Халяль и триллион долларов

СИТУАЦИЯ №1. БУЙНАКСК. МАГАЗИН

 

– Тут у вас написано «халяль». Это точно халяльное мясо?

– Вуя, конечно! Это же не свинина.

– Вы полагаете, что халяль – это любое мясо, которое «не свинина»? И этого достаточно?

– Не понимаю, чего ты хочешь. Я тебе точно говорю: это не свинина!

 

(Примечание от редакции. В исламе «халяль» – это дозволенное, разрешённое, «хIарам» – запретное. Это относится и к продуктам питания.)

 

СИТУАЦИЯ №2.  КАСПИЙСК. КАФЕ

 

– Можно переговорить с владельцем кафе или хотя бы с поваром?

– А что случилось?

– Тут такая проблема. Кафе называется халяльным, сюда ходит множество мусульман. Но у вас в меню включён салат из крабовых палочек.

– А разве крабовые палочки не халяль? Насколько я знаю, их делают из рыбы.

– Да, из трески. И это халяль. Но дело в том, что на палочки наносят краску красного цвета, а она – из кармина. Кармин не дозволено употреблять в пищу.

 

СИТУАЦИЯ №3. ХАСАВЮРТ. РЫНОК

 

Мурад, ты с сыром будь поосторожнее. Ты продаёшь сыр, люди едят его как закуску, также добавляют в пиццу, в другие блюда.

– А чё стало?

– С сыром всё не так просто. В зависимости от того, как его делали, он может быть хIарамом по нормам шариата.

– Ну-ка, с этого места поподробнее.

– Сыр делают из молока. В процессе створаживания молока используют те или иные добавки. Так вот, общий принцип таков: если в процессе производства сыра использовался недозволенный ингредиент (например, пепсин, полученный из слизистой оболочки желудков свиней), то весь такой сыр, согласно исламу, не дозволен к употреблению.

Смотри, Мурад, будь осторожен: религия – это не игрушки. Ты несёшь ответственность за продукты, которые продаёшь покупателям.

(** – рассмотрение ситуации с сычужным ферментом согласно двум наиболее распространённым среди мусульман РФ мазхабам приведено в Приложении в конце публикации.)

 

СИТУАЦИЯ №4. МОСКВА, ЮГО-ЗАПАД

 

– Алло, Люда, слышишь меня?

– Да, да, слышу.

– Когда приедешь и выйдешь из метро, прямо по дороге к нам на улице будет магазин, он так и называется – «Халяльный». Купи пару кило телятины и колбасы на твоё усмотрение, деньги я отдам. Там пара дагестанцев торгует, не боись, они не кусаются.

– «Халяльный»? Марин, ты чего?! Ислам приняла?

– Нет вроде бы… Тут дело не в исламе. У них всегда очень вкусное свежее мясо. Не замороженное импортное откуда-то из Новой Зеландии, а свежее. Они сказали, что у них своя мини-скотобойня где-то под Москвой, так они ежедневно обновляют ассортимент.

И колбаса замечательная. Муж пересекался с их бизнесом, там всё впечатляет. Чистота, санитария… Колбасу точно делают из скотины, а не из кошек каких. И по ночам в большие мясорубки в цеху не забираются крысы…

 

СИТУАЦИЯ №5. ФРГ, МЮНХЕН (ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЗЕМЛЯ БАВАРИЯ)

 

Герр Шнайдер, что с вами? Вы после визита этого турка всё утро радостью светитесь.

Барбара, ты даже не представляешь! Тонны, десятки и сотни тонн дополнительного сбыта!

– Да что случилось-то?

– Этот посетитель мне всё разложил. Ты знаешь, сколько в стране новых переселенцев из Ближнего Востока. Это не считая давно живущих в Германии турок, да и другие мигранты подтягиваются, не только сирийцы. Не все они, конечно, соблюдающие мусульмане, но таких немало. Они не едят наши свиные сосиски, Барбара, они представляют массовый спрос на халяльную продукцию.

– Но ведь это направление оседлали наши конкуренты из «Байериш Вюрст»?

– Нет, нет, турок мне всё разъяснил. В «Байериш Вюрст» нагло обманывают мусульман. Они просто нашлёпывают на продукцию наклейки «халяль». Там много вопросов, Барбара. Хотя бы то, что в «Байериш» на одном и том же оборудовании, на общих разделочных столах, одними и теми же ножами работают как со свининой, так и с говядиной. Оказывается, это недопустимо по шариату. Многие мусульмане уже отворачиваются от этого бренда…

– И?

– Мы перехватим всю эту клиентуру! У меня есть возможность организовать халяльный поток полностью автономным, ни на одном из этапов не пересекая его со свининой. При этом сырьё, а также весь процесс производства будет находиться под контролем мусульманских специалистов. Пусть, мне это не больно, Барбара. Но выпускать мы будем не самозваный «халяль», а получим сертификат от авторитетной организации мусульманских знатоков. Это прорыв, Барбара!

 

СИТУАЦИЯ №6. МАХАЧКАЛА

 

– Слушай, не знаешь, в городе есть застройщики жилых домов с сертификатом «халяль»?

– В первый раз слышу. А разве у них тоже бывает такой сертификат? Это ведь здания, а не продукты.

– Уточнить хорошо бы у знающих, но думаю, да, такое возможно. Ведь халяль, скажем так, – это то, что дозволено, то, что правильно (по исламу). И если застройщик возводит дома плохо, некачественно, скрывая это от потребителя – это ведь очень нехорошо.

– Некачественно?

– Ну да. Например, экономит на стройматериалах, строит непрочные здания, которые могут обрушиться при толчках средней силы. Или другая ситуация: человек продаёт свой автомобиль и скрывает от покупателя его изъяны, выдавая машину за безупречную. Я уверен, что по исламу это будет очень неправильно.

– При таком подходе, получается, очень многие вещи можно оценить на их «халяльность» (дозволенность, соответствие исламу). Скажем, лекарства, виды отдыха и т. д.

– Да, думаю, что так и есть.

 

Вывод №1

Как наглядно продемонстрировано на одной из «ситуаций», некоторые дагестанцы весьма смутно осведомлены о том, что такое, в принципе, «халяль». Познания порой ограничиваются условием «не свинина».

На самом деле дозволенность продукта связана с целым рядом условий, в частности: 1)  ЧТО заколото; 2) КЕМ заколото; 3) КАК заколото.

Причём животное должно быть именно заколото, а не убито ударом электрического тока, не задушено, не умерщвлено ударом ножа в сердце или ударом обухом топора по черепной коробке. Также, согласно шариату, не допускается такой распространённый на современных скотобойнях способ как забой скотины с помощью пневматического пистолета с выдвигающимся ударным стержнем (проникающим внутрь черепа животного).

По шариату же необходимо перерезать трахею, пищевод и яремные вены острым предметом (это должно быть сделано быстро, за один раз, и из тела животного должно выйти максимальное количество крови). Быстрое перерезание шейных вен предотвращает поток крови к мозговым нервам, которые отвечают за боль, таким образом, животное не испытывает боли.

Добавлю, что категория «халяль» распространяется не только на мясную продукцию, но и любую другую пищу.  Сегодня, когда очень распространены различные виды добавок в пищу, мусульманам приходится быть особенно внимательными, чтобы им в прямом смысле слова не «подложили свинью», пусть и в виде желатина, сычужных ферментов и различных «ешек». Мало кто знает, что из свиных шкур производят мармелад, а в некоторых регионах свиные волосы добавляют при производстве хлеба.

В этих условиях мусульмане, которые ответственно относятся к своему питанию, и составляют основную аудиторию спроса на соответствующую продукцию.

В современной России уже в течение нескольких лет осуществляется сертификация «халяль»: например, это стандарт Совета муфтиев России «Халяль-ППТ-СМР» или стандарт Духовного управления мусульман Республики Татарстан.

 

Вывод №2

Оказывается, активный интерес к маркировке «халяль» могут проявлять и немусульмане! Нет, они не руководствуются таким религиозным мотивом как ответственность перед Всевышним. В их случае соображения вполне мирского характера – КАЧЕСТВО!

Да, на основе опыта и рекомендаций знакомых у человека, далёкого от ислама, может возникнуть твёрдое мнение: сертификат «халяль» – это гарантия добросовестности производителя и высокого качества продукции и услуг. Поиск маркировки «халяль» на рынке товаров и услуг в этом плане станет чем-то подобным интересу к брендам «Найк» и «Адидас» в мире спортивной продукции.

(Кстати, на этой «почве» у такого человека может сформироваться и первый позитивный интерес к исламу как таковому – как к религии, которая упорядочивает жизнь человека, даёт ему знание о смысле существования и позволяет обрести счастье в этой жизни и после смерти. Но это отдельный вопрос, не рассматриваемый в данной публикации.)

В широком смысле халяль охватывает отнюдь не только пищу. На дозволенные и недозволенные делятся и иные товары и услуги на современном рынке: одежда, медицинские препараты, косметика, виды отдыха, развлечения, финансовые операции и т. д.

 

Востребованность на рынке маркировки «халяль»?

 

Объём мирового рынка продуктов питания халяль оценивается в 1,9 трлн долл. При этом рынок растёт темпами в 8,5% в год. По данным отчёта Thompson Reuters Global Islamic Economy Report 2016/2017, доля халяльного продовольствия составляет 18% в общемировом рынке продуктов питания.

Динамично развивается халяльный бизнес и в России. Как раз на этой неделе в Москве проходит выставка ведущих производителей продукции «Халяль» – Halal Eurasia at Prodexpo. По словам первого зампреда Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Рушана хазрата Аббясова, более 10 лет назад был создан Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль». И вот уже не первый год «Центр Халяль» содействует получению разрешения на экспорт российской продукции «Халяль» в ОАЭ, Бахрейн, Египет, Иорданию, Иран и другие страны.

Причём многие люди выбирают продукты халяль именно из-за высокого качества и хороших вкусовых свойств. Ранее в Москве многие люди приезжали в магазин при мечети специально, чтобы купить свежее и вкусное мясо и колбасу халяль. А сегодня продукты с маркировкой «халяль» продаются во многих сетевых магазинах, причём зачастую в разделах диетического питания.

Тем временем на осень этого года запланирована ещё одна массовая акция – международная выставка продукции и услуг «халяль» Moscow Halal Expo. Она включена в перечень мероприятий Группы стратегического видения «Россия – исламский мир». План мероприятий утверждён председателем Группы Рустамом Миннихановым.

Группа стратегического видения «Россия – исламский мир» была создана в 2006 г. под руководством
Е. М. Примакова и М. Ш. Шаймиева, после того как Российская Федерация присоединилась к Организации исламского сотрудничества в качестве наблюдателя.

В группу входят 33 известных государственных и общественных деятеля из 27 мусульманских стран.

В 2014 году В. В. Путин принял решение о возобновлении деятельности Группы, возложив функции её председателя на президента Татарстана Р. Н. Минниханова.

Подготовил Руслан Караев

 «Черновик» данной публикацией начинает масштабный цикл статей, посвящённых индустрии Халяль. Материалы о практической реализации этого направления экономики читайте в будущих номерах нашего издания.

* * *

**Приложение. Сычужный фермент

 Сычужный фермент – это фермент, используемый при производстве сыра для створаживания молока. Практически все сыры производятся с использованием сычужного фермента. Как правило, сычужный фермент извлекается из желудков телят, козлят или ягнят. Слово «сычуг» означает «желудок», однако название «сычужный фермент» не вполне корректно, поскольку современные сычужные ферменты могут быть не только животного происхождения. Итак, дозволено ли по шариату употреблять в пищу сычужный фермент?

Шафиитский мазхаб:

Вопрос:

Молочная сыворотка – это побочный продукт в производстве сыра. Молокосвёртывающий фермент добавляется в молоко при производстве сыра. Отделяющаяся жидкость содержит сыворотку. Дальнейшая обработка полностью отделяет сыворотку.

Ответ:

Если молокосвёртывающий фермент – это наджаса, то полученная сыворотка тоже является наджасой и, согласно мазхабу имама Шафии, употреблять её запрещено, поскольку добавление фермента превратит молоко в наджасу. Любая жидкость, полученная из этой смеси, также является наджасой. СЫЧУГ, ПОЛУЧЕННЫЙ ИЗ НЕ ХАЛЯЛЬНО ЗАБИТЫХ ЖИВОТНЫХ, СОГЛАСНО НАШЕМУ МАЗХАБУ, ЯВЛЯЕТСЯ НАДЖАСОЙ.

И лишь Аллаху ведома истина.

Ответил шейх Хамза Карамали.

Источник – http://qa.sunnipath.com/issue_view.asp?HD=3&ID=4588&CATE=347

Ханафитский мазхаб:

В ханафитском мазхабе сычужный фермент, полученный из животного, забитого немусульманином или мусульманином (по шариату и не по шариату), во всех случаях разрешён к употреблению, если только это животное – не свинья.

<…> Разрешённость сычуга обусловлена не тем, кто забивает животное (мусульманин или нет), а тем, есть ли в сычуге жизнь. Циркуляция крови – источник жизни. В сычуге нет крови, следовательно, это не живой орган. Он не может «умереть», и поэтому дозволено его употреблять в пищу.

<…> СЫР, ПРОИЗВЕДЁННЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЫЧУЖНОГО ФЕРМЕНТА, – ХАЛЯЛЬ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ФЕРМЕНТ ПОЛУЧЕН НЕ ИЗ СВИНЕЙ. Однако лучше избегать употребления сыра, при производстве которого использован сычужный фермент неизвестного происхождения, поскольку в вопросе разрешённости сычужного фермента есть разногласия между мазхабами.

И лишь Аллах даёт успех.

Ответил шейх Илиас Пател.

Источник – http://qa.sunnipath.com/issue_view.asp?HD=7&ID=432&CATE=29

 

<…> По возможности, лучше употреблять сыр, подходящий для вегетарианцев <…>

Ответил шейх Илиас Пател.

Источник – http://qa.sunnipath.com/issue_view.asp?HD=1&ID=67

Номер газеты