Жизнь после Амирова…

1 июня 2013 года может войти в учебники по истории современного Дагестана как день, чрезвычайно насыщенный разного рода событиями. Дежурные мероприятия, связанные с Днём защиты детей, прошедший в Грозном финал Кубка России по футболу, где столкнулись «Анжи» и ЦСКА, а также грандиозное шоу – открытие «Анжи-Арены» в Махачкале (с участием мировых и российских звёзд эстрады) – затмила одна новость: о задержании сотрудниками ГСУ СКР России и спецназом ФСБ РФ мэра Махачкалы Саида Джапаровича Амирова.

В течение трёх последующих дней практически все информационные ресурсы страны (печатные, телевизионные и интернет-издания), в том числе социальные сети, пестрили статьями как информационного (нейтрального), так и разоблачительного характера. Десятки различных экспертов-кавказоведов строили свои предположения о том, какой будет жизнь после ареста Саида Амирова, сохранит ли Дагестан свою стабильность и какой теперь будет политика Кремля на Кавказе. В самой же республике, особенно в Махачкале, общество разделилось на две группы: те, кто был этому событию несказанно рад и даже закатывал по этому поводу банкеты, и те, кто считал своим долгом поддержать попавшего в опалу градоначальника, высказать слова поддержки. Наиболее близкие и влиятельные дагестанцы (сторонники Амирова) даже обратились на имя Владимира Путина с просьбой взять под личный контроль уголовное дело, главным фигурантом в котором проходит мэр дагестанской столицы.

 

От винта!..

 

Пока эксперты строили предположения, в СМИ появлялись подробности задержания и препровождения Амирова в московское СИЗО «Лефортово». Первая информация о том, что в доме и кабинете мэра Махачкалы проводятся обыски, а на площади столицы чуть ли не идут перестрелки, появилась в ночь с 31 мая на 1 июня. Предположим, что появление этого слуха было связано с внезапным задержанием 31 мая сотрудниками ГУ МВД по СКФО заместителя главы Каспийска Юсупа Джапарова, приходящегося Саиду Амирову племянником (сын покойного брата). Джапаров был задержан как участник организованной преступной группы, совершавшей убийства, а также осуществлявшей торговлю наркотиками. После того как Джапарова доставили в Следственное управление СКР по РД, вокруг здания стали собираться его близкие и знакомые (около 200 человек), что послужило причиной усиления охраны здания и подступов к нему. По слухам, замглавы пытался бежать, выпрыгнув из окна, но это ему не удалось – он сломал ногу. (Новость о задержании главы ещё одного муниципалитета см. на 3 стр. – «ЧК».)

В ту ночь информация об аресте и обысках у Амирова не подтвердилась и осталась на уровне слухов. Лишь на следующий день, к 14:30, после того как силовиками были оцеплены центральная площадь Махачкалы, а дом градоначальника по ул. Пархоменко был блокирован (со стороны пер. Журавлёва и ул. Синявина) бронетехникой и спецназом ФСБ, стало ясно, что слух оказался реальностью: обыски идут, а Саид Амиров – задержан.

 

5 июня и. о. главы Махачкалы Баганд Магомедов и председатель столичного горсобрания Магомед Магомедрасулов провели пресс-конференцию, на которой рассказали о некоторых подробностях задержания своего патрона.

По словам Баганда Магомедова, 1 июня он «волею судеб» оказался дома у Амирова:

«Саид Джапарович сидел на тахе (широкий и низкий диван) в домашней одежде и разбирал почту. Я пришёл к нему за указаниями, так как он находился в отпуске по состоянию здоровья, а в администрации города шла проверка Счётной палаты России. В 14:00 в дверь позвонили, и племянник Амирова – Арслан – сказал, что там стоят какие-то люди в чёрной одежде. Амиров попросил, чтобы их впустили. Тут же в дом ворвались где-то 40 человек и наставили на нас оружие. Я юрист, поэтому стал спрашивать: «Что вы делаете? Покажите документы! Кто ваш руководитель?» Нам ответили, что идёт спецоперация, что по поручению начальника Следственного комитета России Александра Бастрыкина силами СКР и ФСБ проводится КТО и отсюда до её окончания никто не выйдет. Затем подошёл следователь, подполковник. Видимо, пока спецназ входил в дом, он испытывал мандраж, поэтому стоял у калитки… Думал, наверное, что будет вооружённое сопротивление. Следователь вошёл к Амирову и сказал, что он подозревается в совершении преступления – убийстве следователя СКР Арсена Гаджибекова – и с этого момента арестован. Он также говорил, что ему поручено задержать Амирова и препроводить к начальству. Я хотел потребовать ордер, но Саид Джапарович сказал, что не надо пререкаться со следователем. Амирова пересадили в джип и поехали на площадь. Там уже был вертолёт, который вместе с ним улетел. Мы думали, что полетит в Ханкалу, но оказалось, что сел в нашем аэропорту, где уже ждал спецборт, чтобы отправить Амирова в Москву. Когда его задерживали, мы просили, чтобы с ним разрешили оставить его сына и помощника. Саид Амиров болен. У него тело ниже от области солнечного сплетения полностью парализовано и не подчиняется нервной системе. Он не может без катетера даже мочеиспускание осуществить. Кроме того, ему ежедневно необходима физзарядка в течение четырёх часов. Без помощников ему никто эти условия обеспечить не сможет. Нам сначала категорически отказали. Затем мы вышли на руководство ФСБ и добились, чтобы один из его сыновей (Далгат Амиров, руководитель УФССП РФ по РД – «ЧК») и помощник – смогли вылететь с ним в Москву…»

Саида Амирова и патриарха Кирилла связывали добрые отношения

Обыск в доме Амирова длился до 6 утра, по завершении которого был снят режим КТО. «Я настоял на присутствии при обыске следователей и понятых, чтобы не было фактов мародёрства и других нарушений закона. До этого понятых не было. Тут же приехали три «Приоры» со следователями и автобус «Пазик» с понятыми…» – сказал и. о. главы Махачкалы, дополнив картину информацией о том, что ничего существенного, кроме изъятия из кабинета подарочных ножей кизлярского производства, а также альбомов с фотографиями и визитками, осуществлено не было.

То, что происходило с Амировым в Москве, широко освещали федеральные СМИ. В день задержания официальный представитель СКР Владимир Маркин подтвердил информацию. «Кроме того, по уголовному делу задержаны ещё более 10 соучастников Амирова. Следователи проверяют их на причастность к совершению других тяжких и особо тяжких преступлений на территории республики», – сказал Маркин. 

 

«Колхозный» двор

 

В последующем количество арестованных увеличилось до одиннадцати человек. В числе соучастников Саида Амирова были названы тот же Юсуп Джапаров, задержанный значительно раньше, 26 октября 2012 года, экс-помощник прокурора Кизляра Магомед Абдулгалимов (Колхозник), его охранники, Мурад Алиев и Абдулмажид Ахмедов, а также дознаватель Кировского РОВД Махачкалы Магомед Ахмедов, сотрудник службы безопасности одного из отделений ОПФР Дагестана Магомед Кадиев (Горец) и командир взвода ППС отдела МВД по Каспийску Гаджи Джамалутдинов. В число сообщников силовики включили и задержанного 31 мая в п. Ленинкент Сиражудина Гучучалиева. (Он с 19 мая находился в розыске как «амир» махачкалинской ДТГ. Во время штурма дома, где он скрывался, получил ранение в ногу. После задержания Гучучалиева, а затем и Амирова силовики сообщили, что взятый в ходе спецоперации боевик на допросах «запел как соловей» и именно эти сведения послужили основанием для задержания мэра Махачкалы. Однако родственники Гучучалиева заявляют, что с момента ранения и задержания Гучучалиев находился в беспамятном состоянии. В себя он пришёл лишь 5 июня.) Данные ещё двух задержанных силовики не афишируют. Известно лишь, что они занимают серьёзные должности и, возможно, готовы пойти на сделку с правосудием…

2005 год. Генералы ФСБ  вручают Саиду Амирову  ведомственную награду

2 июня Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство следователя об избрании Амирову меры пресечения в виде заключения под стражу на два месяца, до 1 августа. Там же мэр Махачкалы, отвечая на вопросы присутствовавших в зале суда журналистов, сохраняя полное спокойствие, заявил, что считает происходящее заказом и может ответить на любые вопросы следствия. «Это сфабрикованное дело. Я свою вину не признаю», – сказал он. Защита Амирова, которую возглавляет известный московский адвокат Марк Крутер, ранее защищавший вора в законе Вячеслава Иванькова (Япончик), пыталась доказать суду, что держать мэра Махачкалы под стражей опасно для его здоровья: Амиров является инвалидом I группы, страдает тяжёлой формой сахарного диабета и не в состоянии передвигаться самостоятельно. Тем не менее суд, выслушав мнение врача-невропатолога одного из управлений ФСБ Игоря Маншикова (с момента задержания постоянно контролировал состояние здоровья Амирова), пришёл к выводу, что в тюрьме есть все условия для сохранения здоровья подследственного. Защита всё равно намерена требовать меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей. Например, домашний арест.

(На указанной выше пресс-конференции и. о. главы Махачкалы Магомедов заявил, что сторонники Амирова готовы за свой счёт снять любое помещение в Москве и оплачивать услуги охраны, для того чтобы обеспечить нахождение Амирова в Москве под домашним арестом. Там же Баганд Магомедов проводил параллель с делом экс-министра Анатолия Сердюкова, где одна из фигурантов – Евгения Васильева, – несмотря на обвинения в хищении миллиардов рублей, находится под домашним арестом, при необходимости посещает парк и косметический салон. «А Амирову, имеющему многочисленные заслуги перед Россией, особенно в годы вторжения боевиков в Дагестан, в этом отказывают», – возмущался Магомедов.)

4 июня в СИЗО «Лефортово» Саиду Амирову, Юсупу Джапарову и Магомеду Абдулгалимову было предъявлено официальное обвинение в убийстве Арсена Гаджибекова, произошедшем 14 декабря 2011 года.

С заявлением, что к задержанию Амирова и его пособников готовились почти два года, выступил руководитель СКР Александр Бастрыкин. «Его причастность к совершённому преступлению и задержание стало результатом тщательно спланированной, кропотливой и профессиональной работы следователей СК и оперативных сотрудников ФСБ», – дополнил своего шефа Маркин. Следствие, объединив в одно производство восемь уголовных дел о посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов, считает, что Амиров заказал убийство следователя, организатором преступления был Абдулгалимов, пособниками – Юсуп Джапаров и Магомед Ахмедов, а непосредственно исполнителем – Магомед Кадиев.

В качестве версии мотива убийства Гаджибекова СМИ называют недовольство Амирова тем, что следователь без его разрешения решил провести обыск в администрации Советского района Махачкалы. И якобы команда на ликвидацию была дана в ходе телефонного разговора мэра и экс-помпрокурора. Следователи сообщили СМИ, что Абдулгалимов, хорошо известный как владелец каспийской аптеки №11, торговавшей психотропными веществами, взялся за этот заказ совершенно бесплатно, надеясь распространить свой бизнес из Каспийска и Хасавюрта на Махачкалу. Он же выплатил непосредственным исполнителям убийства – Магомеду Ахмедову и Магомеду Кадиеву – по 500 тысяч рублей. Также в ГСУ СКР проверяют оперативную информацию о контактах Абдулгалимова с гимринским боевиком Ибрагимом Гаджидадаевым, в рамках которых экс-помпрокурора снабжал членов НВФ оружием, боеприпасами и заказами на убийства…

Как заявляет Маркин, помимо убийства Гаджибекова, следствие установило причастность Абдулгалимова и Ахмедова к покушению на убийство в 2010 году на замначальника УУР МВД по РД Анвара Шамхалова, в 2011 году – на начальника отдела прокуратуры РД Наталью Мамедкеримову, на руководителя отдела СУ СКР по РД Нурлана Ашурбекова, а также к убийствам в 2007 году замначальника отдела прокуратуры РД Абдулбасыра Омарова и в 2011 году депутата Каспийского горсобрания, директора МУП «Водоканал» Магомедгаджи Алиева.

Кстати, Абдулгалимов, находящийся под стражей в пятигорском специзоляторе «Белый лебедь» по обвинению в наркоторговле, мошенничестве и подделке документов, в ночь с 30 на 31 мая был обнаружен повешенным в своей камере в петле из обрывков простыней. Лишь по случайности его вовремя нашли сотрудники СИЗО и он не погиб. Силовики проверяют все обстоятельства произошедшего, в том числе и версию о том, что Абдулгалимова пытались убить из-за его решения сотрудничать с представителями органов правопорядка.

До последнего времени деятельность  Саида Амирова устраивала федеральный центр

С момента задержания Амирова и в последующие пару дней правоохранительные органы республики были переведены на усиленный порядок несения службы. Ожидалось, что сторонники Амирова будут предпринимать акции протеста, граничащие с массовыми беспорядками. Отдельные СМИ даже называли возможное количество людей Амирова, готовых на подобный шаг, – 700 человек. Но эти ожидания оказались напрасными.

В воскресенье (2 июня) в здании администрации Махачкалы собрались сторонники мэра Махачкалы (в основном бюджетники), чтобы выразить свой протест. Там же было принято обращение депутатов Махачкалинского горсобрания на имя президента России Владимира Путина, руководителя СКР Бастрыкина и др. взять дело Амирова под личный контроль. В обращении подчёркивалось, что из-за широкого освещения ареста мэра Махачкалы на Амирова уже «повешен ярлык виновности», поэтому «трудно рассчитывать на объективность следственных действий и всего расследования в целом», и, следовательно, «можно предположить, что действительные заказчики и исполнители убийства, оговорив Амирова, надеются получить шанс на своё спасение, сделав это обстоятельство предметом торга». Через пару дней письмо с аналогичным содержанием подписала почти треть депутатов Народного собрания Дагестана. Среди подписантов: Камил Давдиев, Эдуард Хидиров, Сергей Акулиничев, Мурат Пайзулаев, Фикрет Раджабов, Гази Газиев, Абдулхалим Мачаев, Мурзадин Авезов и другие. Своё обращение в поддержку Амирова сделал и махачкалинский политсовет «Единой России».

 

Феномен

По некоторым данным, вопрос об Амирове и его роли практически во всех сферах жизнедеятельности Дагестана был поднят на одном из последних совещаний в Пятигорске, а затем продублирован кремлёвскими чиновниками на заседании Совбеза России. То, что на задержание мэра Махачкалы был брошен спецназ – группа «Альфа» ЦСН ФСБ России, – всё мероприятие проводилось как полномасштабная боевая операция, а также заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, что «задержание мэра Махачкалы – это плановая работа по борьбе с коррупцией», даёт основание полагать, что команду «фас» дал сам Владимир Путин. Единственное, что можно поставить под сомнение – это то, что Амиров был арестован в рамках борьбы с коррупцией. На протяжении многих лет многочисленные прокурорские и прочие ведомственные проверки выявляли массу разного рода нарушений (земельных, градостроительных и пр.), совершённых главой Махачкалы. Но он был неприкасаем!

Саида Амирова смело можно назвать феноменом дагестанской политики. Человек, сумевший шаг за шагом создать вокруг себя систему, позволяющую серьёзно влиять на ситуацию в Дагестане, заставить других воспринимать себя как фактор, с которым надо считаться, надо договариваться. Систему, которую журналисты и обыватели называют модным словом «клан». Пятнадцать покушений на него показывали, что не все готовы принять условия, которые ставит Амиров. Поэтому у него была многочисленная и хорошо вооружённая охрана.

Дважды «Лучший мэр России», лауреат конкурса «Лучший муниципальный служащий России», обладатель орденов «За заслуги перед Отечеством IV степени», Святого благоверного князя Даниила Московского II степени, двух ведомственных медалей от ФСБ («За взаимодействие с ФСБ России») и от Госнаркоконтроля РФ («Наркомат»). Дружба и знакомство с такими известными людьми, как Юрий Лужков, Патриарх Алексий Второй и Патриарх Кирилл, Виктор Черномырдин и многими другими, а также прекрасные отношения с руководством силовых органов (особенно ФСБ) превращали его в очень влиятельную фигуру. Что говорить, если в декабре 2005 года вручать ведомственную (!) награду «За взаимодействие с ФСБ России» к нему в кабинет пришли аж пять генералов ФСБ! Тогда, кстати, Амиров обещал «не подвести руководство ФСБ и страны». (В этом же году была обнародована справка Козака, в которой содержались серьёзные претензии в адрес администрации Махачкалы.)

В стане Амирова его задержание однозначно воспринимают как политический заказ, причём никак не связанный с выдвижением мэра Махачкалы в главы Дагестана. Как заявил Баганд Магомедов, в личной с ним беседе Саид Амиров сказал, что выдвинулся бы, если бы выборы были всенародными, но так как главу РД будут избирать депутаты НС РД, то он займётся уборкой мусора и поддержит ту кандидатуру, которую предложит Путин. Это подтверждает и руководитель Махачкалинского отделения партии «Единая Россия» Перзият Багандова: «Саид Джапарович говорил мне, что ещё лет пять назад консультировался в администрации президента России по вопросу выдвижения его на пост главы Дагестана. И ему там заявили, что по состоянию здоровья он стать главой республики не сможет. Он это чётко понимает, поэтому никуда не выдвигается и будет поддерживать того, кого поддержит Путин».

Пока дагестанские власти очень и очень осторожно комментируют задержание Амирова, обходясь общими формулировками. Лишь врио главы РД Рамазан Абдулатипов свободно комментировал ситуацию. «С приходом к власти в России президента Владимира Путина смутное время начало уходить. В Дагестане эта смута до сих пор сидит. Многие, кто долгие годы здесь, во власти, исповедуют невежество, беззаконие внутри самой власти», – сделал в начале недели двусмысленное заявление для СМИ врио. А уже в рамках прямого эфира на РГВК «Дагестан» сообщил: «В Дагестане по инициативе Владимира Владимировича Путина проводится очищение и обновление. Это касается всех. В данном случае мэр арестован и обвиняется в убийстве человека. Я не следователь и не судья. Считаю, в этой ситуации один выход – дождаться оценки правоохранительных органов. Я не радуюсь (этому) и не плачу…»

Теперь дагестанская элита находится в ожидании – затронут ли репрессии других членов семьи Амировых: брата, председателя Кировского суда Махачкалы Магомедсалама Амирова, сыновей, Магомеда и Далгата Амировых (депутата НС РД и начальника УФССПРФ по РД соответственно), племянников – депутатов Госдумы Магомедкади и Джамалдина Гасановых – и других. Не исключено, что политические оппоненты, а также противники мэра Махачкалы, воспользовавшись моментом, будут поднимать из архивов разного рода компроматы: дела оперативного учёта, прекращённые уголовные дела, другую документацию, дабы нанести очередную серию ударов по этой семье.

 

Город

Пока Амиров ждёт результатов расследования, в обществе уже обсуждается, кто потенциально может возглавить Махачкалу: замглавы АПР Магомедсалам Магомедов, сенатор Ильяс Умаханов, депутаты Госдумы Ризван Курбанов и Магомед Гаджиев, руководитель ОПФР РД Сагид Муртазалиев, вице-премьер Абусупьян Хархаров, министр промышленности Ризван Газимагомедов, министр транспорта Ширухан Гаджимурадов или даже глава исполнительного комитета Стратегического совета Магомед Мусаев. Согласно уставу, в качестве и. о. городом руководит Баганд Магомедов. И следует ожидать (если нахождение Амирова в Лефортово затянется) некоторые потрясения в системе управления городским хозяйством. Внутренняя конкуренция без одного и жёсткого лидера способна привести ситуацию к раздраю. Так как вся система держалась на Саиде Джапаровиче Амирове, без него она практически недееспособна…

Уголовно-процессуальное законодательство (особенно если есть политическая воля руководства страны) позволяет практически ни за что держать в СИЗО любого человека около двух лет. И если в течение этого срока следствие не покажет результатов, то Амиров после принесения ему извинений выйдет на свободу. Но двух лет вполне достаточно, чтобы Амиров и его команда пропустили две очень важные даты: 8 сентября 2013 года – день выборов главы Дагестана – и 8 сентября 2014 года – день выборов главы Махачкалы…

Номер газеты