[ Сына за отцом ]

Первое заседание Народного Собрания IV созыва началось 4 апреля ровно в 9 утра. По регламенту-традиции, место председателя парламента до избрания нового спикера занял самый старший из избранных депутатов – Джамалудин Алиев. К слову сказать, Алиев избирается в органы представительной власти уже в одиннадцатый раз, так что в кресле главы парламента он чувствовал себя легко и непринуждённо. Так же легко он позже уступит это место новому председателю Народного Собрания.

Первое заседание Народного Собрания IV созыва началось 4 апреля ровно в 9 утра. По регламенту-традиции, место председателя парламента до избрания нового спикера занял самый старший из избранных депутатов – Джамалудин Алиев. К слову сказать, Алиев избирается в органы представительной власти уже в одиннадцатый раз, так что в кресле главы парламента он чувствовал себя легко и непринуждённо. Так же легко он позже уступит это место новому председателю Народного Собрания.

После стандартных слов приветствия и поздравлений Алиев предложил депутатам зарегистрироваться с помощью электронной системы голосования. И тут случился казус. По итогам регистрации монитор показал присутствие всего лишь 38 депутатов из 72. Как оказалось, депутаты, избранные впервые и не знакомые с технической базой НС, просто не нажали на нужные кнопочки, а может, переволновались от осознания той ответственности, которая 11 марта легла на их плечи. Опытный председательствующий и президент с трибуны начали объяснять депутатам устройство системы голосования. Разобравшись в ситуации со второй попытки, избранники народа зарегистрировались, и монитор показал, что на первую сессию явились 69 депутатов. Отсутствовали, видимо, ещё не выздоровевший лидер фракции «Патриоты России» Эдуард Хидиров, «спросовец» Гази Газиев, а также один не идентифицированный «единорос». Членов партии легко можно было сосчитать, так как депутаты фракции «Единая Россия» символично заняли весь правый сектор, а депутаты остальных партий разместились в левом секторе.

Удостоверившись в наличии кворума, Джамалудин Алиев объявил об открытии первой сессии Народного Собрания IV созыва. Заседание началось с того, что все присутствовавшие торжественно стояли под звуки российского и дагестанского гимнов. Затем слово взял Муху Алиев. Ничего нового, помимо поздравлений, из уст президента не прозвучало, хотя вся его речь была пропитана надеждой на новый парламент. Закончив выступление, глава республики занял своё место в углу зала. Кроме президента, среди приглашённых находились председатель Правительства РД Шамиль Зайналов, практически весь состав кабинета министров, а также сидевший рядом с Адильгереем Магомедтагировым Гаджи Махачев.

После небольшого музыкального отступления слово вновь взял председательствующий, который попросил депутатов утвердить повестку дня первой сессии: «Кто будет себя правильно вести и вовремя голосовать, получит вот такой (показывая на лацкан своего пиджака) значок депутата». Поскольку стимул был серьёзный, депутаты единогласно приняли повестку.

С докладом об итогах выборов был приглашён председатель ИК РД Магомед Халитов. Последующие десять минут из его уст лилась статистика проделанной работы, а также оглашались нарушения в ходе выборов (о которых редакция «ЧК» писала в спецвыпуске от 13 марта 2007 г.). Также Халитов рассказал об образованности депутатов, и оказалось, что среди них даже есть один ковродел!

Разбавила выступления дагестанских чиновников зачитанная телеграмма главного «спросовца» страны – председателя Совета Федерации Сергея Миронова, пожелавшего депутатам плодотворной работы.

Два капитана

После определения состава счётной комиссии НС, которую возглавил Гамидулах Магомедов, слово вновь взял президент. Он озвучил фамилию кандидатур на должность председателя НС. По его мнению, спикером должен быть представитель партии, набравшей большинство голосов на выборах, то есть «Единой России». Поэтому предложены были Магомедсалам Магомедов и Магомед Сулейманов. Президиум политсовета партии власти рекомендовал кандидатуру Сулейманова, а президент её поддержал, сказав, что Избербаш, главой которого был Сулейманов, превратился под его руководством в один из лучших городов Дагестана. Касательно «НАШЕГО председателя» Магомедова президент заявил, что имел с ним беседу, в ходе которой был сделан совместный вывод о выдвижении его кандидатуры на выборах в Госдуму РФ в декабре текущего года. По словам Муху Алиева, на федеральном уровне молодой политик смог бы применить весь свой политический опыт работы и личный потенциал. Уходя, Муху Алиев как-то небрежно махнул рукой и покачал головой...

На трибуну вышел сам Магомедов, который, не глядя в листкок, заявил следующее: «Я принял решение не выставлять свою кандидатуру на пост председателя Народного Собрания. Это я сделал, несмотря на многочисленные просьбы избирателей. Это я сделал, несмотря на то, что большинство из вас гарантировали и обещали мне свою поддержку. Спасибо вам за это. Это решение я принял после консультации с президентом Дагестана. Мы пришли к мнению, что на этом этапе целесообразно было бы использовать мой потенциал на федеральном уровне. Мне такое предложение было сделано, я посчитал его интересным и достойным. Особенно в свете популярности партии «Единая Россия» в последнее время. Спасибо всем, кто со мной работал. Я думаю, что народ окажет мне доверие. Мы все должны помнить, что единственным источником власти является наш многонациональный народ. И все мы должны испытывать чувство высокой ответственности за его настоящее и будущее. Я же, в свою очередь, буду работать на том участке, который вы мне доверите».

Речь, произнесённая с достоинством, всё же напоминала лебединую песню, а в голосе молодого политика проскальзывали нотки досады и ещё неполного осознания факта «я больше не спикер».

Выйдя из-за трибуны, Магомедов направился к выходу и, сопровождаемый бурными аплодисментами, захлопнул за собой дверь. Возможно, дверь в дагестанскую власть. Увидев уход своего лидера, группа поддержки Магомедова буквально сорвалась со своих мест на балконе и поспешила за ним.

Кают-компания

Тем временем на трибуну был приглашён единственный кандидат на должность председателя НС. Сулейманов начал свою речь с благодарности президенту за оказанное доверие. Потом поздравил своих коллег с началом работы: «Я вас знаю – вы меня знаете. Я желаю вам хорошей работы на благо Республики Дагестан». Во время речи будущего спикера к президенту подошёл Адильгерей Магомедтагиров и, шепнув что-то на ухо, ушёл из зала. Видимо, отпросился. Председательствующий поинтересовался, есть ли вопросы к кандидату в спикеры, на что получил возглас из зала: «Да мы знаем его!». Затем слово попросил лидер, по идее, оппозиционной фракции «Справедливая Россия» Камил Давдиев, который своей речью продемонстрировал знание политико-экономических терминов, а также историю развития города Избербаш в бытность его мэром Сулейманова, впрочем как и личные достижения самого спикера. По завершении выступления Джамалудин Алиев попросил выступавшего представиться, так как его могут не все знать. По всей видимости, главной целью речи незнакомого многим Давдиева и была презентация самого себя в парламенте, так как в перерывах он одиноко ходил по залу или уныло стоял рядом с однопартийцем Николаем Покорским. Следующим хвалить избергского мэра вышел «едрос» Сейфулах Исаков. Судя по речи этих двоих, Сулейманов сделал из города рай.

Голосование за «внесение в бюллетень для тайного голосования тайную кандидатуру председателя», как выразился председательствующий, прошло единогласно, впрочем как и все последующие голосования. А вот чтобы депутаты случайно не ошиблись при голосовании по бюллетеням за выдвинутую президентом кандидатуру, Муху Алиев, как и в случае с кнопками, объяснил депутатам, что и как делать.

Во время самой процедуры голосования в зале царила непринуждённая обстановка, которая наталкивала на мысль о том, что уставшие от первого дня работы депутаты ждут банкета. Голосование Газимагомеда Магомедова (Гимринского) было отмечено активным единичным рукоплесканием, исходившим с территории, на которой сидел депутат Испай Омаракаев. В последующем каждый подход Гимринского к урне сопровождался таким аккомпанементом. Сам Сулейманов, взяв бюллетень, улыбнулся и рукой в воздухе сделал жест, зачёркивающий фамилию кандидата. Видимо, так он своими руками пытался положить начало деятельности оппозиции в парламенте. В это время в зал вошёл Гамзат Гамзатов, облачённый в костюм светлого цвета, кстати непопулярный в среде политиков. К нему сразу же подошли сын – «едрос» Тимур Гамзатов – и «спросовец» Шамиль Исаев. Кто-то из глубины зала начал выкрикивать: «Гунибские, гунибские!». Добавим, выходцев из этого района в парламенте большинство, к двум перечисленным можно добавить ещё и Абусупьяна Хархарова. Особенной же популярностью среди депутатов пользовался Ахмед Азизов: во время каждой паузы его облепляла кучка людей, с которыми он вёл активную беседу. А глава Гергебильского района Магомед (Махач) Магомедов (Большой Махач) вообще чувствовал себя в НС как у себя дома и едва успевал здороваться и обниматься со всей политической элитой республики.

У штурвала

После логичного избрания и утверждения Магомеда Сулейманова на должность председателя, он, пожав руку Муху Алиеву, занял ещё не остывшее кресло.

Уже новый спикер предложил на утверждение кандидатуры своего первого заместителя и заместителей. Как и в парламенте Магомедсалама Магомедова, первым замом стал Николай Алчиев, а заместителями были избраны Насир Гайдаров и Артур Исрапилов. Таким образом, весь руководящий состав НС оказался монопартийным по своей принадлежности. Так как и председатель, и заместители представляют «Единую Россию». Затем были избраны председатели комитетов. Комитет по законодательству возглавил Сейфулах Исаков, который сменил должность заместителя министра ЖКХ на депутатский значок. Комитет по бюджету, финансам и налогам вновь вернулся в руки Сергея Пинхасова. Суракат Асиятилов тоже вновь был избран главой комитета по межнациональным отношениям. Комитет по здравоохранению отошёл к коммунисту Мурзадину Авезову, а по экономической политике – к «спросовцу» Вахмураду Курчаеву. Комитет по аграрной политике возглавил не представитель «Аграрной партии», а «единорос» Алихан Хизриев. Асият Алиевой было доверено руководство комитетом по образованию, науке и культуре. Наверно, тяжело будет совмещать управление бизнесом и комитетом по строительству и ЖКХ Сеферу Алиеву. Комитетом по местному самоуправлению будет управлять Абдулмуслим Курбаналиев. А самый молодой депутат Нариман Курбанов на профессиональной основе будет руководить комитетом по экологии и природным ресурсам. Николай Алчиев попросил депутатов проявить активность и записываться в различные комитеты, иначе их запишут в комитеты, которые им не по душе, и они не будут туда ходить.

Последним решением депутатов за первый день работы было утверждение кандидатуры Атая Алиева в качестве сенатора от Дагестана в Совете Федерации. ]§[

Номер газеты