Выхлоп депутатов

В четверг, 22 октября, в Махачкале состоялась 50-я сессия Народного собрания Дагестана. В атмосфере максимально закрытого от внешнего мира режима в условиях пандемии депутаты успели поговорить о хлебе насущном и духовном, о правде и лжи, добре и зле... А врио главы республики Сергей Меликов признался в любви к Дагестану.

Традиционная разминка – выступления парламентских фракций – не была нарушена и на этой сессии. Запомнилась речь депутата от КПРФ Салиха Гаджиева. Он напомнил коллегам, что каждое выступление депутата на сессии – это, по сути, депутатский запрос, который требует реакции. Но реакции, знает Гаджиев, нет на его неоднократные высказывания и выступления о бесправном положении жителей зон отгонного животноводства. Зона отгонного животноводства в республике насчитывает 200 поселений, где проживают более 100 тысяч человек.

 «Но выхлопа нет», – сказал депутат.

В очередной раз к этому вопросу он вернулся в надежде на присутствовавшего на сессии нового врио главы Дагестана Сергея Меликова

 «Много сказано о бесправном положении жителей поселений, где родились и выросли уже два, три поколения. Эти поселения не имеют статуса населённого пункта, что лишает людей права получать качественную медпомощь, право на развитие инфраструктуры. Самая злободневная проблема – отсутствие питьевой воды», – отметил Гаджиев.

В этом году, вспомнил он, многочисленные обращения людей вынудили экс-главу Дагестана Владимира Васильева выделить на бурение артезианских скважин в этих зонах 300 млн рублей.

«Некоторые руководители, – считает парламентарий, – саботируют этот вопрос, ссылаясь на отсутствие статуса. Оказывается, из-за отсутствия статуса у земли люди могут жить без питьевой воды! Хотя российское законодательство позволяет строить детские сады, бурить скважины… Многие законодательные акты России, касающиеся прав жителей зоны отгонного животноводства, в Дагестане остаются нереализованными».

Об открытии детского сада в поселении Камышкутан, подчеркнул выступающий, тоже забыли. Его строительство год назад обсуждалось у вице-премьера – главы Минобрнауки Дагестана Уммупазиль Омаровой. Салих Гаджиев предложил правительству разработать положение, определяющее статус отгонных земель, и поэтапно решать накопившиеся проблемы.

Депутат Марат Алияров от фракции партии «Справедливая Россия» говорил о вопросах обеспечения нуждающихся граждан социальным жильём.

Он предложил ряд мер по улучшению ситуации, в том числе заменить конкурсы по выделению земли строительным организациям на конкурсы по заключению договоров государственно-частного и муниципально-частного партнёрства с обязательством передачи строительными организациями части квартир муниципалитетам под социальное жильё. При этом последние должны взять на себя обязательство решать вопросы строительства коммунальной инфраструктуры.

Представитель «Единой России» Гамидуллах Магомедов посвятил выступление организации горячего питания в школах.

27 субъектов, в том числе Дагестан, отметил депутат, не смогли к установленным срокам выполнить требование полной готовности к организации горячего питания. Присутствие Дагестана в этом списке он объяснил тем, что большинство школ в республике – сельские, построенные в 40–50 годах прошлого века, многие из которых находятся в аварийном состоянии. В них нет условий не только для организации горячего питания, но и для ведения полноценного образовательного процесса.

«Несмотря на то что Дагестан по объективным причинам не вошёл в список 58 субъектов, которые к 15 июля текущего года оказались готовыми к организации горячего питания… в рамках соглашения, заключённого между Минпросвещения России и правительством Дагестана от 17 августа 2020 года, Дагестан получил 629,6 млн руб. из федерального бюджета. Причём из расчёта стоимости горячего питания – 61 рубль в день на одного ученика», – сообщил депутат.

К первому сентября этого года, отметил Магомедов, из 1 444 школ республики в 840 были созданы упомянутые условия.

«Тем не менее из республиканского бюджета уже с 1 сентября направлены 419,5 млн руб. для организации горячего питания детей, обучающихся в школах, в которых отсутствуют условия», – вновь порадовал выступающий.

Проведённый парламентариями мониторинг организации горячего питания показал отсутствие пищеблоков. Из районов в Минобрнауки направлены заявки с проектно-сметной документацией на строительство новых помещений для пищеблоков и капитального ремонта.

Магомедов обратился к правительству с просьбой изучить заявки и предусмотреть их финансирование.

 

Здоровая перепалка

 

На сессии в рамках «Правительственного часа» глава Минздрава Дагестана Джамалудин Гаджиибрагимов и руководитель управления Роспотребнадзора по республике Николай Павлов дали информацию о ситуации, связанной с коронавирусом.

Как отметил министр, в целях подготовки к осенне-зимнему периоду определены основные резервные стационары для госпитализации больных COVID-19, на 20 октября для оказания медицинской помощи больным с внебольничной пневмонией и COVID-19 в 51 медицинской организации развёрнуто 3 026 коек. 1 518 из них обеспечены подачей кислорода.

В Махачкале, по подсчётам Гаджиибрагимова, развёрнуто 1 817 коек, в стационарах республики находятся 2 217 пациентов с внебольничной пневмонией и подозрением на коронавирус.

По данным Павлова, в Дагестане на 21 октября зарегистрировано 15 200 случаев новой коронавирусной инфекции, ежесуточный темп прироста заболеваемости за последние 4 недели сохраняется на уровне 0,6%.

«В структуре заболеваний преобладает взрослое население в возрасте старше 50 лет – 54,6%, из них лица старше 65 лет – 24,1%. В социальной структуре заболевших наибольший удельный вес приходится на безработных лиц – 47,8%, на пенсионеров – 19,6%, на работающее население – 25%.
Установлено, что предполагаемыми источниками инфекции в 30,7% случаев явились семейные контакты, на посещение мест массового скопления людей приходится 58,9% заболевших, в том числе соболезнования – 27,1%, свадьбы – 16,7%, торговые центры и рынки – 17,7%, мечети – 6,2%, контакты по месту работу составили 24,3% случаев», –
отметил он.

Возможно, в зале сидело немало согласных с тезисами Гаджиибрагимова и Павлова, но только не депутат Марат Асланов.

«Мы с вами застали работу двух правительств. Оба состава ничем особо не отличились, кроме как манипулированием цифрами. С этой трибуны предыдущий глава, Владимир Абдуалиевич, говорил о том, что потрачено 4,8 млрд рублей на борьбу с ковидом. Это было летом. Я представил 10 сумок денег. Эффект, подумал, должен быть. А 8 октября меня возмутило, когда вице-премьер Анатолий Шамсутдинович сказал, что потрачено 11,9 млрд рублей. Так это нормальные деньги! Мы должны были получить эффект. Подумал, наверное, помогли бизнесу. Позвонил знакомым бизнесменам. Нет, никому не помогли. Что происходит? 44-й федеральный закон и письмо вице-премьера Абрамченко позволили всем чиновникам России, не проводя аукционы, осваивать деньги под видом борьбы с ковид. Ну не 11,9 млрд!» – сказал он.

Тут пыл Асланова решил приглушить спикер парламента Хизри Шихсаидов. «При всём к вам большом уважении, говорите по теме, я понимаю, что там…» – обратился он к нему.

– Я говорю о незаконном освоении под видом… – нашёлся депутат, пока его вновь не прервал спикер.

– Мы обсуждаем конкретный вопрос, говорите по теме.

– Хорошо, по теме... Каким образом за этот период борьбы с ковид потрачено 11 млрд рублей?

На этом моменте Шихсаидов предложил уйти на перерыв, но вмешался Сергей Меликов.

Шихсаидов попросил Асланова присесть, поскольку «хочет сказать Сергей Алимович».

 

Любовь к Дагестану

 

Меликов поблагодарил за приглашение на сессию. Находиться внутри этого события, отметил он, «для меня полезно, потому что я хочу вникнуть во все сферы деятельности республики».

Далее он обратился к залу с оглядкой на Асланова: «Уважаемый депутат Асланов произнёс такую фразу: «незаконное освоение». Коллеги, давайте мы будем корректнее: законность или незаконность определяет суд. А вот то, что вы такой термин в своём выступлении упомянули, что у одного докладчика прозвучала цифра 6 млрд (Владимира Васильева – «ЧК»), у другого – 11 млрд, когда они докладывали об освоении денежных средств – это, конечно, настораживает, в этом вопросе я вас поддерживаю…

Поверьте, я очень сильно люблю и уважаю Дагестан. Мне тоже было больно и обидно слушать, что здесь происходили сомнительные процессы. Но я вас уверяю, что подобные процессы могли иметь место и в других субъектах Российской Федерации. Потому что мы на тот период столкнулись с угрозой, неизвестной для нас, непонятной нам…»

Меликов попросил депутатов лично соблюдать требования безопасности.

«Нужно, наверно, и трибуну обрабатывать после выступлений, и какие-то ещё вещи сделать. Для того чтобы, прежде всего, те, кто у нас сегодня присутствует в зале, не нарушали кворума и у нас заседания могли проходить в полном составе», – завершил выступление Меликов.

Помимо этого, в парламенте обсудили ряд законодательных и нормативно-правовых вопросов по текущим инициативам власти. ]§[

Номер газеты