ВТЭКу – втык

Сотрудники правоохранительных органов преимущественно окружного и федерального подчинения при поддержке работников УФСБ по РД вчера, 31 мая, провели спецмероприятия, включая обыск, в домовладении руководителя Главного бюро медико-социальной экспертизы по Дагестану (бывший ВТЭК) Магомеда Махачева. И уже к исходу дня следствие заподозрило его и ещё нескольких сотрудников бюро в совершении особо тяжких преступлений, включая создание преступного сообщества.

Детали визита в дом чиновника, равно как и его результаты, силовиками не афишировались почти весь день, и только к его исходу стал понятен истинный масштаб вероятной катастрофы для Магомеда Махачева и пока даже полностью не определённого круга лиц.

Как сообщили в республиканском Следственном управлении СКР, постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Магомеда Махачева, руководителей подведомственных бюро и работников данного учреждения, а также троих местных жителей было подписано руководителем управления Сергеем Дубровиным.

Причём скажем, что круг подозреваемых пока точно и не определён, и не исключено, что в него в конечном итоге войдут десятки лиц. В зависимости от роли каждого, они подозреваются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 210 УК РФ («Создание преступного сообщества с использованием служебного положения»), ч. 2 ст. 210 УК РФ («Участие в преступном сообществе»), п. «а» ч. 5  ст. 290 УК РФ («Получение взятки организованной группой»),  ч. 1 ст. 292 («Служебный подлог») и ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Каждый из этих статей УК РФ, надо понимать, не сулит подозреваемым ничего хорошего.

Следствие установило, что в 2013 году Магомед Махачев, являясь должностным лицом, используя служебное положение, имея корыстную заинтересованность и действуя с целью получения материальной выгоды, в результате совершения серии тяжких и особо тяжких преступлений создал преступное сообщество (преступную организацию) в форме структурированной организованной группы, действующей под его единым руководством и состоящей из функционально обособленных структурных подразделений в составе работников бюро данного учреждения, а также привлечённых других лиц.

В структуре преступного сообщества, отметили следователи, были созданы устойчивые группы из числа подведомственных бюро, расположенных в большинстве городов и районов Дагестана, с назначением в них старших групп в лице руководителей указанных бюро, специализировавшихся на систематическом установлении инвалидностей многочисленным жителям республики, которые фактически являются здоровыми и не нуждаются в социальных гарантиях, предоставляемых указанным категориям граждан государством, а также в установлении инвалидностей гражданам за взятки в виде денег.

При этом незаконное назначение инвалидностей, по версии следствия, сопровождалось совершением служебных подлогов путём внесения заведомо ложных сведений в официальные документы: акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, а также справки об установлении инвалидности.

В свою очередь, руководители подведомственных бюро привлекли к участию в преступном сообществе непосредственных подчинённых из числа врачей-экспертов, регистраторов, медсестёр и других работников возглавляемых ими подразделений, а также гражданских лиц и работников медучреждений республики.

«Так, согласно материалам прокурорской проверки и проведённым совместным мероприятиям, установлено, что членами преступного сообщества совместно с другими участниками указанной преступной организации в 2017 году незаконно признаны инвалидами более 300 жителей республики, в результате чего совершено хищение денежных средств пенсионного фонда России в сумме около 24 миллионов рублей. В настоящее время следователями совместно с сотрудниками УФСБ и МВД по Республике Дагестан проводятся обыски по месту жительства подозреваемых, принимаются меры к установлению других членов преступного сообщества и всех эпизодов его преступной деятельности», – отметил источник в Следственном управлении по региону.

Однако даже на фоне этих тяжких статей уголовного кодекса, пояснил источник «Черновика», впоследствии претензии к Махачеву могут быть обоснованно расширены. 

В поисках инвалидности бюро штурмовали и абсолютно здоровые дагестанцы

 

Сигнал не распознал

 

Отметим, что Магомед Махачев является уроженцем Тляратинского района республики (а по некоторым данным, и родственником экс-главы Дагестана Рамазана Абдулатипова), в системе медико-социальной экспертизы работает достаточно давно, однако непосредственным руководителем республиканского бюро был назначен в 2013 году при абсолютной благорасположенности и поддержке Абдулатипова.

Ранее, напомним, ещё в бытность Абдулатипова главой региона, Махачев уже попадал в поле зрения силовиков, однако тогда удар по нему прошёлся по касательной. В начале февраля текущего года сотрудники правоохранительных органов нагрянули в головной и несколько территориальных офисов бюро и провели проверки с выемкой документов и обысками. Не менее неприятный эпизод, в котором также фигурировало имя руководителя бюро, произошёл ещё ранее. В сети Интернет был распространён видеоролик, на котором человек, очень похожий на Магомеда Махачева, постукивая кулаком по столу, проводил ликбез со своими сотрудниками: «Я так делал в Ростове, делал в Белгороде, даже в Перми делал. Если какая-то копеечка упадёт, то всем вам садака (добровольная милостыня, которую мусульманин выплачивает нуждающимся по собственному усмотрению и желанию с намерением заслужить довольство Аллаха – «ЧК») будет».

Кроме того, было обнародовано ещё одно видео, в котором уже другие люди обсуждали процедуру сбора денег у сотрудников (врачей) бюро, которые, в свою очередь, должны были собрать деньги с пациентов. «Вот по этому списку собираешь деньги с каждого врача… Я каждую неделю должен по этому списку сдавать деньги Магомеду. Ты обходишь врачей, узнаёшь, сколько пациентов принимал, сколько денег взял, и записываешь сюда… Деньги потом по этому списку передаёшь мне, чтобы я Магомеду отдал», – настраивал один мужчина другого на противоправные действия.

Источник «ЧК» не исключил, что давние претензии к Махачеву могут быть реанимированы сейчас.

Стоит отметить, что на протяжении всего времени, пока Магомед Махачев руководил Главным бюро медико-социальной экспертизы, на него продолжали поступать неоднократные жалобы, как анонимные, так и открытым текстом, в которых его обвиняли во всевозможных нарушениях закона. По сведениям некоторых из них, практически с первого месяца работы все комиссии бюро были обложены «данью» в размере 500 тысяч рублей ежемесячно. При этом, требуя такие суммы, продолжает собеседник, в МСЭ, как правило, ссылались на то, что деньгами необходимо делиться с работниками Минтруда Дагестана, обитателями Белого дома, а также различных контролирующих органов.

К примеру, по утверждению бывшего руководителя психиатрической комиссии МСЭ У. Гусейновой, к тем, кто не платил такие суммы, начинались постоянные придирки и угрозы, а для того чтобы держать сотрудников в беспрекословном подчинении, их, признаётся Гусейнова, терроризировали либо угрозами увольнения, а в лучшем случае – переводом на 0,5 ставки. «Так и поступили со мной за то, что отказалась платить 3 млн рублей за должность руководителя психиатрической комиссии, которую возглавляла более десяти лет, я была уволена», – говорит Гусейнова.

Тем не менее, несмотря на масштабные мероприятия силовиков, информации о задержании Магомеда Махачева к моменту выхода номера в печать не поступало. Более того, по некоторым сведениям, он сумел заблаговременно скрыться от правоохранителей, и не исключено, что в этом случае он уже за пределами республики, а возможно, и страны.

Впрочем, есть вероятность и другого развития ситуации. Вполне может быть, что Махачев всё же был задержан и находится в здании одной из силовых структур, где с ним проводят специфическую работу в целях наработки максимального количества информации – в лицах, цифрах, паролях, явках…

P. S. Главное бюро медико-социальной экспертизы, больше известное в народе как ВТЭК, без преувеличения можно было назвать местом, где крутились огромные коррупционные деньги. Именно посредством этого ведомства половина населения Дагестана «превратилась» в инвалидов. Спрос, причём, рождал предложения в избытке. Люди были готовы отдать не только последние деньги, но и нередко влезали в долги и кредитовались, чтобы потом чувствовать себя хоть немного социально защищёнными, получая ежемесячные пособия. Но это, по сути, кот в мешке. В связи  с последними событиями, надо отметить, немало таких дагестанцев могут остаться вообще у разбитого корыта, поскольку вполне может быть так, что деньги передали, а вопрос свой пока ещё не решили.

Правда, справедливости ради скажем, что коррупцию в эту структуру принёс, конечно, не Магомед Махачев, но он, безусловно, войдёт в историю как руководитель, при котором ситуация с нарушениями закона в системе обрела угрожающий масштаб и вышла из-под контроля. Есть, правда, неофициальная версия того, почему силовики предприняли такую масштабную операцию в МСЭ. По некоторым сведениям, это стало своего рода данью новому министру здравоохранения Дагестана Джамалудину Гаджиибрагимову. «Черновик» располагает данными, что, будучи человеком из системы ФСБ, он получает полный карт-бланш и поддержку коллег из спецслужб республики в чистке рядов Минздрава и его структурных подразделений. При таком раскладе нельзя исключать скорых визитов и по другим известным адресам домов и офисов.

P. P. S. За несколько минут до отправки этого номера в типографию нам стало известно ещё о некоторых краткосрочных планах силовиков. По данным источников, в ближайшее время в орбиту данных уголовных дел могут быть вовлечены другие известные в республике и за её пределами персоны. Деталей источник не раскрыл, однако намекнул на то, что эти лица очень прочно и надёжно сидели до смены руководства республики.

Нити, как признался собеседник, могут повести как в правительство республики, так и в парламент. ]§[

 

Номер газеты