Надежда Кеворкова оштрафована на 600 тыс рублей за "оправдание терроризма". Адвокат Ахильгов: "Штраф по такому обвинению можно считать оправдательным приговором"

Надежда Кеворкова, журналист и писатель // Фото - Дарья Корнилова

Журналист и писательница Надежда Кеворкова, была признана сегодня, 12 марта (2025 г.), виновной в оправдании терроризма. Второй западный окружной военный суд приговорил её к штрафу в размере 600 тыс рублей и освободил в зале суда.

Об этом из зала суда в течение дня сообщал информационный ресурс RusNews. Эта статья полностью основана на публикациях, которые RusNews размещал в своём телеграм-канале.

Напомним, что Надежда Кеворкова была арестована в мае 2024 года по обвинению в оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ).

По мнению следствия, преступление Кеворковой заключалось в том, что она в 2018 году процитировала текст убитого в ЦАР журналиста Орхана Джемаля о событиях в Нальчике (КБР), а в 2021 году  – опубликовала текст, где представители запрещённого в России движения Талибан1 были названы «красавчиками».

Объяснения, что текст про Нальчик – перепечатка, а текст про талибов-красавчиков – ирония и не несёт поддержки терроризма, ни на следствие, ни на суд не повлияли.

Кеворкова почти год находилась в СИЗО, и только выезжая на судебные заседания по продлению меры пресечения, видела своих родителей, детей, друзей и коллег.

Ожидания сына

Надежд на то, что Кеворкова будет оправдана и выйдет на свободу, были минимальные.

«Второе заседание у мамы сегодня. Скорее всего последнее (ну, если не считать апелляцию и сам приговор). Давайте договоримся на берегу, никаких соболезнований и печали. Всё понятно и так. Я юрист по образованию, много лет ходил на разные политические процессы, я понимаю, что нас ждёт. Согласен, чудо всегда может произойти. Всё точно будет хорошо. И спасибо всем кто сегодня придёт в суд, это очень важно для нас. Маме передайте привет от меня», – писал в соцсетях, не ожидая ничего хорошего сын Кеворковой, журналист Василий Полонский.

Опер

…После того, как Надежу Кеворкову доставили в суд, был допрошен сотрудник ЦПЭ по фамилии Брицкий.

Из показаний оперативника следовало, что он сам обнаружил в телеграм-канале журналиста «преступные» публикации и составил оперативный материал.

Фамилию Кеворковой свидетель ни разу не произнёс правильно. На многие вопросы отвечал лишь «так точно».

«В одной из публикаций там про Талибан1 был момент, а во второй там про оправдание вооружённого мятежа в Нальчике», — вспомнил сотрудник.

«Вы аналогичный текст про Орхана Джемаля искали в других открытых источниках? Там же есть ссылка на автора», — задал вопрос адвокат Ахильгов.

«Странный вопрос. Я не хочу на этот вопрос отвечать», — ответил Брицкий.

«Текст с 2010 года находится в открытых источниках. И только когда моя подзащитная это опубликовала, он сразу всех заинтересовал. Вот если бы этот текст был признан запрещённым, и Кеворкова бы его опубликовала, вот только тогда к ней были бы обоснованные», — возмутился Ахильгов.

«Ошибаетесь. Очень сильно», — прокомментировал судья.

В ходе процесса адвокаты озвучили, что в оперативном материале Брицкий приобщал к делу сведения о Кеворковой из «Википедии» (ресурсе, признанном нарушающим законодательство РФ).

«А вы в курсе, что Википедия признана Роскомнадзором содержащей недостоверные сведения?» — спросил адвокат.

Также у свидетеля спросили, писал ли он рапорт на сына Кеворковой журналиста Василия Полонского.

«Не готов ответить. У меня после этого столько материала было», — ответил свидетель.

Защитник Кеворковой – адвокат Калой Ахильгов – продемонстрировал рапорт, где Полонского «фактически обвинили в госизмене».

Судья не дал приложить его к делу: «Вот будет рассматриваться дело в отношении Полонского, тогда предъявите».

«Там сказано, что Полонский сотрудничает со спецслужбами Запада», — пояснил Ахильгов.

Судья объяснил, почему данные о сыне и бывшей свекрови появились в рапорте Центра «Э»:

«Уголовное дело это большой материал, всё так или иначе последовательно накапливается».

«Вы описываете меня как "человека, который занимается так называемым исламским миром". Что заставило вас добавить так называемый?», — спросила Кеворкова. Судья вопрос снял.

Эксперт разрешённый

Также был допрошен эксперт Василий Румянцев, проводивший экспертизу текстов, которыми Кеворкова якобы оправдывала терроризм.

«Негативная общественная оценка Талибана1 связана с тем, что государство внесло его в список террористов. А то, что их встречают с цветами [это описывала Кеворкова в посте] — это как раз положительная оценка», — начал эксперт Василий Румянцев.

«А учитывается что было в посте после этого? Что это про освобождение заключённых из тюрем», — спросил адвокат.

«Да, но это ближе к лингвистике», — ответил свидетель.

«Содержится ли в посте оправдание насильственных действий?» — спросил адвокат.

«Оправдывая участников, мы оправдываем и их идеологию. Они красавчики — то есть их встречают не как мусульман, которых незаконно осудили, а как талибов», — пояснил адвокат.

«А это нормальная практика по одному и тому же делу, что два одних и тех же сотрудника трижды проводят экспертизу?» — задал вопрос Ахильгов.

«Это руководители определяют», — пояснил эксперт.

«А что такое "узурпированные мероприятия"? Про то, что их из тюрем освободили. По правилам русского языка так нельзя сказать», — заметила Кеворкова.

«Ну, это текст из справки, наверное, если это психологическая часть», — ответил Румянцев.

Кеворкова напомнила, что сейчас российские власти активно общаются с талибами и приглашают их в Москву, но эксперт оставил это без комментариев.

«То, что талибы своих талибов встречают с цветами, это культурная норма. Это пояснение там и есть, там нет суждений. Я описывала, как я сама один раз пришла в дом мусульман с цветами, и там уже была неловкая ситуация. Почему вы не выделяете культурную нагрузку?», — выступила Кеворкова.

«А где-то в тексте встречается осуждение талибов?», — спросил судья.

Эксперт ответил отрицательно.

Эксперт запрещённый

По делу Надежды Кеворковой судья отказался вызвать известного эксперта Елену Новожилову, не нашедшую в постах журналиста «оправдания терроризма».

«Ну вы ещё 200 человек сюда приведите и скажите — всех допросить», — отреагировал судья.

В результате юридического спора с необходимостью вызвать Новожилову согласился даже прокурор, но судья всё же отказал.

Защита утверждает, что суд не имеет права отказать в допросе эксперта — тем более, Новожилова явилась в суд и ожидает в коридоре.

Также были оглашены показания Светланы Гуляевой, жены Василия Полонского: «У нас прекрасные отношения. Никогда не было такого, чтобы она поддерживала терроризм».

 

Кеворкова на допросе

В ходе процесса Надежда Кеворкова отказалась отвечать на вопросы прокурора, поэтому обвинитель зачитал материал её допроса:

«Мои представления сформировались под влиянием официальных представителей РФ, которые периодически встречаются с талибами. Представители МИДа заявили, что не считают Талибан террористической организацией. Я осуждаю любые формы терроризма.

Термин красавчики используются в ироничной форме. В ЦАР был убит мой близкий друг, известный журналист Орхан Джемаль. После я регулярно публиковала информацию об Орхане и его материалах, которые уже были опубликованы в открытых источниках.

Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с и.о. Министра иностранных дел Афганистана А.Моттаки

И.о. министра иностранных дел Афганистана Моттаки и министр иностранных дел Российской Федерации Лавров

Я ни в коем случае не одобряла никаких участников событий. То, что я размещала публикации без осуждения участников событий, не означает, что я их одобряла, а лишь то, что я поддерживала память моего друга».

Кеворкова отказалась предоставить следствию свой телефон и дать пароль от ноутбука. Прокурор вспомнил, что в квартире Кеворковой обнаружили два плаката — но он вспомнил только, что один из них был про «Хизб ут-Тахрир»1.

«Это такие штучки, которые держали на разрешённых пикетах», — отреагировала Кеворкова.

Прокурор, в ходе процесса, запросил для Кеворковой 6 лет колонии и штраф в 500 тысяч рублей.

Адвокат

В прениях по делу Кеворковой выступила сторона защиты. Адвокат журналиста Калой Ахильгов заявил, что в публикациях, вменяемых Кеворковой нет оправдания террористических действий.

«Речь идет о действиях лиц, которые внесены в список террористов. В самих действиях нет ничего террористического», — начал адвокат Ахильгов. Он напомнил, что получил ответы от официальных лиц об отношениях с талибами*.

«Разве финансирование и поддержание отношений — не формальное оправдание терроризма?», — задался вопросом защитник.

«Допустим Надежда бы захотела признать вину и написать явку с повинной. Как бы она сама определила, что совершила преступление? Ее ретроспективно привлекли к ответственности. А текст спокойно висит в другом месте. Оперативник целенаправленно искал текст именно у Кеворковой. Его невозможно найти по поиску в телеграмме. Якобы за час он изучил сотни её постов и нашёл именно этот», — продолжил адвокат.

Ахильгов напомнил, что даже Астемиров, признанный одним из организаторов нападения на Нальчик, не включён в список террористов.

«Недавно в УПК был внесён институт учета обстановки. Туда включены и заявления официальных лиц государства. У нас уже принят закон, позволяющий исключать из списка террористов. Этот закон принят исключительно под Талибан», — заявил Ахильгов. Он напомнил, что канал Кеворковой уже удалён, и читатели не могут оценить «опасность публикации».

Многие высокопоставленные деятели подали ходатайство о личном поручительстве за Кеворкову: фонд «Солидарность», президент «Вымпелкома», начальствующий епископ, журналист Максим Шевченко, Марат Кабаев (отец Алины Кабаевой и президент ассоциации предпринимателей-мусульман).

Адвокат Александрова напомнила, что Кеворкова была в ужасном состоянии после смерти Орхана — суд обязан это учитывать.

Последнее слово Кеворковой

«Моё дело началось несколько лет назад, когда генерал-майор Морозов написал, что Кеворкова занимается противоправной деятельностью вместе с соучастниками. Никаких доказательств при этом не приведено.

В феврале 2022 году судья Мосгорсуда выпускает секретное постановление, чтобы выяснили, кому я звонила с 2018 года. Выяснилось, что никому подозрительному я не звонила. Уже неделя, как идёт СВО, а люди заняты каналом, у которого нет и 2 тысяч подписчиков.

Проходит год — заместитель начальника Центра «Э» Ахмеджанов пишет письмо директору экспертного учреждения, чтобы тот сделал экспертизу поста про талибов1.

Обыск у меня проходил без постановления суда. 10 месяцев расследования вообще не было.

Удобно — журналисты же все сами пишут, не надо ничего доказывать , остаётся только написать просьбу нужным людям.

Мне обидно за мою профессию, за моих коллег, у которых нет возможности согласовывать каждое слово с юристом. Особенно у тех, которые работают с колес. Да и нет такого количества юристов, которые могли бы это делать.

Второй страдающей наукой является историческая наука. В исторической науке тело истории, её содержание излагается не по постановлению суда, а по тем словам людей, которые были осуждены.

Разве приговор Сократу перевешивает всё то, что он сделал? В экспертизе даже не сказано, что мой друг убит — о нем говорится, как о живом человеке. Орхан считал мятеж в Нальчике тяжелой ошибкой.

При этом он соблюдал и мусульманскую этику, и журналистскую. Мне больно видеть моих родителей, которым 88 и 90 лет. Мне больно, что они видят меня в этой клетке. Мне больно, когда различные сотрудники силовых служб обращаются ко мне жетско и грубо.

Это моё личное мнение — держать журналиста в тюрьме за написанные им слова это странно. Журналист до своего последнего часа находится в командировке.

Моя внучка, которую я даже не успела увидеть, вся моя семья как будто находится в заключении вместе со мной. Семья страдает больше чем заключённые», — выступила Кеворкова.

Приговор

Суд удалился в совещательную комнату для вынесения приговора. Спустя час был оглашён приговор. Согласно которому Надежду Кеворкову приговорили к штрафу 600 тысяч рублей и освободили прямо в зале суда.

Свобода!

Выйдя на свободу и обняв своих родных и близких, Кеворкова поговорила с журналистами.

В том числе сказала о том, как важно писать письма политзаключенным:

«Письма очень трудно писать с воли и люди не знают, о чем писать. Нужно писать только веселые письма. Только о том, что вы прочитали что-то веселое, узнали что-то веселое, посмотрели какой-то веселый спектакль. Ничего не писать о ГУЛАГе».

На вопрос журналистов о том, как она себя чувствует, Кеворкова ответила, что не ожидала такого приговора и уже планировала то, как проведет ближайшие 5 лет.

В свою очередь адвокат Калой Ахильгов сообщил журналистам, что доволен сегодняшним приговором.

«Мы переживали за это дело. И за Надежду, и за возможный срок, который запросил прокурор. Но, слава богу, судья услышал наши доводы. Отсутствие общественной опасности в том, в чем обвиняли Надежду. Для наших дней штраф по такому обвинению можно считать оправдательным приговором. Мы довольны и, я думаю, мы не будем обжаловать такой приговор», — заявил Ахильгов.

 

P. S. «Черновик» очень рад, что правосудие ограничилось штрафом и не стало лишать свободы Надежду Кеворкову. В идеале, конечно же, нельзя считать Кеворкову лицом, совершившим преступление.

Но, раз мы живём в такой действительности, какой живём, то остаётся радоваться и такому исходу! Здоровья Вам, Надежда! Самое главное, что рядом с Вами семья, близкие и коллеги. ]§[


1 Запрещённые в Российской Федерации экстремистские / террористические организации

 

 

Мы в телеграм — "Черновик" 2.0

 

Самые читаемые
Свежие новости