Дагестан или Северный полюс?

Последняя неделя ознаменовалась двумя историческими событиями в истории дагестанской вольной борьбы – в прошлые выходные в республике впервые прошёл чемпионат страны по вольной борьбе среди женщин, а следом за этим, уже в Назрани, мужская сборная Дагестана установила рекорд по результативности в наградах. Итоги подвели наши эксперты.

Касум Насрудинов, заслуженный тренер России по вольной борьбе

О женской борьбе:

– Организация турнира прошла на высочайшем уровне, как и все мероприятия, за которые берётся Минспорта РД. Намного выше, чем организация мужского чемпионата в Назрани. Чего, к сожалению, нельзя сказать об уровне борьбы. Я недавно показывал своим ученицам выступления наших женщин на ЧМ-93, ЧР-94. Совершенно другой уровень борьбы, яркие, динамичные схватки, которые сейчас увидишь редко и только в исполнении самых топовых представителей женской борьбы. С чем это связано? Думаю, с тренерскими кадрами. Лучшие тренеры работают с мужчинами, а у кого не получается, идут к девочкам. Взять хотя бы исторический пример – нашу землячку Тетей Алибекову. Это был совсем другой класс. Я сейчас готовлю и парней, и девушек, и мои результаты не сильно отличаются от прошлых – вот сейчас в Назрани мой ученик Магомед Нурасулов стал вторым в весе до 125 кг. Те же, кто тренирует сейчас у нас девочек, не могут похвастать серьёзными результатами…

Я ожидал, что на этом чемпионате России у дагестанок будет хотя бы одно золото и две бронзы – это было бы хорошо. Золота не получилось. Но это борьба, здесь всегда бывают те, кто оправдал надежды, кто не оправдал и кто неожиданно раскрылся. Неожиданностью в какой-то мере стало успешное выступление и серебро Хадижат Муртузалиевой. Разочарованием, в свою очередь, поражение Инны Тражуковой (представляла Дагестан и Ульяновскую область), которая могла выиграть и золото, но должна была не в Кисловодске с личным тренером тренироваться, а приехать сюда и в школе Али Алиева готовиться. Вот команда Бурятии поехала в Осетию для тренировок, а Тражукова сделала, как посчитала нужным сама. Женщины, они же умные, им всё немного по-своему хочется сделать. Вот кто собрался вокруг Замиры Рахмановой и Эммы Магомедовой – они вообще как горох посыпались в первом-втором круге. Это уровень их подготовки, что тут скажешь. Проблема наставниц-женщин в том, что они не хотят воспитывать, взращивать своих подопечных. Они хотят готовых спортсменок, которых потом балуют и не работают с ними так, как положено.

Дадашева после операции была… вообще непонятно, зачем ей в таком состоянии на ковёр выходить – месяц ещё не прошёл. Сальникова могла бы выиграть золото, если бы были достойные спарринг-партнёры при подготовке, а так, выступила в свою силу.

О поведении болельщиков на женских и мужских турнирах:

– Да, после ЧР среди женщин в Дагестане президент ФСБР Михаил Мамиашвили сказал, что будет всячески содействовать проведению в республике ЧЕ. Но после стычки болельщиков в Назрани пригрозил, как вы помните, переносом чемпионата России на Северный полюс. Конечно, в женской борьбе нет такого накала страстей, потому что не так много болельщиков, не присутствуют родственники, друзья, братья-сваты и так далее, которые готовы за любую, по их мнению, ошибку судьи высыпать на ковёр и создать конфликт. Но это происходит не только в Дагестане или на Северном Кавказе – повсеместно по России. Конкретно в Ингушетии ошибкой организаторов было то, что трибуны были слишком близко расположены к коврам. Одним прыжком можно было оказаться на ковре, что и сыграло свою роль. Должно соблюдаться расстояние, служба безопасности должна следить за этим. Если один раз спортсмена за такое поведение болельщиков снимут с соревнований, то больше никто никогда не выскочит. Безнаказанность порождает беззаконие. Но думаю, что это никак не повлияет на перспективы ЧЕ в Дагестане. У нас всё будет организовано гораздо лучше.

Об итогах ЧР в Назрани:

– Результат более чем удачный. Обратим внимание, что даже при ошибках топов их поддержали сменщики. Курбаналиев осёкся на 70 кг, но его поддержал Кадимагомедов с золотом, Бекбулатов вообще не выступил на 65 кг – Муршид Муталимов его достойно заменил, стал серебряным. 74 кг – Арсен Гаджимагомедов не боролся, Набиев взял серебро. Мне очень приятно, что серебром отметился мой ученик в 125 кг – Магомед Нурасулов. 4 золота, 4 бронзы, 6 серебряных медалей – это успех! Конечно, Абдулрашид Садулаев показал свой уровень, несмотря на тяжёлую схватку в финале, в новом для себя весе.

 

Иманмурза Алиев, старший тренер сборной Дагестана по вольной борьбе

 Итоги ЧР в Ингушетии:

– Медальный план был выполнен. Выступили очень хорошо, даже несмотря на некоторые осечки. К Садулаеву, по мне, вообще вопросов не много – он пока не привык к этой весовой категории и не распределил силы, как положено, была наверное, и недооценка соперника, вот и возникли трудности, но победу не упустил. Веса 97 кг со следующего года уже по планам UWW может не быть, вроде будут 90 и 100. Абдулрашиду и его тренеру виднее, но, скорее всего, Садулаев будет в 90 кг – это ему ближе, и мы увидим его настоящий класс. 100 кг всё-таки для него многовато.

О болельщиках:

– Народ у нас эмоциональный – родственники из сёл приезжают, где-то кто-то что-нибудь скажет – уже начинаются конфликты. Горячий народ, это мы знаем. Желательно проводить чемпионаты где-нибудь в Москве, Питере, много городов есть в России, где можно провести. Не последнюю роль в поведении болельщиков играют и судейские ошибки – с этим явно что-то надо делать.

О ЧР среди женщин:

 – Не нужно было проводить в Дагестане этот турнир. Но это было желание Федерации, желание Омара Муртазалиева… Организация была неплохая, но болельщиков было немного – Рамадан, и вообще женская борьба, не наша тема. Может быть, если по срокам сдвинули бы, болельщиков было бы больше, а так… Вряд ли этот турнир станет катализатором интереса к женской борьбе… Проводить было необязательно, и вообще считаю, что есть более красивые виды спорта для женщин – художественная гимнастика, например. Борьба – дело мужчин.

 

Нажмудин Абдулбеков, директор ШВСМ им. Али Алиева

О выступлении Садулаева:

– Мне Рашид в новом весе не понравился. Надо понимать, что у него очень мощные соперники будут в международных соревнованиях из Ирана, США. Если в ключевых схватках он будет смотреться как в финале в Назрани – это может быть чревато.

 

Убайдула Османов, судья международной категории

Об итогах ЧР в Ингушетии:

– Ребята хорошо проявили себя даже там, где это было неожиданно – в самой тяжёлой категории. Магомед Нурасулов стал серебряным, прекрасно отборолся Магомедамин Дибиров, так что, как оказалось, есть и в тяжах у нас варианты. Что касается Абдулрашида Садулаева и сомнений в его перспективах – надо отметить, что Танк не имел серьёзной соревновательной практики после ОИ и постоянно участвовал в каких-то мероприятиях, приглашениях, интервью – всё это отвлекает и мешает спортсмену. А Рашид редко отказывает. Но он не маленький – уже титулованный спортсмен с опытом, обязательно сделает вывод из этой тяжёлой схватки с Байцаевым и впредь будет более внимательным. Переход с 86 кг до 97 кг – это непросто, там у соперников совсем иные физические данные, и с этим надо считаться. Он обязательно сделает нужные выводы. Из разочарований – осечка Куруглиева, неожиданная во многом, из-за того что весь год в 86 кг он доминировал.

О болельщиках и судьях:

– В весе до 70 кг судьи спорно приняли сторону Сидакова в схватке с нашим Магомедхабибом Кадимагомедовым. Да, это вызвало реакцию болельщиков. Но я не понимаю, зачем в соцсетях эту тему раздувают. Никто никого не бил, проявление эмоций обычное. Кто-то лучше себя контролирует, кто-то не так хорошо. Ничего страшного в этом нет, на то и болельщики. После просмотра повтора было принято верное решение.

В 57 кг отлично отборолись Угуев с Гебековым. В финале, между ними тоже были спорные моменты судейства, но уже неважно. О судействе можно говорить много – очень часто судейские бригады толком не знают правил. Но почему-то привлекаются из регионов, где вольная борьба почти не развита, вместо того чтобы привлекать наших судей, судей из региона, где все разбираются в борьбе и живут борьбой. Своих судить не дают по международным правилам, но что тогда делать? Ведь наши судьи в год только в республике отсуживают по 50–60 соревнований. А где в Челябинске или Свердловске турниры по вольной борьбе? Какие там могут быть судейские бригады? Какого уровня? Где они судят? Нет никакого отбора судей. Отсюда все проблемы. А не в болельщиках. Если судье никто не объяснит, что он неправ, то он будет думать, что всё в порядке. Надо разбираться в уровне судейства.

О ЧР среди женщин:

Ну какой чемпионат по борьбе среди женщин? Зачем тут его проводить вообще, тем более в Рамадан? В Чечне и Ингушетии точно никогда такого не будет. А у нас всё-таки провели. Северный Кавказ не то место, где такие соревнования проводят. В других городах России – пожалуйста. У нас религия просто на улице на женщин запрещает смотреть, а тут девушки в трико борются, перед глазами зрителей… Это вообще не для Дагестана. Я судил на женских чемпионатах тоже – но это было в Европе, на ОИ. Я против женской борьбы и проведения таких соревнований в Дагестане. Однозначно. ]§[

Номер газеты