Рождение идеологии

На неделе в широкий прокат вышла кинолента режиссёра Евгения Шелякина «Ч/Б» с Мерабом Нинидзе, Алексеем Чадовым и Сергеем Маковецким в главных ролях.

В конце февраля дагестанские продюсеры и сценаристы этого фильма уже рассказали об идее фильма местной прессе в Министерстве печати, о чём «Черновик» писал (см. «ЧК», № 8 от 27.02.2015 г.) довольно подробно. 15 марта мне удалось оказаться среди тех, кто попал на своего рода закрытый показ фильма, рекламная кампания которого активно шла в последние месяцы по всей России. Почему я пошёл туда? Просто хотелось понять, как лёгкая, непринуждённая комедия с в общем-то незамысловатым сюжетом о нацисте и его кавказском ангеле-хранителе может изменить сознание людей и сдвинуть решение межнациональной проблемы с мёртвой точки. А после фильма я кое-что понял. И это «кое-что» наши дагестанские участники процесса старательно пытались не называть своим именем. Ни на пресс-конференции в Минпечати в феврале, ни на той, что была проведена для журналистов уже после просмотра фильма – все вопросы, в принципе, крутились вокруг эпизодов кино или сложностей в процессе съёмок. Дебют Шелякина в качестве режиссёра полнометражной ленты удался. Операторская работа также заслуживает особого внимания. Профессионализм команды, работавшей над фильмом, 600 зрителей оценили долгими овациями стоя, с приличествующими событию возгласами «браво!». Но я думал о другом. В стране, где государственная машина в течение последних 25 лет тщетно пытается возродить хоть какое-то подобие идеологии и национальной идеи, было снято не так много фильмов с выраженным объединяющим контекстом. И в этом смысле фильм «Ч/Б» можно оценить как руку помощи, которую создатели протягивают государству. Направляя его, помогая и показывая, в каком направлении нужно двигаться. С этой точки зрения интересен и состав актёров. Первые фильмы, которые навскидку вспоминаешь, произнося вслух фамилию Чадова, – балабановская «Война» и «9 рота» Фёдора Бондарчука. Кино по максимуму заряжённое идеологией – противопоставления русских и не русских. В первом фильме Алексей играет попавшего в плен к чеченским сепаратистам русского солдата, во втором – он уже солдат Советской армии, сражающийся с ордами безжалостных афганских «душманов». Сергей Маковецкий же ассоциируется у меня, в первую очередь, с ещё одним культовым фильмом Балабанова – «Брат 2». Где это противопоставление русских и не русских ещё более явно и открыто. Фильм Шелякина же, являясь идеологическим в своей сути (а иначе не могло и быть), как бы говорит нам, что страна от псевдопатриотизма, основанного на разделении, должна перейти  к патриотизму объединяющему, представляющему нас всех как часть единого общества, единого организма. Сегодня, в очень непростое для нашей страны время, только такая идеология может сохранить Россию как целое государство. Особенно приятно то, что в формировании этой новой идеологии, которая придёт к нам через такое кино, активное участие принимают выходцы из Дагестана. Это наш пример для всей России. Пример того, как надо развязывать (а не разрубать) конфликтные узлы, как надо нести мир и взаимопонимание. То, что такое наше кино теперь видит вся страна, – очень хороший знак. Значит, мы на правильном пути. Главное – никогда с него не сходить.

P. S. Обязательно пойду на фильм ещё раз. И всем советую.      

 

 

Номер газеты