Монголы против Халифата. Часть 2

Поскольку Ирак и Китай разделяло огромное расстояние, Чингисхан решил, что первым шагом к разрушению Аббасидского Халифата в Ираке будет обоснование на землях современного Узбекистана, Туркменистана, Афганистана и Ирана. Это было необходимо для удобного расположения войск и дальнейшего централизованного управления ими. Также немаловажным фактором было то, что многие местности данного региона были достаточно богатыми экономически, поскольку на тот момент представляли собой важную часть исламской цивилизации. Обойти эти регионы, чтобы напасть на Багдад, оставив в тылу достаточно большое скопление мусульманских сил, было неразумно.

Всё это наталкивало Чингисхана на мысль о необходимости вступить в войну с Хорезмом – крупным тогда государством, расположенным на огромной территории Средней Азии.

Между Чингисханом и Мухаммадом ибн Хаварезмшахом, правителем Хорезма, было негласное соглашение о мирном соседстве. Однако Чингисхан не был из тех, кто придавал подобным отношениям большое значение. Такое положение было выгодным ему до поры до времени, пока он прочно не закрепился в Восточной Азии. Затем же пришло время расширяться на запад, в сторону земель ислама.

Формального повода для начала войны не было. Однако вскоре он представился.

 

Убийство монгольских послов

 

Группа торговцев-монголов прибыла в город Отрар, расположенный на территории современного Казахстана. Правитель города задержал и убил их. Относительно причин убийства историки приводят разные версии. По одной из них, торговцы были шпионами, отправленными Чингисханом для разведывания обстановки в Хорезме. По другой – это было ответным действием на грабежи и нападения со стороны монголов. По третьей версии Мухаммад ибн Хаварезмшах хотел таким образом сам развязать войну для расширения своего государства. Однако данное предположение является маловероятным. Также некоторые историки упоминают версию о том, что Чингисхан сам подстроил убийство своих послов-торговцев, чтобы получить повод для начала военных действий, однако данная версия не подтверждается соответствующими доказательствами.

В любом случае произошло то, что произошло, и Чингисхан направил Мухаммаду ибн Хаварезмшаху письмо, в котором потребовал выдать ему убийц торговцев для суда над ними. Последний посчитал это угрозой и вмешательством в его власть и управление, ответив, что сам проведёт над ними суд и накажет в случае, если их вина будет доказана. Чингисхан же, в свою очередь, посчитал это достаточным поводом для начала осуществления своих планов.

 

Первые столкновения

В 1218 году (615 г. х.) монгольское войско выдвинулось в сторону города Отрар и достигло реки Сайхун (Сырдарья). Первой целью Чингисхана был захват земель между реками Сайхун и Джайхун (Сырдарья и Амударья). На берегу реки началась первая битва, которая носила очень ожесточённый характер и продлилась четыре дня. Мусульман было убито около 20 тысяч, монголов – намного больше. Затем мусульманское войско покинуло место сражения и отправилось на подготовку к защите от осады крупных городов, таких как Бухара, Самарканд и столица Хорезма – Ургенч.

Тем временем огромное монгольское войско двинулось на хорошо укреплённый город Отрар, оборонять который были готовы около пятидесяти тысяч мужчин. Осада города продолжалась пять месяцев, после чего он пал. Все оборонявшиеся были убиты, Отрар был разграблен и сравнён с землёй.     

 

Проблемы мобилизации

 

Мухаммад ибн Хаварезмшах стал предпринимать попытки собрать армию мусульман со всех краёв, однако власти различных регионов были очень разрозненными, а сам Мухаммад ибн Хаварезмшах даже враждовал со многими из них, в частности с управлением Аббасидского Халифата в Ираке. И даже в те немногие периоды, когда мусульмане заключали соглашения об отражении агрессии монголов, они часто заканчивались предательством и вероломством, как мы это увидим далее. Хорезм фактически был оторван от других мусульманских регионов и остался один на один с угрозой монголов, справиться с которой в одиночку было невозможно. Как отмечают некоторые арабские историки, основной причиной падения мусульманских земель перед монголами была не столько многочисленность монгольской армии и её воинственность, сколько разлад между мусульманами. Случилось то, о чём Аллах говорит в Коране (смысл): «…и не препирайтесь, а не то вы падёте духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» (сура «Добыча», аят 46).

Вдобавок к отсутствию единства управления мусульман Мухаммад ибн Хаварезмшах совершал грубые просчёты, проявляя большую заботу об укреплении столицы Хорезма Ургенча и полное попустительство относительно защиты обширных восточных территорий государства. На самом деле это не был тактический просчёт. Это было желание во что бы то ни стало спасти себя, свою семью и близкое окружение в ущерб огромному народу, который был брошен на растерзание свирепой военной машине. Скоро мы увидим, удалось ли ему воплотить своё желание и сохранить жизнь и богатство…

 

Резня в Бухаре

 

Очень скоро Чингисхан вновь собрал своё войско и направил его к городу Бухаре, ныне находящемуся в Узбекистане. Это город выдающегося знатока хадисов имама Аль-Бухари. В 1219 году (616 г. х.) Чингисхан осадил город и потребовал от его жителей сдачи в обмен на безопасность. Мухаммад ибн Хаварезмшах в это время был далеко от Бухары, и жители города стали решать, как им быть. Мнения разделились. Часть людей считала необходимым дать бой и защищать город, в то время как другая часть посчитала более верным сдать город, открыв ворота, в обмен на обещанную безопасность. Люди не понимали, что «они не соблюдают по отношению к верующим ни родственных, ни договорных обязательств. Они – преступники!» (сура «Покаяние», аят 10).

Группа, настаивавшая на сражении, закрылась в большой крепости внутри города. Это были воины, учёные-правоведы и последовавшие за ними. Другая группа – гораздо большая по численности – решила открыть ворота города и сдаться на милость монголов. Чингисхан вошёл в город и, схитрив, вначале на самом деле дал сдавшимся безопасность. Он окружил крепость и в том числе с помощью населения стал её осаждать. Она продержалась десять дней, после чего все находившиеся внутри были убиты, и в Бухаре не осталось ни одного вооружённого воина. Затем, опрашивая жителей, Чингисхан собрал всё золото, серебро и другие богатства города, после чего дал своему войску команду на полное разграбление и уничтожение всего вокруг.

Произошедшее трудно представить человеческому разуму… Вот что об этом пишет историк Ибн Касир: «Они убили огромное количество людей, которое не знает никто, кроме Аллаха. Поработив детей и женщин, они стали совершать мерзости с женщинами на глазах у их семей. Мусульмане стали сражаться за своих женщин, и одни из них были убиты, а другие – пленены и подвергнуты различным видам пыток. Город погрузился в плач и крики, которые слышались от женщин, детей и мужчин. Затем татары (монголы) стали поджигать дворы города, учебные заведения, мечети… Город был сожжён дотла и разрушен до основания…»

В Бухаре погибли все: и те, кто сражался и оборонялся, и те, кто сдался на милость врага.

Зейнаб как-то спросила посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «О посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, несмотря на то что среди нас будут праведники?» Он ответил: «Да, если умножатся пороки» (Аль-Бухари, Муслим). Пороки умножились: нежелание защищать свою религию, землю и честь; доверие врагам и вера в их обещания, предательство лучших из лучших и помощь в их убийстве ради шанса на спасение, разделение и разобщение, забвение Книги Аллаха и Сунны Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)

Бухара пала в 1219 году (616 г. х.) Однако было ли это последним бедствием, которое постигло исламскую умму в то время? Нет. Это была лишь первая страница испытаний, которые выпали на долю мусульман. Следующие страницы будут более жестокими и кровавыми. Мусульмане войдут в 617 год по хиджре, и, без сомнения, это будет самый ужасный год, который переживала исламская умма за всю её длинную историю… ]§[

 

              (Продолжение следует…)

 

При написании статьи были использованы следующие источники:

«Киссату т-татар, Рагиб ас-Сирджани»;

«Аль-Магульбайна ль-интишарива ль-инкисар», Али ас-Салляби;

«Атлясутарихи д-давляти ль-аббасийя», Сами аль-Маглюс.

 

Номер газеты