Васильев дал месяц на размышление: остаться или уйти...

В минувший понедельник, 14 мая, врио главы Дагестана Владимир Васильев провёл рабочее совещание с руководством органов исполнительной власти республики. Совещание шло полтора часа, но оно, как показала практика, имело свои серьёзные последствия для жизни республики. Так, в Дагестане появился новый министр здравоохранения, если в течение месяца не покажут результаты своей работы, то должностей лишатся руководители в УГИБДД МВД по РД и ГУ МЧС РФ по РД, а обещанный Васильевым «стук в дверь» неназванного им чиновника­бизнесмена заставил серьёзно напрячься очень многих представителей республиканского истеблишмента…

В ходе совещания Владимир Васильев предстал (на взгляд корреспондента «ЧК») в роли въедливого профессора, требующего со старательных, но нерадивых студентов крепких знаний предмета. Как показало совещание, Васильев хоть и строгий «профессор», но добрый: «студентам» разрешено будет исправить свои ошибки к обозначенной дате и «пересдать». В противном случае, грозится врио главы Дагестана, последует исключение из института власти…

 

«Отправлю в Москву…»

 

Совещание Васильев посвятил актуальному вопросу: аварийность на дагестанских дорогах. Причиной внимания к этой проблеме стало то, что за пару недель в авариях погибло 18 человек, в том числе и дети. С начала года и по 14 мая в Дагестане зарегистрировано 555 ДТП, в которых погибли 117 человек.

Врио главы РД был недоволен тем, что ряд поручений, которые он дал на аналогичном совещании 9 января, не исполнены. Недопустимое (цитата) количество жертв на дорогах Васильев связывает с тем, что крайне медленно идёт программа «Безопасный город», несмотря на его рекомендации учиться у Татарстана, сумевшего снизить аварийность, в частности, на общественном транспорте, на 30%.

Прежде чем дать слово начальнику УГИБДД МВД по РД Евгению Нечаеву, Васильев высказал всё, что думает по поводу скорости оказания медицинских услуг пострадавшим в ДТП. Он напомнил, что есть правило «золотого часа», оказание помощи в течение которого даёт больше шансов на выживание пострадавшим, а также предложил более эффективно использовать вертолёт Минздрава РД.

«Мы пока не очень научились работать с нашей санитарной авиацией… Мы не видим её в Кизляре (имеется в виду расстрел прихожан местной церкви, произошедший 18 февраля 2018 года – «ЧК»). Она не прилетела к нам… А из Назрани прилетела... Но вот сейчас в Интернете мы видим, как этот вертолёт задействован на мероприятиях, которые не имеют отношения к здравоохранению…» – сказал Васильев, напоминая коллегам кадры небольшого видео, на котором видно, как 12 мая вертолёт Минздрава перевозит реликвии, принадлежащие Муфтияту РД, в Ахвахский район.

«Если это арендованная машина, то ничего страшного нет. Но надо понимать, кто там главный арендатор, на кого вертолёт работает. Надо разобраться, это медицинская авиация или арендуемый  вертолёт с раскраской «министерство здравоохранения», который хоть на свадьбу полетит», – заявил Васильев.

Экс-сотрудник ФСБ, а ныне министр здравоохранения РД Джамалудин Гаджиибрагимов

Нечаев, выйдя к трибуне, начал бодро читать свой доклад, наполненный не только статистикой и выявленными УГИБДД нарушениями, но и отсылками к Генассамблее ООН, признаниями, что «ситуация, откровенно говоря, удручающая», а также пассажами, призывающими сплотиться вокруг проблемы аварийности на дорогах всем министерствам и ведомствам, членам общества.

Но заявлений по существу было больше. Нечаев привёл статистику ДТП, назвал количество погибших и пострадавших, а потом рассказал о причинах, влияющих на аварийность в Дагестане. Гибель детей, как правило, связана с тем, что они в момент движения авто были не пристёгнуты или не сидели в специальных креслах. В числе районов, лидирующих по количеству ДТП, он назвал Буйнакский и Карабудахкентский, так как через них проходит транспортный поток с гор.

Нечаев доложил, что интенсивность транспортного потока с каждым годом растёт, а дороги, в том числе их покрытие, такой нагрузке не соответствуют. К примеру, ФАД «Кавказ», не реконструируемая с 1960 года, рассчитана на 1 800 авто в сутки, а пропускает более 30 тысяч в день. Нечаев сказал о нехватке кадров (ГИДББ пережило сокращение штатов), а также о необходимости строить дороги не только с гладкой поверхностью и отсутствием выбоин, но и с тем, чтобы встречные потоки не могли пересекаться, чтобы было освещение, разметка, дорожные знаки, искусственные неровности, светофоры и многое другое. Он привёл в пример дорогу Махачкала – Дербент, по которой, если соблюдать ПДД, необходимо двигаться со скоростью 40 км/ч. Больше всего ДТП, связанных с состоянием дорог, происходит в Махачкале. Помимо этого, есть и человеческий фактор: умышленное нарушение правил ПДД, сон за рулём, неопытность водителя и пр., а также недофинансирование из республиканского бюджета в части закупки оборудования для автоматического контроля нарушений ПДД. Хотя есть соответствующие правительственные документы, предписывающие выделить средства, но денег ГИБДД пока не видит…

Васильев докладом полицейского остался недоволен. Де­факто он приказал не рассчитывать на увеличение финансирования и штатов, а, опираясь на те ресурсы, что есть, проводить системную работу по улучшению ситуации на дорогах.

«И из того, что вы сказали, есть вопросы, так как многие вещи носят двойственный характер. К примеру, отмена мобильных комплексов фиксации нарушений действительно лучший способ борьбы с коррупцией. Причём коррупцией ваших коллег. Я об этом знаю, и вы об этом знаете. Мы должны оперировать теми возможностями, которыми сегодня располагаем», – заявил врио. В качестве успешных примеров эффективной работы в малом количестве он назвал Москву, Татарстан, Красноярский край.

«Вы, докладывая обстановку, довели картину до безысходности и неспособности решить задачу», – возмущался Васильев, предлагая Нечаеву лично выезжать в проблемные точки и наводить порядок. Он напомнил, как начальник ГИБДД Москвы, объявив охоту на нарушающих ПДД «депутатов и крутых ребят», лично звонил ему и говорил: «Вашего депутата Госдумы поймали! Он сидит в машине, закрылся. Мы его обложили…» По мнению Васильева, бескомпромиссная борьба с нарушителями, даже с теми, кто имеет иммунитет, приводит к переменам ситуации на дорогах.

Васильев договорился с Нечаевым, что они встретятся в рамках соответствующей комиссии и там уже будет дана оценка его деятельности. «Если дела ваши не изменятся, то мы сюда пришлём специалистов из ГИБДД страны. С последующим увольнением. Я вас предупредил», – сказал Васильев и, добавив сталинский пассаж, что «у каждой проблемы есть имя и отчество», собрался слушать доклад замруководителя ГУ МЧС РФ по РД Олега Халилова.

Сразу скажем, что Халилову тоже не повезло. Несмотря на обстоятельный доклад, в котором он рассказал, как реализуется программа «Безопасный город» не только в Дагестане, но и татарстанский опыт (куда ездил повышать квалификацию), Васильеву не понравилось, что Халилов ни словом не обмолвился про то, что конкретно нужно делать в сложившейся ситуации.

 

«Нужна система и эффект!»

 

«Вот зачем вы это рассказываете? Ну зачем? Ну, вы взрослый человек… Вот вы сказали, сколько в Татарстане денег направлено на программу… Там триллионы в бюджете. Нужно протягивать по одёжке ножки. Вы лучше расскажите, что вы делаете. Вот выступает один руководитель, второй вы вступаете. Вы говорите обо всём, о чём угодно, кроме того, что можно сделать. Протоколы, которые составлены, должны исполняться. Ответственность должна наступать. Ничто так не распоясывает наших нарушителей на дорогах, как безответственность, возможность откупиться. Система! Никто из вас не говорит о системе! Вы говорите, что не хватает людей, не хватает денег… Соберитесь! Сконцентрируйтесь! Всего два района, что вы рассказываете? Если мы все навалимся на эти районы, то получим приличный эффект. Вот докладчик говорит два района, где обстановка хуже всех… Вы слышали про эти районы (в докладе Халилова) сейчас? Я не услышал. Там одна тема, а здесь другие решения… На постоянно действующей комиссии вы расскажете, что необходимо сделать, кого надо поменять, если пришло время и так далее… Здесь есть проблема: нет ни кадров, в том числе руководящих, ни денег, поэтому давайте концентрироваться, давайте учиться. Как пилотный проект, если что­то непонятно, давайте пригласим сюда специалистов. Не прокуроров! А специалистов», – сказал врио главы РД и дал время на решение проблемы по линии МЧС, пригрозив, что по итогам совещания, которое пройдёт через месяц, уже будут приниматься кадровые решения.

Если вызванные к трибуне Нечаев и Халилов ещё как­то держались, отвечая на вопросы Васильева, то на вышедшего первого замминистра здравоохранения РД Фейзулаха Габибулаева (кстати, 16 мая стало известно, что ему было объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания – «ЧК») смотреть было… тревожно. Было видно, что он сильно нервничает и с трудом говорит, видимо, опасаясь реакции врио.

Говоря о том, что делается Минздравом в области оказания оперативной помощи пострадавшим, Габибулаев, в частности, сообщил, что ряд опасных участков трассы прикрыты машинами скорой помощи. Васильев, комментируя сказанное чиновником, заострил на этом внимание: «Вы сказали, что подтянули медицину к сложным участкам. Спасибо вам за это! В следующий раз, когда будете докладывать, расскажите, как на этих участках изменилась ситуация. Это ведь реальные данные (вы привели)?»

Чиновник ответил утвердительно. Отметим, что в числе пунктов, «прикрытых медициной», Габибулаев назвал и Джемикентский пост, хотя, как уверяют некоторые местные жители, в реальности картина чуть­чуть иная…

Выслушав ряд докладчиков по дорожной проблеме, Васильев, когда докладывала по ситуации в республике со школьными автобусами вице­премьер – министр образования и науки РД Уммупазиль Омарова, предложил присутствующим задуматься над тем, что их детей в школу возит автобус десятилетней давности с водителем, получающим в месяц 8 тысяч рублей. Руководители министерств и ведомств, многие из которых – обладатели дорогих внедорожников и импортных «служебок», возможно, не совсем поняли этот посыл Васильева, но бурагозить не стали. Приказано понять – поймём…

 

Старт с минуса

 

В целом же критика досталась не только указанным персонам, но и первому замруководителя Агентства по дорожному хозяйству РД Магомеду Тагирову, а также руководителю УФССП РФ по РД Низами Галимову. Васильев внимательно слушал, что они говорят, задавал уточняющие вопросы, а затем реагировал.

К середине совещания сложилось стойкое впечатление, что врио главы РД собрал чиновников разного уровня не для того, чтобы выслушать их, а для того, чтобы высказаться самому.

К примеру, реагируя на заявление Галимова, что приставы, несмотря на малую численность и большую нагрузку, показывают результат выше (по сборам, исполнению, возбуждению и пр.), чем среднероссийские показатели, Васильев мягко пригрозил: «Я вас туда (в Россию) отправлю».

«Я то же самое (высокие результаты по сравнению со среднероссийскими – «ЧК») слышал, когда обсуждали налоговые достижения республики. Но я не соглашаюсь с этим, потому что важна точка, с которой начинается старт. У нас предельно низкая стартовая точка. Она ниже нуля (по собираемости) по отношению к среднероссийским показателям. И когда кто­то из руководителей пытается манипулировать цифрами, что у нас проценты выше, чем по России… Коллеги, я вас туда отправлю! Я уже говорил это начальнику налоговой: дам хорошие рекомендации, езжайте и работайте… Здесь нужно работать совершенно по­другому!» – напутствовал Васильев руководителя республиканского УФССП.

Затем Васильев напомнил, как в прошлом собирал представителей заправочного бизнеса с призывом к ним платить налоги. «Часть из них отреагировала: мы за этот квартал дополнительно собрали 1 млрд рублей налогов. Посмотрим, что будет дальше…» – сообщил Васильев, а затем пересказал свой диалог с одним из бизнесменов. Как передаёт врио главы РД, бизнесмен, после того как увеличил платежи в бюджет на 10%, получил острастку от своего работодателя и финансиста, который требовал, чтобы тот платил в казну не больше 5%.

«А откуда мы возьмём деньги на решение обсуждаемых тут проблем? Не должно быть стрижки газона (работы по верхам)! Обрушивайтесь вместе на проблемные участки, наказывайте. Если необходимо, прямо на месте! Вы что, до сих пор не поняли, что ситуация изменилась?! Мы будем жёстко профилактировать тех, кто уклоняется от уплаты налогов. Заведём список тех, кто платит, и тех, кто уклоняется», – предупредил Васильев.

 

Кадровый вопрос

 

Примерно под конец совещания обсуждался кадровый вопрос: руководитель управления по вопросам госслужбы, кадров и госнаградам АГП Артур Исрапилов коротко сообщил о результатах конкурса по отбору кадрового резерва. Васильев одобрительно высказался об его итогах, а затем решил объяснить, почему назначил экс­мэра Дербента Малика Баглиева министром строительства и ЖКХ РД, а в его замы был взят вне кадрового резерва его зам – Рустам Фарманов.

Врио главы РД с сожалением отметил, что более чем из тысячи участников конкурса только двое участвовали по направлению «Строительство», да и то уровень их подготовки не готов к масштабным проектам. Они, как и другие резервисты, будут обеспечены работой, обещал Васильев.

Отметим, что Фарманов, начавший работать в 19 лет с должности специалиста по банковскому аудиту ООО АФ «Русь – Аудит» (ИНН0541025002), почти всю свою трудовую карьеру проделал рядом с Баглиевым, начиная со Счётной палаты РД (2009­2013), затем – в Министерстве труда и соцразвития РД (2013–2015), а затем (2015–2018) – заммэра Дербента. Теперь этот незаменимый помощник – замминистра строительства и ЖКХ РД.

Отметим, что работа в АФ «Русь – Аудит» интересным образом выводит Фарманова на семью соратника Баглиева – замруководителя Управления по противодействию коррупции АГП Магомеда Калантарова. (Читателю «Черновика» знаком по уголовным делам, связанным с мошенническими операциями со средствами, выделенными для строительства жилья пенсионерам органов Наркоконтроля.) В биографии Калантарова работа в 1998 году в должности замначальника налоговой полиции, как раз в тот период, когда Баглиев возглавлял (с 1994 г.) отдел Управления Департамента налоговой полиции России по РД. Группа Баглиева­Калантарова довольно обширна. К примеру, Магомед Калантаров и племянница экс­мэра Дербента Ариза Баглиева, являвшаяся замначальника Управления надзора и контроля в сфере образования, входили в Комиссию по противодействию коррупции при Министерстве образования и науки РД.

В число соучредителей «Русь – Аудит» входит ООО «АК «ЦЕСТРИС АУДИТ» (ИНН 0562021993), генеральным директором которого является Дибир Магомедович Калантаров.

 

Здоровье на доверии

 

Там же Васильев представил нового министра здравоохранения РД Джамалудина Гаджиибрагимова. Новый кадр, возглавлявший до этого медико­санитарную часть УУФСБ РФ по РД, представляясь собравшимся, сразу же сказал, что для полноценной работы ему будет нужна поддержка Васильева. Врио главы РД заявил, что он готов помогать Гаджиибрагимову, косвенно подтвердив, что даже работа в ФСБ не является гарантией того, что отрасль начнёт тебе подчиняться. В силу сложившихся внутри правил…

Гаджиибрагимов отметил, что в числе приоритетов у него повышение качества всех видов медпомощи, а также работа над её доступностью. Он намерен мониторить движение лекарственных средств от производителя до пациента, вытесняя тем самым из оборота фальсификат и некачественные препараты.

«Готов осуществлять контроль за рациональным, обоснованным и эффективным расходованием бюджетных средств», – отчеканил Васильеву новый министр здравоохранения…

P. S. Закончилось совещание декларацией Васильева о том, что он пришёл в Дагестан надолго: «Министр спросил меня: «А вы надолго?» Я хочу сказать всем: я буду здесь до тех пор, пока меня поддерживает президент России и большинство народа Дагестана».

Отметим, что этим заявлением Владимир Васильев, во всяком случае, для себя, поставил точку в вопросе, кого выдвинет Владимир Путин в главы Дагестана к сентябрю этого года: его или премьер­министра РД Артёма Здунова. Латентное противоборство двух команд, сформировавшихся на обломках власти Дагестана, становится всё явнее. И одним из таких сигналов можно назвать демарш Здунова, произошедший, как сообщают наши источники, 16 мая в Доме дружбы на совещании, посвящённом ЕГЭ, летнему отдыху детей и обеспечению детей­сирот жильём.

В ходе одного из докладов министр образования и науки Дагестана Уммупазиль Омарова, отвечая на вопрос Артёма Здунова об обеспеченности школ республики учебниками, назвала цифру, превышающую 100 процентов. Удивившись таким цифрам, премьер решил поинтересоваться по этому же вопросу у нескольких руководителей управлений и отделов образования городов и районов. Те, в свою очередь, привели совершенно другие данные, в которых цифры были куда меньше 100 процентов.

Небольшая дискуссия с финансовым оттенком повернула стрелки на казначейство. Убедившись в том, что в зале присутствует представитель казначейства, Здунов задал вопрос и ему, на что получил ответ, что положенную сумму денег казначейство своевременно переводит в структуры министерства образования и науки, а за остальные огрехи отвечать не может.

В зале, как делится наш источник, нависла тишина, которую нарушил жёсткий скрип ножек стула Артёма Здунова. Сказав, что не может находиться при таком разговоре, он демонстративно покинул совещание.

После небольшой разрядки ситуации, делится собеседник, Уммупазиль Омарова заняла ещё не успевший остыть стул премьера и словами «продолжаем совещание» попыталась повести разговор в более конструктивном русле. Но тут же один за одним зал начали покидать присутствовавшие главы муниципальных образований. На неоднократные вопросы министра, куда и почему они уходят, никто из них не ответил… ]§[

Номер газеты