Амбициозные «дочки»

Сократить теневой бизнес вокруг мини-НПЗ можно за счёт строительства крупных перерабатывающих предприятий. Их проекты есть, но они не реализованы. Такое мнение 12 декабря на совещании по топливно-энергетическому комплексу СКФО озвучил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Между тем главный нефтяной проект республики – ОАО «Государственная нефтегазовая компания Дагестана» – вновь в центре внимания.

Поводом послужило заявление гендиректора компании Льва Юсуфова (брат экс-министра энергетики РФ Игоря Юсуфова) о планах. Во-первых, о проектных мощностях, которые компания собирается достичь в течение ближайших лет: 6–7 млн т нефти, 5–7 млрд м3 газа и 0,5 млн т газоконденсата в год. Во-вторых, о том, что достигнуты эти показатели будут в том числе за счёт выхода на дагестанский шельф Каспия. Более того, если верить Юсуфову, до конца 2015 года капитализация Государственной нефтегазовой компании (ГНК РД) вырастет до 6,5–7 млрд рублей, а в течение 2016 года – до 18 млрд (путём получения и перевода на баланс предприятия лицензий на разработку шельфа и суши).

По словам исполнительного директора ГНК РД, гендиректора «ГНК – Шельф» Алексея Фалина, быстрый доступ к шельфу компания получит за счёт покупки 100% акций ОАО ТЭК «Геотермнефтегаз», находящихся в собственности у британской Timan Oil and Gas Plc. («Геотермнефтегаз» работает на дагестанском шельфе Каспийского моря.)

Тем не менее, несмотря на всю амбициозность, озвученные топ-менеджером цифры вызывают немало вопросов.

 

Четыре дочки

 

Напомним, впервые идею о создании  республиканской нефтегазовой компании Рамазан Абдулатипов озвучил в январе текущего года в Послании Народному собранию РД. Спустя 2 месяца вышел указ (ГНК была гармонично вписана в ППР «Новая индустриализация»), учреждающий ОАО «ГНК РД» с уставным капиталом 10 млн рублей и акциями, полностью (100%) принадлежащими республике.

Сегодня у компании четыре «дочки»: ОАО «ГНК – Шельф» (работы по освоению дагестанского участка шельфа Каспийского моря), ОАО «ГНК – Геология» (работы по освоению лицензионных участков суши), ООО «ГНК – Ресурс» (проводит трейдинговые операции по реализации сырой нефти и нефтепродуктов, их переработку и организацию сети заправочных комплексов на территории РД) и ООО «ГНК – Терминал» (строительство и эксплуатация нефтяного терминала).

Отметим, в отчёте Минпромтранса РД по реализации приоритетного проекта «Новая индустриализация» на 15 октября 2014 года «ГНК – Терминал» не упоминается, а его строительство приписывают к полномочиям «ГНК – Ресурс».

Между тем, несмотря на то что в сообщениях СМИ Фалин фигурирует только как исполнительный директор ГНК и гендиректор ОАО «ГНК – Шельф», круг его интересов гораздо шире. По данным ЕГРЮЛ, он возглавляет все дочерние компании ГНК. Ему же принадлежат 49% пакета акций каждой из них (см. таблицу). Соответственно 51% находится в активах республики.

Как видно из таблицы, акции ОАО «ГНК – Геология» республика делит с юридическим лицом – ещё одним ОАО – «Геотермнефтегаз». Тем не менее оно значительно моложе британской тёзки, его регистрация в Едином реестре датируется августом 2014 года. Общество является подконтрольным ЗАО ВО «Зарубежуголь», гендиректором которого выступает Фалин. Он же возглавляет и новоявленный «Геотермнефтегаз».

При этом финансовые вложения Фалина в дочерние компании впечатляют. В уставный капитал «ГКН – Терминал» он внёс 4 900 рублей, столько же в «ГНК – Ресурс». Несколько значительнее доля фалинского «Геотермнефтегаза» в «ГНК – Геология» – 49 тысяч.

 

Кот в мешке

 

Между тем проведены переговоры и подписан протокол с британской компанией-владельцем Timan Oil and Gas Plc (TOG) по возврату 100% активов компании ОАО ТЭК «Геотермнефтегаз» («Геотерм»).

Историю приватизации «Геотерма» (в прошлом государственное предприятие «Дагбургеотермия») «ЧК» неоднократно описывал. Напомним, генеральный директор «Геотерма» Расул Алиев и экс-гендиректор ДАО «Бургазгеотермия» Александр Вайнер продали 100% компании некоему ООО «Касптопинформ». Правда, как следовало из показаний директора ООО Сиражудина Яхъяева, данных им УБОП МВД по РД, он является подставным лицом, а «Касптопинформ» аффилирована с английской фирмой Docom Investments Limited. На данный момент, судя по отчётам, ей принадлежит 100% акций «Геотерма». TOG, в свою очередь, располагает 80% акций Docom и, соответственно, 80% акций «Геотермнефтегаза».

По данным сайта Docom, в число совета  директоров компании входили Виктор Некрасов, Александр Капалин (на данный момент отмечены как ушедшие в отставку) и Дмитрий Чалов (сохраняет должность). При этом Некрасов c 2009 по 2012 год числился также в директорах Timan Oil and Gas. Капалин сохранял директорский пост до 2009 года. Чалов занимает руководящую должность до сих пор. Также, судя по последним отчётам «Геотерма», Некрасов с Чаловым являются членами совета директоров акционерного общества.

На балансе компании находятся два участка шельфовых месторождений – 2-й («Избербаш») и 4-й («Сулак») блоки Каспийского шельфа. Лицензии на разработку, по данным TOG, действуют до 2023 года.

Таким образом, вернув «Геотерм» в государственную собственность, нефтегазовая компания получает доступ к шельфовым месторождениям. Уже  объявлен конкурс на независимую оценку стоимости компании. Сделку планируется закрыть не позднее 15 марта 2015 года. По данным портала «Госзакупки», начальная цена контракта составляет 7,2 млн рублей.

Однако возникает вопрос: почему Timan Oil and Gas Plc продаёт «Геотерм»?

«ЧК» изучил корреспонденцию TOG.

Ноябрь 2008 года: «По данным министерства природных ресурсов (РФ – «ЧК»), блок «Избербаш-2» содержит C3 ресурсы (прогнозные запасы – «ЧК»), примерно три миллиарда баррелей сырой нефти. Первоначальные оценки потенциальных ресурсов для блока «Сулак-4» должны быть завершены в течение 2009 года. На сегодня ни одна скважина на участках не была пробурена».

Сентябрь 2010 года: «В соответствии с лицензиями… на блоках «Избербаш-2» и «Сулак-4» до конца 2009 года должны быть проведены три разведочных бурения стоимостью $25–30 млн каждое. Бурения не начаты. Кроме того,  соглашение по четвёртому блоку предусматривает проведение поисковых и сейсморазведочных работ... Работы были выполнены, но не оплачены – долг компании подрядчику составляет 21 миллион рублей ($700 тысяч)».

Октябрь 2010 года: «У лицензий «Геотерма» серьёзные нарушения… В настоящее время мы тесно исследуем эти проблемы, которые возросли и в геотермальном, и в нефтяном, и в газовом бизнесе компании. Ожидается, что Моргео (департамент Роснедра) пересмотрит лицензии в феврале 2011 года».

Май 2012 года: «Годовое общее собрание акционеров просит разрешение о продаже 80% акций «Геотерма»… Было отмечено, что Miabaud Research оценил актив в $30 млн с безрисковыми запасами в 204 млн баррелей (почти 28 млн тонн «ЧК»). Кажется, эта территория недостаточно урегулирована, и все крупные российские компании избегают её. Возможна только деятельность местного покупателя».

Нужно отметить, что сначала компания предпринимала весьма активные попытки привлечения инвесторов. Летом 2007 года в Лондоне был проведён тендер по поиску стратегического инвестора. По данным «Коммерсантъ», в обмен на $50–60 млн для бурения трёх скважин на блоке Избербаш-2 TOG была готова передать инвестору до 29% «Геотерма».  

К слову, с шельфа в своё время «сбежал» «Лукойл». Ещё в 2008 году президент Дагестана Муху Алиев предложил руководству ОАО «Лукойл» рассмотреть возможность освоения трёх участков дагестанского шельфа. 

 

В чём подвох?

 

Судя по результатам геологоразведочных работ, проведённых в 1983 году дагестанским филиалом Академии наук СССР, потенциальные запасы углеводородного сырья на территории республики и прилегающей части шельфа оценивались по нефти и газоконденсату в объёме 509 млн т, в том числе на шельфе – 340 млн т, а по природному газу – 877 млрд м3, из которых на шельфе – 540 млрд м3.

Тогда как разведанные запасы углеводородного сырья на месторождениях республики составляют по нефти и газоконденсату 25,6 млн т, в том числе на шельфе – 8,9 млн т, а по природному газу – 131,3 млрд м3, из которых на шельфе – 13,8 млрд м3.

Отметим, все дальнейшие операции, начиная с приобретения активов и заканчивая добычей минерального сырья, будут проводиться за счёт частных инвестиций и внебюджетных средств. Изначально все перспективы компании по разведке, добыче, переработке минеральных ресурсов были заточены на привлечение частных инвестиций. С учётом того, что ничем, кроме уставного капитала в десять миллионов, ГНК похвастать не могла, ставилась под сомнение инвестиционная привлекательность всего проекта.

Между тем, по данным отчёта Минпрома РД, туманная фигура инвестора обретает более отчётливые очертания: «Проведены переговоры с компаниями CNPC и Sinopec (Китай – «ЧК») об участии в приобретении 49-процентного пакета акций компании и инвестициях в разведку и добычу с использованием передовых технологий». Это несколько противоречит более позднему заявлению Алексея Фалина: «Разрабатывать месторождения пока планируем собственными силами, но готовы к достойным альянсам с любыми партнёрами, как с российскими, так и иностранными компаниями».

Впрочем, китайцами перечень проектов не заканчивается. По данным Минпрома, подготовлено первичное проектное решение по строительству нефтяного терминала на Каспии: «Строительство планируется вести за счёт внебюджетного финансирования с привлечением в качестве партнёра компании «Трафигура». Переговоры с руководством компании проведены. Соглашение будет подписано до 31 декабря 2014 года. Также готовится к подписанию соглашение с «Трафигурой» по поставке и переработке на НПЗ РД до 100 тысяч тонн сырой нефти в месяц, оптовой торговле нефтепродуктами и газомоторным топливом на территории РД», – говорится в отчёте.

Зато гарантиями под привлекаемые займы руководство РД готово обеспечить. Впрочем, и здесь не всё гладко.

До 15 октября 2014 года должны были быть подготовлены документы о включении в бюджет республики на 2015 год финансовой гарантии в объёме не менее 2 млрд рублей. Но в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2010 года №1016 госгарантия предоставляется при условии, что кроме гарантии у принципала (кому даётся гарантия) есть иное обеспечение по кредитному договору. При этом общая сумма обеспечения, включая гарантию, должна составлять не менее 100% суммы кредита.

Примерные затраты только на геологоразведку на шельфе потребуют только на изучение около $100 млн. Такого обеспечения у ГНК нет. Геологоразведка на суше значительно дешевле шельфовых разработок. По некоторым оценкам, небольшой участок требует около 100 млн рублей.

Тем не менее Лев Юсуфов заявил, что готовятся заявки на участие в конкурсах на первый, третий, пятый блоки дагестанского шельфа, а также на месторождение «Инчхе-море» и восемь лицензий на суше.

Напомним, свои виды на нераспределённые участки шельфа имеет и ОАО НК «Роснефть». В мае этого года в рамках XVII Петербургского международного экономического форума Абдулатипов и президент компании Игорь Сечин подписали соглашение о сотрудничестве. Проведение аукционов на право пользования данными участками планировалось ориентировочно на октябрь текущего года, но информации о них нет.

Итак, судя по словам Абдулатипова, нефтегазовая компания должна стать спасителем нефтяной отрасли и главным источником доходов бюджета. Притом реализация проекта сегодня находится под большим вопросом. И не только с точки зрения финансового обеспечения. Во-первых, смущает первый «опыт» компании в поиске скважин, когда от имени ОАО «Государственная нефтегазовая компания Дагестана» был объявлен тендер на разработку и ремонт нефтяных скважин в Прикумской системе поднятий. Во-вторых, фактор рентабельности. Как писал ранее «ЧК», с учётом объёмов издержек и затрат при разведочных работах и разработке скважин рентабельным производство будет только при значительных объёмах добычи.

Номер газеты