Отмучались…

Домашним проигрышем «Уралу» закончились мучения «Анжи» в Премьер-лиге. Махачкалинцы в третий раз в своей истории теряют место в элите российского футбола. Однако вылетают они не как обычно в ФНЛ (первую лигу), а сразу в ПФЛ (вторую лигу). Да и там не факт, что сыграют…

Главный тренер дагестанского клуба сообщил об уходе в отставку и очень эмоционально высказался после матча. Впрочем, каждое выступление Магомеда Адиева в этом сезоне было пропитано эмоциями и болью за «Анжи». «У нас очень растяжимое понятие – если я руководитель, то мне должны. Нет! Руководителю не должны. Руководитель должен.

Я, как главный тренер, должен персоналу, футболистам. Я должен. Когда плохо, я должен успокоить, когда они не то делают – отругать. Но я должен. Не они ко мне идут, а я к ним иду.

Так же правительство должно народу. Если они считают, что президент «Анжи» не справляется и просто сохраняют дистанцию: «Да он такой». Ты пригласи его, поговори. Ты должен сохранить этот клуб.

У нас же смена каких-то своих направлений, амбиций. Легче всего отсидеться. К сожалению, мы, болельщики, могли бы более активно свою позицию обозначить.

Вы знаете, какой ответ Сулейман Керимов дал? Это тоже в наш адрес, в наш огород: «Если бы я видел, что стадион заполняется, я помог бы «Анжи». Я вижу, «Анжи» никому не нужен». 

И вот ряд факторов, которые на сегодняшний день привели к тому, что мы имеем. К сожалению, плохие факторы. То отношение правительства к футболу, мы уже нескоро увидим клуб Премьер-лиги, к нам нескоро будут такие большие команды приезжать. Очень жаль, что так всё заканчивается», – сказал Адиев.

 

Провал за провалом

 

Большие команды мы действительно увидим не скоро. Впрочем, как и команды поменьше. Для участия в Первой лиге «Анжи» было необходимо пройти процедуру лицензирования в РФС. Первая попытка была провалена по причине долгов по зарплатам, но у клуба было время на апелляцию. Она была подана, но позавчера отозвана.

«Махачкалинский клуб отозвал жалобу в апелляционный комитет на отказ в лицензии, позволяющей выступать в РПЛ и ФНЛ. У клуба остаётся возможность пройти внештатную процедуру лицензирования в ПФЛ в первой половине июня», – сообщил начальник отдела лицензирования РФС Евгений Летин. Из-за отказа «Анжи» от лицензирования в ФНЛ также может остаться «Факел», занявший 17 место.

Генеральный директор «Анжи» Абсалутдин Агарагимов так прокомментировал ситуацию с отказом от апелляции: «Сегодня был последний день подачи документов в апелляционную комиссию. Необходимые документы мы представить, к сожалению, не смогли. Это в первую очередь документы, отражающие погашение имеющихся задолженностей и финансовые гарантии на новый сезон.

Финансовая ситуация на сегодняшний день не изменилась, соответственно, нам нечего было представить комиссии, и не имело смысла обжаловать первоначальное её решение.

Теперь мы сосредоточимся на подготовке к внештатной процедуре лицензирования для участия в первенстве ПФЛ. Это вполне реально в нашей ситуации, так как необходимый для второй лиги бюджет гораздо меньше.

Кроме того, нам нужно подготовить дорожную карту – план погашения имеющихся просроченных задолженностей на ближайшие один-два года. Заявиться в ПФЛ по внештатной процедуре мы можем до 18 июня.

Мы рассчитываем на помощь и содействие в этом вопросе и со стороны руководства РФС. Лично Александр Валерьевич Дюков проявил заинтересованность в сохранении «Анжи», а значит, мы обязаны цепляться за любую возможность сохранить профессиональный статус клуба.

В подобных ситуациях многие спешат закрыть клуб и объявить о банкротстве, уйдя таким образом от долгов. Мы же действительно хотим свои долги погасить и рассчитаться с нашими футболистами».

Источник появления средств не понятен. Искать спонсора, когда ты уже не клуб Премьер и даже Первой лиги – задача невыполнимая. Менеджмент «Анжи», впрочем, как и маркетинговая служба провалила работу в тяжелейшем для клуба сезоне.

Нынешний владелец «Анжи» Осман Кадиев утверждает: «Получилось вложить около 100 миллионов рублей в этом сезоне, сюда входят и средства РПЛ. Я не считал точно, сколько вложил лично я, наверное, чуть больше 60 миллионов рублей. «Анжи» для меня – это не работа, я не управленец, не назначенный президент. «Анжи» – это футбол Дагестана, это моя любовь, а от любви не уходят и не отказываются».

Получится ли найти для своей любви ещё миллионов 80, чтобы рассчитаться с футболистами?

Полузащитник «Анжи» Владислав Кулик, контракт которого заканчивается в июне, говорит, что зарплату не получал уже 8–9 месяцев, а премиальные заплатили всего за 2–3 матча. «Да, какие-то деньги давали, но это лишь малая часть. Есть большие сомнения, что удастся получить долг полностью. Сумма не огромная, у нас зарплаты были не самые большие даже по меркам ФНЛ. Сезон только закончился, начну искать новую команду», – говорит пока ещё игрок «Анжи».

 

А что бывшие?

 

Удивительную солидарную отстранённость от проблем «Анжи» проявляют его отцы-основатели, обладающие немалыми политическими и финансовыми ресурсами.

Экс-президент «Анжи» председатель Народного собрания РД Хизри Шихсаидов только год назад упоминался в связке с именем клуба, когда выступал на акции болельщиков в его поддержку. Замглавы администрации президента России Магомедсалам Магомедов, в принципе, не медиен. За годы работы в Москве он прервал молчание, высказавшись о ситуации с протестами вокруг постройки храма в парке Екатеринбурга. Хотя ещё по итогам прошлого сезона говорилось, что он вовлечён в поиск спонсоров для клуба. Спонсорство завода «Денеб» было незначительным (не более миллиона рублей в месяц).

Магомедсултан Магомедов, долгое время тянувший клуб на своих плечах и делавший это, кстати, довольно хорошо (хотя и цены на нефть тогда были высокими), вообще никак не проявлял себя после передачи клуба Сулейману Керимову.

Чувства самого Керимова к клубу уже озвучил Магомед Адиев.

 

Мнения

 

Мы попросили прокомментировать сезон и текущую ситуацию в клубе журналиста, болельщика и экс-игрока «Анжи».

Магомед Батыров, корреспондент «Матч ТВ»: «В отличие от болельщиков, мы, журналисты, знали о ситуации в клубе больше, поэтому было тревожно. Финансовые проблемы начали сказываться уже в самом начале сезона. Да и неразбериха в начале сезона – где будет играть «Анжи»: ФНЛ или РПЛ – всё это не прибавляло уверенности. 

Уверен, сохрани «Анжи» состав, который был у него в начале сезона, в первых турах или хотя бы к зимнему перерыву, боролись бы за попадание в десятку. Чуть ли не после каждого матча уходили игроки, это не прибавляло уверенности. Да и заявления Адиева, что у нас худшая атака и всенепременно надо ставить автобус в обороне ... Хотя правоту его суждений показал матч с «Краснодаром», в котором махачкалинцы попытались играть первым номером. В итоге – 0:5.

Завершение сезона воспринял с облегчением. Надоело, что наш клуб все жалеют».

 

Тимур Гусаев, депутат Народного собрания РД:  «Следя за тем, что происходит с «Анжи» в этом сезоне, на каждую домашнюю игру, на которую получалось ходить, шёл как на последнюю. Из-за всей этой информации казалось, что клуб не дотянет до конца сезона. Считаю, что нам всем повезло, что в этом сезоне тренером был Магомед Адиев. У другого тренера и человека могло не хватить профессиональных и человеческих качеств пойти до конца несмотря ни на что и мотивировать игроков выступать на пределе своих возможностей.

На домашние игры хожу с детьми, смотрим с ними выездные матчи по телевизору.

С «Анжи» у меня много приятных воспоминаний. Не хотелось бы, чтобы мои дети лишились возможности испытывать эмоции, которые мне повезло получать с “Анжи”».

 

Шамиль Лахиялов, президент ФК «Легион Динамо», экс-форвард «Анжи»:  «К сожалению, чуда не произошло, и те проблемы, с которыми «Анжи» столкнулся с самого начала сезона, сыграли решающую роль. Тяжело конкурировать в Премьер-лиге, имея финансовые проблемы. Но, несмотря на весь этот шлейф проблем, «Анжи», в принципе, был конкурентоспособен, и нельзя обвинить футболистов в отсутствии самоотдачи. Спасибо им и тренерскому штабу за этот сезон. Были хорошие игры. Была победа над «Зенитом». И только за два тура до конца стало ясно, что «Анжи» вылетает. Несмотря на то что дагестанских футболистов было не много, дагестанский дух в команде был, и исходил он от главного тренера. И вся команда этим духом пропитывалась!» ]§[

Номер газеты