Тхэквондо – это не мордобой

В этом году сборную команду Дагестана по тхэквондо возглавил новый тренер. Айдемиру Шахбанову 28 лет, и он ещё в этом году выступал на профессиональных турнирах. В футболе про таких говорят «играющий тренер». Мы поговорили о развитии единоборства в республике, отношении Минспорта, уроках тхэквондо в школах и об отце-судье.

– Твоё назначение на пост главного тренера сборной Дагестана по тхэквондо было весьма неожиданным. Ведь ты действующий спортсмен и, насколько мне известно, ещё не имел тренерской практики. Расскажи, как это случилось?

– В прошлом году я в последний раз выступил на чемпионате России и принял решение больше не драться, собрал группу для тренировок в Каспийске. Но бывший главный тренер Магомедсаид Джамалудинов рекомендовал мою кандидатуру, и на общем собрании тренеры республики проголосовали за меня. Большая часть работающих тренеров – это мои ровесники, с которыми мы вместе тренировались, соревновались, поэтому все меня знают. Так и начал работать. Знаю всю «кухню» тхэквондо изнутри, поэтому понимаю, что работы предстоит много, хочу систематизировать всю деятельность в нашем виде спорта.

– В октябре в Дагестане прошёл чемпионат России по паратхэквондо, а на этой неделе завершился чемпионат СКФО. Расскажи о результатах турниров.

– У спортсменов с повреждением опорно-двигательного аппарата этот чемпионат был предолимпийским. То есть формировалась сборная России для подготовки к паралимпийским играм. У нас есть два чемпиона в олимпийских весовых категориях. А всего дагестанцы завоевали 7 золотых медалей. Сейчас победители поедут на чемпионат мира, и по его итогам будет формироваться паралимпийская команда. Это отличный результат, и большая заслуга в этом главного тренера сборной по паратхэквондо, одного из основателей дагестанского тхэквондо Магомеда Абдулаева. На чемпионате СКФО у нас также 7 чемпионов, общекомандное первое место. Шесть мальчиков и одна девочка.

– Мы ведь говорим о взрослом чемпионате, какие мальчики и девочки?

– Да. Просто в Дагестане практически нет взрослых тхэквондистов как среди мужчин, так и среди женщин, поэтому выступает молодёжь, которая только-только перешла на взрослый уровень.

– Как спортсмену тебе, наверное, понятны проблемы тхэквондо в республике. Ты бы мог их озвучить?

– Основная проблема всегда была в финансах. Минспорт выделяет всё положенное по закону финансирование, и оно доходит до спортсменов. Но ребятам необходимо больше международных выездов для набора опыта. У нас есть отличные тренеры, много одарённых ребят. Взрослая команда сейчас состоит из молодёжи, которой по восемнадцать-двадцать лет, и им особенно важно не скиснуть в собственном соку.

– А залов специализированных достаточно?

– Залы есть. В частности здесь в Дагестанском центре боевых искусств. Остальные залы – это либо арендованные, либо залы спортшкол. Но хотелось бы, конечно, чтобы в республике появилась Академия тхэквондо, какие есть у борцов, дзюдоистов, боксёров.

 

Тхэквондо – в Юждаг!

 

– Уже есть видение стратегии развития этой олимпийской дисциплины в Дагестане? В том числе и для популяризации как вида спорта?

– Планов очень много. Я начал собирать, систематизировать информацию по тренерам, школам, спортсменам. Например, в Южном Дагестане вообще нет школ тхэквондо. Много предстоит и там работы. Ведь первый олимпийский чемпион с территории бывшего СССР Радик Исаев – представитель Юждага. Надеюсь, мы найдём общий язык и с новым главой Дербента Хизри Абакаровым, ведь он – близкий спорту человек.

Сейчас в федерации поменялся президент. Прежний глава федерации тхэквондо Алибек Сулейманов проделал огромную работу, при нём наши ребята начали выезжать на международные турниры и сразу давали результат, на равных дрались с опытными спортсменами. Есть работа по организации в нескольких школах Махачкалы урока тхэквондо, который должен также популяризировать тхэквондо в республике. Этот вопрос в тесном взаимодействии с Минобрнауки прорабатывает вице-президент федерации Гаджи Муртазаев. Ведь в мире наше единоборство является вторым видом спорта после футбола по количеству вовлечённости в него людей. Важно донести до родителей, что тхэквондо – это искусство, а не мордобой. Но в то же время это спорт, который всесторонне развивает личность!

– Расскажи про нового президента. Кто им стал?

– Это бизнесмен Абдусамад Гаджиев. Он сам бывший спортсмен, правда, борец (улыбается). Он друг нашей семьи и всегда поддерживал меня как спортсмена. Знаком с тренерами, с ситуацией в нашем спорте. Болеет за тхэквондо и за дагестанскую молодёжь. Надеемся, его приход даст новый импульс.

– Сегодня  тхэквондо в Дагестане переживает некое возрождение: появилось много школ, есть результаты: чемпионы мира среди юниоров, чемпион Универсиады, серебряный призёр сурдлимпийских игр. Когда нам ждать медалей среди взрослых?

– Последние чемпионы России у нас были в 2013 году. Это Сейфула Магомедов и Юрий Кириченко. Вообще-то победа Радика Исаева в Рио – это тоже во многом заслуга дагестанской школы. В этом году Минспорт организовал три сбора для команды, мы усиленно готовимся к чемпионату страны, который пройдёт в декабре в Рязани. Понятно, что у нас все спортсмены сыроватые, но тхэквондо – это такой непредсказуемый вид спорта, где и молодёжь нередко выстреливает. Есть и опытный Руслан Алиев в обойме, который при успехе на чемпионате России и затем на нескольких международных турнирах вполне сможет рассчитывать на путёвку в Токио.

 

Мы не обделены

 

– Каково отношение Минспорта к тхэквондо? Бытует мнение, что львиная доля внимания, а с ним и финансов, уделяется борцам, потом – дзюдоистам и боксёрам. А тхэквондо, хоть и олимпийская дисциплина, остаётся где-то на задворках.

– Я могу сказать, что мы не обделены. Всё, что положено, мы получаем и доводим до спортсменов. Я всё делаю открыто. Что касается борцов, то у них есть результат. Большой результат. Посмотрите на последний чемпионат мира. Есть ещё и такой фактор, что многие чиновники и бизнесмены – бывшие борцы. Если у них закладывается в финансировании пять сборов, то и у нас также пять сборов. Но борцы могут провести ещё пять сборов за счёт средств спонсоров и меценатов.

– И как же показывать результат, выступая только внутри России, не выезжая за рубеж? Радик Исаев, рассказывая о ситуации в сборной Азербайджана, говорил, что их отправляют на турниры вне зависимости от результатов. И это, как мы видим, приносит свои плоды.

– В Азербайджане несколько иная ситуация: страна маленькая, человеческих ресурсов не так много, конкуренции нет. Поэтому они и приглашают легионеров и вкладываются в них. Плюс финансирование идёт через различные фонды от спонсоров.

– Может быть, Дагестану нужен большой турнир с привлечением топовых российских и иностранных спортсменов? Ведь многие соревнования в республике (не только по тхэквондо) проводятся на очень низком уровне просто ради выгоды организаторов.

– Для привлечения хороших спортсменов нужно учреждать солидные призы, в том числе денежные. На тех же борцовских соревнованиях разыгрываются автомобили. Что касается турниров в их нынешнем виде, то я и этот вопрос беру на контроль. Организаторы должны будут проводить турнир не ниже определённого уровня. Это касается залов, наградного материала, судейства.

– Очень интересная история твоего отца, который стал судьёй всероссийской категории по тхэквондо. Расскажи…

(Улыбается.) Отец – сам бывший спорт-смен. Занимался вольной борьбой. Он мас-тер спорта СССР по мотокроссу. Когда он отдал меня на тхэквондо, то часто сидел на моих тренировках, вникал в новый для себя вид спорта, судил в зале наши спарринги, возил нас на турниры. Постепенно его начали привлекать к судейству на других соревнованиях. Ему посоветовали пройти судейский семинар, чтобы получить категорию. И с тех пор он – рефери. ]§[

Номер газеты