«Зачем мне карате?.. ... Я и так хорошо дерусь». Бату Хасиков – «Черновику»

До марта 2011 года калмыкского кикбоксёра по имени Бату Хасиков знал лишь узкий круг российских специалистов и болельщиков. Бату был добротным, классным спортсменом, который мог запомниться дагестанским фанатам по схваткам против Магомеда Сулейманова или Ризвана Исаева. В 2011 году в карьере Хасикова произошла перезагрузка. Боец стал совладельцем компании Fight Nights, открывшей дорогу к большим поединкам. И началось… В Москву зачастили Альберт Краус, Майк Замбидис, Гаго Драго. Успех в боях с этими топами породил немало слухов вокруг карьеры калмыкского спортсмена, главный из которых – «Бату всё и всех купил». Специально для читателей «ЧК» мы поговорили с Хасиковым о чистоплотности его карьеры... И о том, как спортсмен может стать сенатором.

– Бату, хотелось бы начать разговор вот с какого вопроса: по моим данным, за последнее время вы дважды были в Дагестане. Расскажите, чем вас так заинтересовала наша республика?

– Да, действительно, за достаточно короткое время я дважды побывал в Дагестане. Впервые я приехал зимой этого года поддержать своего друга, Шамиля Завурова, во время его поединка. Во второй раз я приехал уже летом. Во время этой поездки мы приняли участие в совещании, на котором обсудили вопросы развития спорта и спортивной инфраструктуры в регионе с президентом Республики Дагестан Рамазаном Абдулатиповым. В обеих этих поездках меня сопровождал мой неизменный друг и соратник, Камил Гаджиев. Я рад, что моё знакомство с республикой состоялось именно при его участии. Меня всю жизнь что-то связывало с Дагестаном. Главное – это люди, с которыми у меня сложились тёплые отношения. Приятно, что в вашей республике мне был оказан радушный приём. Все мы знаем и надеемся, что Дагестан ждут значительные перемены, и по мере возможности я буду оказывать этому содействие.

– О вас известно многое. Но о детстве – практически ничего. Можете рассказать о своём детстве? В нашей стране, к сожалению, принято так, что бойцами, профессиональными спортсменами становятся люди, у которых детство было, мягко говоря, не сахар. Каким оно было у вас?

– У меня было такое детство, которое я очень хорошо помню и люблю вспоминать. Я вырос в интернациональной семье. Отец у меня калмык, а мама – татарка. Есть младшие брат и сестра. Нас воспитывали разносторонне. Я любил учиться и учился хорошо, занимался футболом, карате, народными танцами, учился в художественной школе, участвовал во всём, в чём только было возможно. Конечно, и улица дала мне определённый опыт.

– Вы начинали свой спортивный путь с занятий карате. Расскажите, как пришли в этот вид спорта? Была ли это дань моде 90-х гг?

– На карате киокушинкай к тренеру, Александру Алымову, меня привёл мой отец. В это время в нашем маленьком городе был бум карате. Забавно то, что я не хотел идти, при этом говоря: «Папа, зачем мне карате? Я и так хорошо дерусь». Честно говоря, в детстве дрался часто. Всегда выходил победителем. Мою энергию нужно было направить в правильное русло, и когда в итоге я оказался на тренировке, причём в старшей группе, я был покорён миром боевых искусств.

– Вы попробовали себя в различных версиях боевых искусств. Какая из них вам больше всего пришлась по нраву, и какой из этих стилей, не считая ММА, наиболее приспособлен для улицы?

– Благодаря моему первому тренеру в единоборствах я увидел не возможность научиться хорошо владеть приёмами, а путь совершенствования самого себя. Этому принципу я следую всю жизнь, занимаясь карате, рукопашным боем, боевым самбо, тайским боксом, кикбоксингом и даже законотворческой работой (смеётся). А для улицы важно не то, каким видом единоборств ты занимаешься, а то, насколько ты силён духом.

– А вы сами часто бились на улице? Или находили дипломатические пути выхода из критической ситуации?

– Когда-то отец сказал мне: «Помни, карате – это оружие, имея которое, ты несёшь двойную ответственность». Эти слова я запомнил на всю жизнь. Одно из свидетельств тому – придуманный нами слоган Fight Nights: «Хочешь драться – дерись в ринге».

– Бату, до появления турниров Fight Nights вы были добротным бойцом, но не были той звездой, коей являетесь сейчас. Раскройте рецепт успеха этого неимоверного подъёма по карьерной лестнице. Дело ведь не только в том, что вы являетесь совладельцем этой промоутерской компании…

– Этот успех заключается в команде, состоящей из уникальных людей, умеющих брать ответственность и бросать вызов самим себе. Когда мы начинали, у нас не было ничего, кроме нас самих и нашей мечты. За свой шанс мы цеплялись зубами. Мы рисковали, но любовь к своему делу привела нас к успеху. Сегодня перед нами новые цели. Всегда есть к чему стремиться!

– Ваша карьера – это наглядная демонстрация того, как должен работать пиар. Всё это стоит денег. Вы можете назвать ориентировочную сумму – сколько стоит ваша профессиональная карьера? Включая абсолютно все расходы.

– Моя карьера – это наглядная демонстрация того, как нужно быть одержимым своим делом, как нужно быть открытым миру (смеётся). Так сложилось, что становление моей карьеры пришлось на то время, когда индустрии профессиональных единоборств фактически не существовало. Те технологии, которые мы сегодня применяем профессионально, мы впервые пробовали на себе. Это теперь мы понимаем размеры затрат, необходимых для того, чтобы вести бойцов к победам мирового масштаба, но дело-то не в деньгах и даже не их количестве, а в идее.

– Все свои топовые поединки вы провели под крылом собственной компании. У болельщиков, специалистов, обывателей возникает резонный вопрос: «Почему Бату, раз уж он настолько силён и крут, не бьётся или не бился в других организациях?». К примеру, в К-1 МАХ или Glory? И есть ли проблема лично для вас попасть в эти организации?

– Россия подарила миру много высококлассных бойцов, тем не менее в нашей стране индустрия профессиональных единоборств фактически не была развита. А это мешало объективно оценить деятельность профессиональных спортсменов. Соответственно, терялся социальный эффект единоборств, которые были непопулярны в нашей стране. Кому захочется заниматься боевыми искусствами, если это не ассоциируется с успехом? У нас школьники и студенты на физкультуру и то через раз ходят. Мы решили создать отечественный промоушен, который бы занимался формированием механизмов продвижения единоборств в нашей стране. Для этого нужны были турниры мирового уровня, организованные и проведённые в России. Поэтому свои ключевые бои я провожу именно под брендом Fight Nights. К примеру, основным пунктом при заключении бойцом контракта с UFC является проведение поединков только в рамках мероприятий указанной компании-промоутера. Мы стремимся к тому, чтобы ведущие российские и иностранные бойцы были мотивированы не только гонорарами, но и престижем выступать на глазах российских зрителей, которые бы вдохновлялись увиденным. Несколько лет назад я стоял перед выбором: либо ездить по миру и драться в различных известных вам организациях, получая свои 2–5 тысяч долларов, либо формировать платформу для будущего поколения спортсменов. Мы выбрали сложный путь, поставили на кон всё и победили. Так тоже бывает. И теперь наши мероприятия показывают за рубежом, бренд развивается, иностранные бойцы высокого уровня охотно приезжают в Россию, нашим ребятам проще заключать контракты с ведущими зарубежными организациями, к профессиональным единоборствам стремительно растёт интерес как зрителей, так и спонсоров.

– Давайте вспомним три ваших, так сказать, эпических сражения с мировыми звёздами кикбоксинга. Первым был Альберт Краус… Майк Замбидис… Гаго Драго…

Полный текст статьи читайте в печатной версии.

– Бату, коснёмся темы подготовки российских бойцов. Вы прошли и любительскую школу, и профессиональную. Чего не хватает обоим этим направлениям для гегемонии на международном рынке? Понятное дело, что с духом всё в порядке, а остальные аспекты подготовки?..

– Конечно, учитывая то, что на Западе профессиональные единоборства развиваются уже более века, понятно, насколько глубоко там разбираются во всех аспектах подготовки бойцов. В наш современный век количество информации и доступ к ней растёт, и в России на сегодняшний день происходит восполнение пробелов в отношении новых методик подготовки, вопросов фармакологии, современного тренировочного оборудования и так далее. В большей степени это делается энтузиастами, которые стремятся к совершенству. И мы, как спортивные функционеры, делаем ставку на российских специалистов, взращивая из них экспертов с большой буквы, а не приглашая посредственностей из-за рубежа.

История с Замбидисом была названа «Больше, чем бой». Но она оказалась очень скоротечной

– Знакома ли вам дагестанская школа кикбоксинга? Какие её особенности можете выделить? Часто ли бились с дагестанскими бойцами?

– С детства я бок о бок рос как боец с представителями дагестанской школы единоборств. Ни в одном регионе России нет такого количества людей, посвятивших себя этому пути. В каждой из дисциплин, в которых выступал, я обязательно встречался с бойцом из соседней для меня республики. Единоборства – это целый пласт жизни Дагестана. Для меня всегда являлись примером мастера боевых искусств, которые, помимо сильного духа, олицетворяли собой высокую культуру, самообладание, благородство, ответственность.

– О вас можно сказать: успешный спортсмен, успешный продюсер. Почему вы решили заняться политикой? Какой видите пошаговую динамику вашей политической карьеры?

– Политика – это не просто набор профессиональных знаний. Политика – это искусство принятия решений. Предназначение политика заключается в воплощении в жизнь идей, которые приносят пользу обществу. Я и мои соратники однажды решили, что, независимо от того, в каком мы находимся статусе, мы считаем своим долгом вносить вклад в развитие наших родных регионов и России в целом. В 2008 году я стал депутатом Парламента Республики Калмыкия. Сегодня сенатор. Для меня это большая ответственность. И дорожу тем, что люди мне доверяют. Я обозначил для себя задачи, которые должен решить как член Совета Федерации. Когда их реализую, тогда и буду думать о следующем шаге в моей политической карьере.

– Бату, вы являетесь руководителем Общероссийского общественного движения «За спортивную страну». Как я понимаю, основная цель этого движения – привлечь как можно больше людей к здоровому образу жизни. Вам не кажется, что на подобные мероприятия приходят в основном те, кто и так дружен со спортом? А контингент ведущих малоподвижный образ жизни остаётся безучастным. Как именно их заставить изменить свою жизнь?

– Целью нашего движения является продвижение ценностей здорового образа жизни. Что это означает? Конечно, необходима спортивная инфраструктура, этим мы тоже занимаемся. Но главное, действительно, мотивация. Здоровый образ жизни должен стать не просто модным. Важно, чтобы в нашей стране забота о собственном здоровье, занятия спортом стали частью ответственности человека перед обществом и самим собой. Да, красивые слова. Но как этого добиться? Задача сложная, здесь требуется согласованная и профессиональная работа не только государственных структур, но и общественного сектора, коммерческих компаний, энтузиастов. Особенно отмечу, что нужны примеры, нужно привлечение известных людей. Если человек, достигший в жизни успеха, лично объяснит, почему спорт, здоровый образ жизни для него необходимы, люди, которые ранее спортом не занимались, поймут, что это действительно важно, что это работает. Тем самым мы привлечём больше людей к ценностям здорового образа жизни.

– Что бы вы пожелали дагестанским читателям?

Дагестан находится на рубеже, регион ожидают перемены. Желаю республике последовательных решений, которые заложили бы прочное основание для долгосрочного развития. Как говорится, неважно, насколько медленно ты двигаешься, главное – не останавливаться.

(В ближайших номерах читайте эксклюзивное интервью с руководителем проекта «Легенда» Русланом Сулеймановым.)

Номер газеты