Наследие... ... принципы жизни Абдулманапа Нурмагомедова

3 июля не стало Абдулманапа Нурмагомедова. Как отец, тренер и воспитатель, он оставил нам большое наследие. Мы собрали наиболее системные его мысли из книги «Отец», которая была написана совместно с Игорем Рыбаковым, и из интервью тому же Рыбакову, Руслану Курбанову и Оксане Кравцовой.

Ко всем моим воспитанникам, дошедшим до молодёжного возраста, я прикрепляю по 4–5 молодых ребят, чтобы старший смотрел за ними всегда, везде и во всём. Допустим, Ислам Махачев смотрит за хушетскими ребятами. Хабиб – за кизилюртовскими. Шамиль Завуров курирует дербентских. Они наставники.

Есть такой важный момент в моей тренерской практике. Любой спортсмен, который начинает зарабатывать больше 10 тысяч долларов, оставляет 10 процентов в зале. Это тоже часть нашей модели работы на протяжении десятилетий. Потрудился и заработал 10 тысяч долларов? Хорошо, теперь отдай одну тысячу на нужды остальных. Деньги пойдут на груши и другие снаряды, на одежду и инвентарь для сирот, которые пока не могут сами за себя заплатить.

Да, не устану повторять, что языки – это важно. Когда Хабиб учился в колледже, он изучал турецкий и, разумеется, английский, на котором преподавались все точные науки: алгебра, геометрия, физика, химия. А биологию, историю, обществознание и  другие предметы гуманитарного характера давали на турецком. И только два предмета учили на русском – это физкультура и, собственно, русский язык. Буду честен: в то время успехи Хабиба в учёбе не всегда соответствовали моим требованиям и ожиданиям преподавателей.

Если сын выбирает что-то другое, это не значит, что мир проваливается под землю. Надо посмотреть, чего он хочет, обсудить перспективы  – какие цели и задачи на повестке. Ничего страшного нет, если выбирается что-то отличное от вашего предложения. Главное – чтобы парень, образно говоря, «из зала не ушёл». То есть, чтобы не перестал мечтать и развиваться. А что именно он выберет – футбол, теннис, дзюдо, бизнес, науку или что-то ещё  – личное дело каждого. Просто тренеру/отцу/наставнику нужно определить, подходит ли человек к желаемому делу с точки зрения задатков.

Личный пример  – это не только вы и  ваша жена/муж для своего ребёнка. Когда мы говорим о  детях, то они смотрят на всё своё окружение, и каждый человек, с которым ваши сыновья и дочери проводят время, могут стать для них личным примером. Поэтому родителям обязательно нужно смотреть на то, в  какой компании находится их ребёнок. Это очень важный момент, фактор, влияющий на ещё не совсем окрепший ум.

Если мы выступаем на мировом уровне, то почему бы не нести в мир наши ценности? Это справедливость, отношение к людям, наше поведение, наш менталитет. Я считаю, что у нас они лучшие. Мы уважаем старших. Мы стараемся соблюдать религию.

Ни у кого из младших, будь то племянники, не получалось со мной спорить, потому что я всегда прав. Отец всегда прав. Всегда так считал и считаю. Даже в вопросе выбора невесты или зятя отец прав, потому что прожитые годы позволяют нам судить.

Отца не нужно бояться. Отца нужно слушать. А чтобы сын слушался, нужны те же методы воспитания, о которых я говорил. Страх не сделать то, что я требую, всегда был.

В спортивной индустрии мы как рыба в воде. Мы понимаем и менеджмент, и экономику, и даже кто какие интриги плетёт.

Я не хотел бы быть политиком. И даже обсуждать это. Я хотел бы быть профессионалом в своём деле.

Редко, эпизодически у меня возникали мысли о приостановке карьеры тренера. Но они не всегда были связаны с  негативом. Когда Хабиб выиграл пояс UFC, а  потом защитил его в  бою с  МакГрегором, я  подумал: а  что дальше? Мне казалось, что теперь мотивации уже нет.

Имам Шамиль – это величина, которой европейцы дали очень большую оценку в войне с царской Россией за свободу. Только в Турции было написано пять тысяч книг о нём, о его подвигах, складе ума. В конце концов, он пожертвовал собой ради того, чтобы в Дагестане всё было по-другому. На его примере я воспитывал сыновей. Те, кто чертит на картах в штабе, и те, кто в седле идёт впереди своей армии – это совсем разные люди.

Мы должны вести себя как гости  там, где мы гости. И как хозяева – там, где хозяева.

Дагестанец готов отдать жизнь за Родину. Будет голодным, но накормит гостя. Вне зависимости от жизненной ситуации будет стремиться к учёбе. И создание благих дел перед уходом в мир иной.

Поспешность и вспыльчивость нужно умерить. Выезжая в другой регион, создавайте вокруг себя хорошую атмосферу, а не негатив. Некоторые этого не понимают. Имидж республики надо сохранять. Получив дивиденды, надо не расплёскивать их, а направить в созидательное русло, не кичиться дорогими машинами, пьянками в ресторанах.

Высший результат – он стоит нервов, он стоит крови, он стоит всего, но надо держаться.

Нельзя быть жёстким по отношению к недостаткам других людей. Нужно быть поучительным и милосердным. Ты ведь живой человек, и у тебя есть ошибки.

Наша задача – передать все наши лучшие качества молодым.

Самые главные качества, которые я взял у своих родителей – это любовь к труду, желание учиться и дать образование своим детям.

Отец мой был трудяга, а мать всё время переживала за учёбу и воспитание детей.

В 30 лет я думал, что я специалист, в 40 понял, что я не специалист. В 50 я понял, сколько ошибок я допускал, когда рос как тренер. И сейчас я продолжаю учиться и расти. Я это чувствую.

Счастье – это когда у тебя здоровая семья. Когда ты полезен своим соседям, своему селу, городу, району, республике. Полезен обществу.

Моя работа заключается в том, что я – тренер. И я должен быть полезен своему ученику не только в зале, чтобы человек был не только спортсменом, но и хорошим семьянином, хорошим специалистом.

Предательство никогда никем не одобрялось, и это качество я не приемлю.

Старость я вижу с внуками на берегу или возле своих предков. Рассказывая о том, что я в жизни считал главным, полезным. Но жизнь может завтра прекратиться. Нам неизвестно, сколько человек проживёт. Мы должны быть готовыми к тому, что завтра нас понесут. Мы должны быть готовы к этому. И ничего страшного в этом нет. Мы приходим и уходим.

Я принимаю смерть как должное. Не хочется в ближайшее время, но я знаю, что будет конец.

   Я бы не хотел тратить деньги впустую. Хочу строить дороги, мосты для людей. То, что мне будет приносить пользу после смерти. ]§[

Номер газеты