Нам надо договорить, Амир…

Сложно писать рядом с именем Амира Амирова это жестокое «был». До сих пор не верится. До сих пор перед глазами его мягкая улыбка, негромкий голос и камера в руках как продолжение его самого. Теперь ты только в своих фотографиях, друг. Хорошо, что их немало.

А теперь выставка «Вдохновение». Вторая с таким же названием, повторение первой спустя 12 лет. В юбилейный для тебя год. Если бы не было этого ужасного «памяти тебя», фотографий было бы больше, были бы свежие, интересные, живые и эмоциональные лица. Но теперь так: «Памяти Амира». И мы помним.

Помним его телеоператором ГТРК «Дагестан», телекомпании «НТВ», «5-го канала», фотокорреспондентом «Черновика» и других газет и журналов. Помним и узнаём его фотографии, его почерк мастера художественной портретной съёмки.

«Выставка очень точно характеризует Амира, − говорит Тимур Джафаров. – Она даёт представление о том, каким он был человеком. Там всего пара его портретов, но не они его характеризуют, а именно портреты других людей, сделанные им. Как-то давным-давно я читал фантастический рассказ, автора, правда, не помню, с таким сюжетом: люди загрузили в компьютер кучу фотографий одного человека, сделанных в разных ситуациях. Компьютер их обработал и выдал обобщённый портрет, который раскрывал самую суть этого человека. Я и на открытии это сказал, и сейчас повторю – Амиру такой компьютер был не нужен. Он как-то умел так снять, так поймать, что вот смотришь на фотографию и понимаешь – это именно этот человек.

Вот он такой. В этом его талант художника, фотографа, оператора, ну, и наверно, в каком-то смысле знатока людей. Амир… За четверть века общения с ним я понял, что он точно как-то определял людей, с которыми дружил, с которыми не дружил».

В 2009 году, ещё в старой «Первой галерее» на улице Буйнакского, открылась выставка. Для известного телеоператора и фотографа Амира Амирова это была первая фотовыставка, для зрителей и почитателей искусства – новый взгляд, новое прочтение известного и неизвестного. Амир, по жизни очень скромный человек, не очень хотел выставлять свои работы, считал это лишним для себя делом. Но его смогли уговорить, почти заставили.

– Почему я тогда на эту выставку согласилась как куратор галереи и сейчас решила её повторить? – директор «Первой галереи» Джамиля Дагирова пытается ответить на сложный для себя вопрос. − Так снимать исподволь, не постановочно, людей – это чрезвычайный талант, такое редким мастерам фотографии удаётся. Вот у него это получалось. Думаю, если поискать в его архивах, мы можем найти ещё много интересного.

Сегодня эта выставка, когда прошло столько лет, уже имеет исторический контекст. Многих людей с этих фото нет, кто-то вырос – вырос в сторону, в высоту, глубину, много чего произошло. Выставка стала, знаете, таким дневником времени посредством фотографий.

Джамиля вспоминает, как та выставка совпала с презентацией её книги «Культурный портрет», которая была посвящена людям, прославившим Дагестан, и о них мы рассказывали через портреты и специально написанные тексты. А со стен на нас смотрели все наши замечательные весёлые друзья, коллеги, люди, которых мы любим и уважаем, которых мы узнаём в лицо: «До сих пор думаю, что презентация и выставка тогда удачно дополнили друг друга».

«Когда я услышала о том, что Амира не стало, − продолжает Джамиля, – мне показалось, что это чья-то злая шутка. Или некрасивый с его стороны поступок, как он будто на полуслове оборвал речь, повернулся и ушёл, не дослушав и не договорив. Как бывает, когда твои близкие в середине разговора отворачиваются и уходят. Я подумала: так же не бывает, так нельзя, взял и ушёл, всё оборвав. Как-то же надо договорить, дообщаться, мы же не закончили. Достучаться, договориться. И хотя мы не были такими уж близкими друзьями, есть вещи, которые объединяют людей, – духовные и нравственные взгляды на жизнь, мировоззрение. И для меня всегда этот человек был достойным уважения, тем более мы с ним работали как с художником, фотографом. И выставку делали.

И вот с мая прошлого года меня не оставляло ощущение, что надо с ним встретиться. Обязательно ещё раз встретиться. Так просто не уходят. И я подумала, что надо сделать его выставку. Позвонила Аймисей, мы долго разговаривали, вспоминали, обсуждали детали. Решили повторить первую выставку «Вдохновение», посвящённую портретным фото его друзей и знакомых, а второй этаж уделить тому, чем он занимался в последнее время – это фотографии с видами Дагестана, последний его проект с Александром Нечипуренко.

Но потом было лето, болезни, идея отступала и возвращалась опять, но не покидала меня окончательно. И когда я уже встала на ноги, поняла, что сделать эту выставку я должна. Какое-то внутреннее понимание у меня было, что я просто обязана.

Очень долго думала, в какое время её организовать, надо было подобрать подходящее, в какой форме подать эти работы. Честно сказать, это одна из самых сложных выставок, наверное, у меня. В конце концов, буквально в последние дни вспомнила, что в марте у него был день рождения, юбилей, подумала – надо же, как всё сошлось, и окончательно утвердилась в своём мнении – выставка откроется в его день рождения.

И в последний же момент родилась идея, как подать эти фотографии: просто распечатать на фотобумаге и наклеить их прямо на стены. Как стенгазету или как клеили любимые снимки в нашей молодости. И даже не подписывать их. Я помню, что у Амира были свои      названия ко многим фотографиям, но это было в данном случае неважно.

Важнее было другое: открыть эту выставку и на неё собрать всех, кто его помнил и знал. Сделать такой, знаете, хороший, добрый тазият, которого в мае не было. Мы не могли тогда прийти на соболезнование, не могли посочувствовать семье и друг другу, всё было только виртуально.

Вот это чувство долга, чувство недоделанности, висящее в груди, не отпускало. Я благодарна всем, кто пришёл на этот вечер памяти, кто откликнулся. Теперь наш разговор можно считать завершённым».

Спасибо тебе, Амир.


Амир Амиров
Вдохновение

13 марта 1966 г., с. Хунзах,
Дагестан – 2 мая 2020, Махачкала

Номер газеты