начала 2014 года ликвидированы три комитета: по поддержке малого и среднего бизнеса, по туризму и по делам молодёжи (последний полгода спустя возродился в целое министерство). Также одна из последних «жертв» – реорганизованный Минпром.

По логике, глава РД в ведомственной политике должен отталкиваться от своего же указа3, где определены факторы эффективности для руководителей дагестанских министерств и ведомств. Например, критерии для Баттала Батталова (министр сельского хозяйства и продовольствия РД) таковы: 1) производство основных видов продукции сельского хозяйства: скот и птица, молоко, зерно; 2) поголовье КРС; 3) поголовье овец и коз; 4) площадь закладки садов, виноградников; 5) валовый сбор винограда; 6) доля фактической используемой пашни к общему объёму пашни и другие.

Одновременно с этим министерство сельского хозяйства – одно из самых финансируемых ведомств. Во-первых, министерство – лидер по числу республиканских целевых программ (РЦП). В 2013 году через него прошло финансирование восьми РЦП в области развития виноградарства, рыбохозяйственного комплекса, семеноводства, мясного скотоводства, овцеводства и т. д. Плюс ещё две федеральные целевые программы на общую сумму 6,4 млрд рублей. РЦП обошлись дагестанскому бюджету в миллиард с лишним рублей. Насколько эффективна реализация госпрограмм с учётом объёмов финансирования?

 

Госфинансирование

 

Как оговаривалось, в 2013 году по линии Минсельхоза финансировалось 8 целевых программ республиканского масштаба. Одна из них – РЦП «Развитие виноградарства и виноделия в РД на 2011–2020 годы». По программе за 2013 год планировалось довести площадь закладки виноградников до 3,7 тыс. га (к 2020-му довести площадь посадки до 43 тысяч), в итоге заложено 1 800 га.

Объёмы переработки винограда должны были варьироваться в районе 100 тыс. тонн. По итогам показатель не дотягивает даже до уровня 2011-го (67,5 тыс. тонн в прошлом году против 22,8 и 71,9 в двух предыдущих). Объём финансирования программы составляет 172,8 млн рублей, основные целевые индикаторы программы за прошлый год не выполнены на 33,3%.

Причина неосвоения средств4 – при расчёте потребности в средствах на субсидирование затрат, произведённых на закладку и уход за молодыми виноградниками, были применены ставки 2012 года, фактические же ставки субсидий в 2013 году оказались заниженными на 10% (приказ Минсельхоза РФ).

РЦП «Повышение технической оснащённости сельскохозяйственного производства в РД на 2012–2020 годы». Целевые индикаторы программы по приобретению тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов выполнены на 49, 50 и 20 процентов соответственно.

В 2013 году количество тракторов должно было составить 250 единиц, зерноуборочных комбайнов – 20, кормоуборочных – 5. Навесные и прицепные сельскохозяйственные машины к тракторам – 50. Потратить на это рассчитывали 367,5 млн рублей. Приобретено за год 122 трактора, 10 зерноуборочных комбайнов и один кормоуборочный комбайн.

Между тем, по данным Дагстата, идёт сокращение тракторов (от 7,4 до 6 штук) и комбайнов (почти вдвое) на 1 000 га пашни. Соответственно растёт «нагрузка» – те же объёмы возделываемой площади при меньшем количестве техники. Невыполнение индикаторов программы Минсельхоз связывает с недофинансированием из республиканского бюджета лизинговой деятельности и низкой платёжеспособностью сельских товаропроизводителей. «Заметный прогресс обеспечен в техническом перевооружении сельского хозяйства: сельхозтехники приобретено на сумму более чем в три раза большую по сравнению с 2012 годом. Тем не менее, поскольку материально-техническая база АПК заметно подорвана, на этот год в республиканском бюджете на агролизинг предусмотрено в два раза больше средств, чем в 2013 году; предпринимаются усилия по расширению взаимодействия с Росагролизингом», – считает Абдулатипов. Напомним, что с 2007 г. ОАО «Росагролизинг» передало в хозяйства республики 365 единиц техники.

Целевые индикаторы РЦП «Развитие садоводства Республики Дагестан на 2011–2016 годы», по данным доклада Минэкономики4, не выполнены на 80%. В прошлом году из федерального и республиканского бюджетов на программу было выделено около 100 млн. На 1 января 2014 года закладка садов произведена на площади 1,3 тыс. га вместо планируемой 31 тысячи.

Объём финансирования РЦП «Развитие семеноводства в Республике Дагестан на 2012–2020 годы» в 2013 году, в соответствии с паспортом программы, составляет около 74 млн рублей с учётом всех источников финансирования. В итоге в прошлом году на поддержку элитного семеноводства выделено из федерального бюджета 1,1 млн руб., из республиканского бюджета – 2,5 млн рублей. С учётом полного освоения выделенных средств сельхозтоваропроизводителями республики было приобретено 1 100 тонн элитных семян (30 тыс. тонн предусмотрено РЦП). Засеяно элитными семенами 10,0 тыс. га. Основные целевые индикаторы программы не выполнены на 66,7% от общего количества целевых индикаторов.

По закону об эффективности государственных программ, реализуемых на территории РФ, в годовом итоговом отчёте должны быть представлены конкретные результаты, достигнутые за отчётный период; перечень выполненных и невыполненных событий (с указанием причин) в установленные сроки; анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы, и данные об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на выполнение мероприятий.

Нужно отметить, что по каждой региональной целевой программе, реализуемой Минсельхозом, отсутствует итоговая документация: «Не представлен подробный отчёт о ходе реализации госпрограммы, в том числе отсутствуют сведения о целевом использовании и объёмах привлечённых средств республиканского бюджета РД и внебюджетных источников; анализ факторов, повлиявших на ход реализации госпрограммы; оценка влияния фактических результатов госпрограммы на различные сферы экономики», – говорится в докладе.

Нужно отметить, что по результатам мониторинга министерства экономики за 2012 год соотношение успешных и неуспешных РЦП в совокупности сложилось практически один к одному: «Определены 24 эффективных РЦП, 19 неэффективных и 8 низкоэффективных… Однако с учётом социальной значимости и возможного экономического эффекта ведомство считает целесообразным продолжить реализацию всех РЦП» – выдержка из доклада Минэкономики о реализованных/реализуемых региональных целевых программах (РЦП) за 2012 год.

Таким образом, несмотря на эффективность ведомства, итоговые показатели целевых программ отстают от плановых, а в некоторых случаях противоречат им.

Если подходить со стороны фискальной отдачи целевых программ, то по плановым показателям налоговые доходы только по программе молочного скотоводства в 2013 году должны были составить около 85,5 млн рублей. Тогда как на деле доходы консолидированного бюджета РФ по виду деятельности «сельское хозяйство, охота и оказание услуг» в этих областях с позапрошлого года, наоборот, сократились от 133 до 125 млн рублей (в основном за счёт сокращения поступлений НДФЛ, налога на добавленную стоимость, акцизов и местных налогов).

Повышение обозначилось по виду деятельности «рыболовство, рыбоводство» примерно на миллион рублей за год (в основном за счёт НДФЛ). Освоение квот (на добычу рыбы) по профильной целевой программе – на 71%. В республике выделены квоты на добычу рыбы 78 предприятиям в объёме 6,8 тыс. тонн, фактически освоено 4,8 тыс. тонн (освоение – 70,6%). Из-за физического и морального износа судов тенденции снижения концентрации кильки в Южном Каспии и т. д.


1 Ноншалантность - Разгильдяйство, небрежность.

2 Доклад об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам 2013 года.

3 Указ №347 от 27 декабря 2013 года «Об утверждении перечня показателей для оценки эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти РД».

4 Информация об участии Республики Дагестан в реализации федеральных целевых программ на территории Республики Дагестан в 2013 году.

Номер газеты