[ Выборы по смс. Итоги ]

Выборы вероятного президента Дагестана, которые проводились «Черновиком» посредством sms-голосования на протяжении пяти недель, подошли к концу. Пора подвести итоги и выяснить, кто же из пятнадцати предложенных кандидатов в главы республики читателям и, в будущем, избирателям наиболее симпатичен.

Но начнём с подведения итогов этой недели. На первом месте утвердился мэр Махачкалы Саид Амиров. Судя по числу sms-сообщений, за него проголосовали 4572 человек.

Резкий рывок вверх сделал представитель Дагестана при президенте России Гаджи Махачев. Если на прошлой неделе за него отдали 18 sms-голосов, то на этой – sms-симпатии перевалили за тысячу (1414). И, как результат, вывели его на второе место. Третьим в нашем рейтинге идёт руководитель УФК РФ по РД Сайгидгусейн Магомедов. Примечательно, что он единственный из кандидатов, кто с самого начала имеет только положительную динамику голосования и стабильно прибавляет в голосах от недели к неделе. На этот раз за него проголосовали 880 человек.

Уже вторую неделю в пятёрке лидеров премьер-министр Дагестана Магомед Абдулаев. У него 198 голосов. Не понятно почему, но земляк Махачева, глава Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов, на этой неделе не набрал даже сотни голосов и занял строчку ниже дагестанского премьера… (Остальные результаты sms-голосования вы можете изучить в таблице № 1.)

Не менее напряжённой была борьба сторонников кандидатов и на сайте «Черновика»! Счётчик посещений сайта зафиксировал ежедневную посещаемость в пределах 5–7 тысяч человек, а счётчик голосования – что в интернет-голосовании приняли участие 18100 человек. (Результаты интернет-голосования см. в таблице № 2.)

 

Почему?

 

Когда «Черновик» объявил о виртуальных выборах, в обществе, у наших читателей возникло два чётких «почему»? Первое: почему «Черновик» в качестве виртуальных кандидатов предлагает именно этих политиков? Второе: почему «выборы» проводятся именно сейчас, ведь впереди ещё три долгих года!

Отвечаем в обратном порядке: до выборов вовсе не ещё три долгих года, как кому-то хотелось бы, а до выборов ОСТАЛОСЬ ВСЕГО ЛИШЬ ТРИ ГОДА! В политике (вне зависимости от уровня, хоть мирового, хоть муниципального) время летит очень быстро. И пока у образных кандидатов в президенты есть политическая молодость (≈ до 65 лет), пока есть личный потенциал и ресурсы, надо торопиться. К примеру, в западных странах, как в более-менее развитых демократиях, подготовка к новым выборам, как известно, начинается с момента избрания кого-либо на выборную должность. Это происходит потому, что вследствие сильной конкуренции, высокого темпа политической борьбы возникает острый дефицит времени не только для реализации своей предвыборной программы, но и соответствующей подготовки к грядущим выборам. Поэтому каждый шаг кандидата – это непрестанное пополнение имиджевой копилки, накопление ресурсов (политических, финансовых, людских, идейных) перед Днём Икс – выборами…

А теперь ответим на вопрос о том, почему именно они?Единственный критерий, который позволяет считать политика возможным кандидатом на какую-либо должность – это желание его самого избираться, заявлять об этом, либо, чтобы его фамилия рассматривалась в обществе как реально возможная, в числе других. Данный перечень состоит именно из таких политиков: Магомед (Смоленский) Магомедов, Сайгидгусейн Магомедов, Муху Алиев и Магомед Абдулаев были в списке, представленном ещё действующему президенту России Дмитрию Медведеву на утверждение и предложение Народному собранию РД кандидатур на должность главы республики. Саид Амиров, как известно, уже давно предпринимает всевозможные усилия, чтобы занять пост руководителя Дагестана. Только подковёрные игры на грани фола и нарушения закона не позволили ему войти в 2009 году в число реальных претендентов на пост президента Дагестана. Сулейман Керимов, Сайгидпаша Умаханов, Гаджи Махачев, Рамазан Абдулатипов и Сагид Муртазалиев участвуют в списке как персоны, фамилии которых всегда обсуждались в качестве реальных кандидатов в президенты. Некоторые из них ранее прилагали большие усилия для того, чтобы возглавить республику…

Наличие в списке Ризвана Курбанова обусловлено тем, что он являлся единственным политиком (в бытность первым вице-премьером), который вёл самостоятельную информационную политику, направленную на поддержку инициативы, предложенной командой действующего президента Магомедова**, а также поддерживал и развивал разного рода социальные проекты (поддержка благотворительной деятельности, работа в рамках Комиссии по адаптации членов НВФ и пр.). Данная деятельность показала самостоятельный потенциал политика, его способность опереться, что называется, на само общество в обход забюрократизированных структур.

Имам Яралиев вошёл в список «ЧК» как политик-государственник (именно так он себя позиционирует в различных интервью, в том числе и нашему изданию), способный на большее, нежели руководить районом или крупным городом, имеющий высокий авторитет в Южном Дагестане и хорошие позиции у южнодагестанской диаспоры в Москве.

Магнат Ахмед Билалов вошёл в рейтинг как вполне возможный кандидат в главы Дагестана. Несмотря на то что он не заявлял о своих претензиях на президентство, «Черновик» посчитал Билалова, управляющего гигантскими проектами (по типу развития курортов Северного Кавказа), вполне способным заявить о себе и в качестве главы Дагестана.

В неформальном разделении властей на светскую и силовую составляющую роль руководителей силовых структур в Дагестане чуть ли не приравнивается к руководству светскому. О могуществе и влиянии покойного экс-министра ВД по РД Адильгерея Магомедтагирова, наверное, нет необходимости напоминать.

Поэтому включение в рейтинг действующего министра-полицейского Абдурашида Магомедова – это желание выяснить, достиг ли он того же влияния в республике, или у него ещё всё впереди. 

 

Кто победил?

 

Так кто же победил в конечном итоге? Если результаты интернет-голосования говорят сами за себя, то sms-голосование требует своей корректировки. Согласно нашим подсчётам, победителем виртуальных выборов стал мэр Махачкалы Саид Амиров.

При подведении конечных итогов мы суммировали все результаты голосования, исключили из них «ненормальности» – необъяснимо низкие или высокие результаты, впоследствии не повторяющиеся, – и вывели средний балл, который определил победителя этой непростой, казалось бы, виртуальной гонки…  

Отметим, что и наше sms-голосование не обошло стороной такое явление, как использование административного ресурса. Подтверждением этому является не только наблюдение сотрудников «ЧК», но и реакция администрации президента Дагестана, которая была опубликована в прошлом номере. Ну, что сказать… Всё как в жизни!

Кстати, sms-голосование выявило такое явление, как «протестный sms-электорат»: некоторые из тех абонентов, которых по месту работы обязывали отправлять sms в поддержку того или иного кандидата, а затем предъявлять руководству в качестве подтверждения отчёты о доставке, слали либо пустые sms, либо – содержащие ругательства, либо же ничего не значащий набор букв или издевательства. К примеру, sms: «..., подари мне квартиру!», «Что за принуждение?» или же совсем протестное: «Я никогда за тебя не буду голосовать!». Не будем говорить, в чей адрес были сии послания, но… технологам, организовывавшим данное голосование, стоит всё же задуматься: а нужно ли так перегибать палку?

Добавим, что подобные sms-голосования мы будем проводить раз в квартал. Эти замеры необходимы, чтобы выявлять настроения и симпатии людей, а также влияние и ресурсы вероятных кандидатов. Более того, мы призываем экспертное сообщество, изучающее вопросы дагестанской политики, а также политологов и политтехнологов начать обсуждение итогов подобного рода голосований. Необходимо понять, чего мы, общество, ждём от такого важного института, как институт президента Дагестана, а также понять, что ждёт глава от общества. Так как эпоха нового Путина (а его повторное избрание может считаться таковым) может принести немало сюпризов…

P. S. На данном этапе редакция «Черновика» прекращает приём sms-сообщений и учёт голосов. На некоторое время.

 


* Sms, отправленные в поддержку Магомедсалама Магомедова, а также данные интернет-голосования не учитывались в составлении итогового рейтинга (хотя за последнюю неделю голоса в пользу главы Дагестана росли в геометрической прогрессии). Также из рейтинга исключена сама кандидатура главы республики. Редколлегия «ЧК» решила вывести М. Магомедова из виртуального голосования в связи с официальной просьбой, озвученной пресс-секретарём президента РД в прошлом номере нашей газеты.

** Курсивом обозначены «ненормальности», которые не учитываются в подведении итогов.

Номер газеты