Живые и мёртвые сердца

Каждую пятницу огромное количество жителей нашего города выслушивает пятничную проповедь. Среди нас много тех, чьё поведение похоже на поведение гарантировавших себе место в раю. Да, именно гарантировавших, потому что иначе никак не объяснить многие наши поступки, которые мы совершаем в перерывах между молитвами и постами.

Интересно, что в истории ислама были люди, которым посланник Аллаха гарантировал место в раю. И ещё интереснее, что они вели себя совсем иначе.

 

Физическая сила?

 

Мы часто о них говорим, приводим их в пример, знаем их высокое положение среди людей и то, как они опередили всех в благом. Но благодаря чему они опередили остальных людей? Были ли они физически сильнее нас? Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, был сутулым и худым человеком. Он был настолько худ, что его одежда периодически сползала с него, и он вынужден был её постоянно подтягивать. При этом при жизни был обрадован раем.

Абдулла бин Масуд, да будет доволен им Аллах, однажды потянулся вверх, чтобы сорвать веточку с дерева, и в этот момент оголились его голени. Люди, увидев его худые ноги, стали смеяться над ним, но Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, эти голени на Весах в Судный день будут тяжелее, чем гора Ухуд».

 

Знание и поклонение?

 

Были ли они более знающими, чем остальные поколения людей? Передаётся, что Халид бин аль-Валид знал из Корана всего лишь несколько сур. Но при этом он был прозван «мечом Аллаха». Кто-то может сказать, что они поклонялись больше, чем последующие поколения людей. Но и это не совсем правильный ответ, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал своим сподвижникам, что появятся люди, которые будут поклоняться так, что сподвижники, увидев их, посчитают своё поклонение ничтожным… Но сподвижники были лучше этих людей.

Так что же стало причиной, по которой они опередили всех остальных людей?

 

Абу Бакр

 

Бакр ибн Абдуллах аль-Музни сказал: «Абу Бакр опередил вас не количеством постов и молитв, а тем, что запечатлелось в его сердце». Открытые, мягкие, чистые и наполненные верой сердца толкали этих людей к совершению больших дел.

Передаётся, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сидел в окружении своих сподвижников. Возле него в одной длинной рубахе из грубой ткани, концы которой были закреплены колючками, сидел Абу Бакр. В этот момент спустился ангел Джибриль и, обратившись к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, с приветствием от Господа, спросил: «Что это за грубая и дешёвая одежда, скреплённая колючками, на Абу Бакре?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «О Джибриль, этот человек до открытия Мекки для ислама потратил все своё имущество на пути Аллаха». Джибриль сказал: «Передай этому человеку приветствие от Господа и скажи ему: «Всевышний спрашивает тебя о том, доволен ли ты Господом, оказавшись в столь бедственном положении, или нет?» Абу Бакр, заплакав, ответил: «Как я могу обижаться на Господа? Конечно же я доволен Им, я доволен Им!»

Также передаётся, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил своих сподвижников:

– Кто из вас сегодня постился?

– Я, – ответил Абу Бакр.

– Кто сегодня посетил больного?

– Я, – ответил Абу Бакр.

– Кто сегодня помогал нести умершего к месту погребения?

– Я, – ответил Абу Бакр.

Услышав это, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек, обладающий всеми этими качествами, не может не попасть в рай!»

 

Халид бин аль-Валид…

 

Это величайший сподвижник и полководец, который не проиграл ни одного сражения. Однако он умер своей смертью в постели. Когда к нему пришла смерть, он заплакал и сказал: «На моём теле нет ни одной пяди без шрамов, но я умираю как верблюд в своей постели…» После этого он достал свой меч и умер с намерением на сражение, надеясь, что таким образом его смерть станет смертью мученика на пути Аллаха…

Мус’аб бин Умайр…

 

Мекканский юноша, который вырос в очень богатой семье, которая не чаяла в нём души. Он был настолько изнежен, что, когда по причине принятия им ислама его выгнали на улицу, из-за солнечного жара с него начала слезать кожа, как со змеи… Мус’аб бин Умайр был отправлен Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в Ясриб, чтобы он призывал там людей к религии Аллаха, и через год в этом городе не осталось ни одного дома, в который не вошёл бы ислам…

Всё это и многое другое делалось сподвижниками благодаря тому, что запечатлелось в их сердцах. Благодаря своим сердцам сподвижники соревновались друг с другом в совершении благих дел и в помощи нуждающимся. Благодаря своим сердцам они, как говорят историки, «двое на одной лошади смогли сокрушить две сверхдержавы». Образно говоря, они сами были большими сердцами на ногах, наполненные верой и искренностью…

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Вера заключается не в самовосхвалении и мечтании. Вера – в том, что запечатлелось в сердцах и чему были верны дела. И тот, кто говорил благое и совершал благое, от него это принимается, а тот, кто говорил благое, а совершал плохое, от него это не принимается».

 

Посмотрите на эти слова. Соответствуют ли они нам?

 

Мы похожи на людей, которые купили билеты в красивые и экзотические места. Мы прошли регистрацию, все проверки и просто сидим и ждём посадки на самолёт, мило и весело беседуя о том о сём, о том и этом в предвкушении не менее весёлого и приятного отдыха в других краях. Но мы забываем, что самолёты имеют свойство падать, и что мы элементарно можем не долететь и просто погибнуть.

В отличие от сподвижников, у которых были чистые и как губка впитывающие веру сердца, у нас в груди находятся тяжёлые камни…

Можно даже задаться вопросом: испытывают ли сейчас люди такие чувства как радость или горе? Речь не идёт о смехе или нахмуренном лице, а именно о радости и горе, как это было у людей раньше. Иногда кажется, что даже дорогая покупка не радует человека, как раньше радовала простая мелочь, которую он желал. Гибель сотен человек не ввергает нас в печаль и скорбь, которую раньше люди ощущали при потере домашнего питомца…

Раньше люди жили для своего народа и племени. Потом люди стали жить для своих семей. А теперь люди живут ради самих себя. Их уже не интересуют даже их семьи…

Наши сердца очерствели и стали каменными. Мы говорим о глобальных вещах, об исламском обществе и государстве, в то время как не смогли покорить собственные сердца. Они стали так тяжелы, что мы не можем двинуться с места, чтобы совершать дела.

 

Но что может их изменить? Что может раздробить камни?

 

Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «После этого ваши сердца ожесточились и стали как камни, или даже ещё жёстче. Воистину, среди камней есть такие, из которых бьют родники. Среди них есть такие, которые раскалываются и изливают воду. Среди них есть такие, которые падают от страха перед Аллахом. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете».

Вода разбивает камни. А каменные сердца могут раздробить слёзы. Слёзы покаяния за наши грехи. Слёзы благодарности за блага и милости, которыми нас наделил Милостивый Аллах. Ведь, по сути, человеку мало нужно для счастья. Наше здоровье, наличие слуха, зрения, речи – всё это является милостью Аллаха, которую мы, к сожалению, не замечаем.

Сейчас мы проводим время на этой земле. Мы заменили собой тех, кто уже прошёл этот путь и ушёл, чтобы никогда сюда не вернуться. Многие из них хотели бы это сделать. Хотели бы вернуться хотя бы на короткое время, чтобы увеличить багаж своих добрых дел на Судный день. У нас это время пока есть. Мы ещё можем поразмышлять над самими собой: над тем, как прожили свою жизнь, увидеть свои слабые стороны; поразмышлять над милостью Аллаха, которой Он окружил нас; поразмышлять над будущей жизнью. Мы ещё можем взывать к Милостивому и Милосердному, к Тому, Кто переворачивает и направляет сердца, чтобы Он смягчил наши сердца нашими слезами, чтобы он наполнил их светом веры, чтобы Он направил их к истине, чтобы сделал их лёгкими для совершения благих дел, чтобы сделал нас полезными для Его религии и окружающего общества. Ведь целью убеждений и веры, находящихся в сердце, являются дела. Дела, которых нам сегодня так не хватает. 

Номер газеты